Толкование переворота: техника государственного переворота. Китай: Небо дает мандат на правление.

May 09, 2010 09:00

Александр Собянин: Концепция Мандата Неба - едва ли не первая в истории Китая сознательно созданная и хорошо логически обоснованная социально-политическая теория - сыграла решающую роль в легитимизации власти немногочисленного племени чжоусцев: их право на власть оказалось неоспоримым потому, что оно было санкционировано самим Небом, ставшим верховным божеством в Китае. Небо же, согласно этой теории, санкционировало эту власть не потому, что чжоусцы оказались сильнее других, а вследствие того, что на их стороне были мудрость и добродетель. Позднее конфуцианские историографы введут понятие уван гэмин, означающее утрату мандата Неба на управление страной и передачу этого права другому лицу.



Площадь Тяньаньмэ́нь (Tiān'ānmén Guǎngchǎng), попытка госпереворота, 5 июня 1989 года. Фото, ставшее знаменитым на весь мир.
Копирайт фото: AP, Jeff Widener.

Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Киргизский Тюльпан-2. Улыбчивый харизматик Обама начал, холодноглазый Путин дзюдоистски завершает. // Журнал RELGA. №5 [203]. 10.04.2010.
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2601&level1=main&level2=articles

Текст с Релги.Ру продублирован на "ЖЖ Собянин":
Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 1. О госперевороте в Киргизии в 2010 г.: Один ярлык - плохо. Два ярлыка - хорошо! 114 дней Тюльпана-2. Тюльпан-2. Важнейшие итоги госпереворота.
http://sobiainnen.livejournal.com/7484.html

Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 2. Исторический Китай: Небо дает мандат на правление.
http://sobiainnen.livejournal.com/7878.html

Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 3. Индия: Царь, который по неразумию беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.
http://sobiainnen.livejournal.com/8012.html

Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 4. Монголия: Силой вечного Неба, Покровительством великой Харизмы
http://sobiainnen.livejournal.com/8253.html

Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 5. Бренд Италии "Макиавелли"
http://sobiainnen.livejournal.com/8655.html

Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 6. Малапарте о Сталине и Троцком в 1927 году
http://sobiainnen.livejournal.com/8737.html

Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 7. 12 выводов и рекомендаций
http://sobiainnen.livejournal.com/9029.html

Часть 2. Исторический Китай: мандат Неба на правление, конфуцианство, легизм.
(под катом текст раздела "Толкования переворота" по Китаю)


ТОЛКОВАНИЕ ПЕРЕВОРОТА. ЧАСТЬ 2.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КИТАЙ

Подготовлено по просьбе Региональной общественной организации "Русское стрелковое общество", в рамках мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке к службе в Вооруженных силах России.
Исполнители: исследовательская группа "Евразия-2" журнала "Профи" (издатель - РОО "Русское стрелковое общество"), руководитель группы Собянин Александр Дмитриевич.
Дата окончания исследования: октябрь 1999 г.
Первопубликации: 13.04.2010 ИА Регнум, 16.04.2010 Релга.Ру.

Либеральная техника защиты государства была и есть бессильна против коммунистической техники государственного переворота; бессильна она и против техники фашистского переворота.
Курцио Малапарте

Как показывает опыт, заговоры возникают часто, но удаются редко…
Никколо Макиавелли

Совершить государственный переворот можно как в отсталой стране СНГ или латиноамериканской республике, так и в благополучной европейской державе, как в условиях революционного подъема масс, так и во время всеобщей депрессии. Как сожалел еще в 1931 году итальянский дипломатический работник Курцио Малапарте, мало кто из лидеров демократических государств изучал технику государственного переворота, крайне безответственно полагая, что полицейских мер в нужный момент будет достаточно.

Человеку свойственно стремление к улучшению своего положения, к увеличению личной власти или благосостояния, а также стремление к лучшему устройству жизни своего народа. Поскольку понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо у разных людей различное, то извечно стремление отодвинуть от власти тех, кто правит не так, как надо. Естественно поэтому стремление того или иного лидера, считающего себя достойным, чтобы быть руководителем государства, придти к власти самому. Для этого он употребляет государственный переворот, дворцовые интриги или раздувает гражданскую войну. Большую войну можно при этом исключить, поскольку захватчик никогда не руководствуется желанием смести того или иного правителя. Захватчику нужна территория, природные ресурсы и население. Если у агрессора-победителя нет возможности править самому, он приводит к власти подконтрольного местного лидера, что, конечно, может происходить и посредством дворцового или государственного переворота, революции и гражданской войны.

ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД - НЕБО ДАЛО МАНДАТ НА ПРАВЛЕНИЕ

Анализируя историю Китая, сразу обращаешь внимание на множество императорских династий, сменявших друг друга на протяжении веков. Среди тех, кто правил империей, волею судьбы оказывались и простолюдины, и полководцы, иногда к власти приходили талантливые администраторы, матери или жены императоров, "правя из-за занавеси" от имени своих слабых мужей или сыновей. Слабые или сильные, молодые или старые, все они были частью административной системы, где императору отводилась роль своеобразного посредника, связующего звена между небом и землей. В Китае в эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.) сложился культ Неба (тянь) как некоего высшего начала, руководящего всем, что происходит на земле. Если дела шли плохо, это означало, что император утратил доверие Неба, - тем самым оправдывались любые выступления народа против правителя, и подводилась основа для оправдания революций. Возможно, именно в этом кроются причины насыщенности китайской истории массовыми народными движениями.
Китайское слово "гэмин" (обычно переводимое как "революция" или "переворот") по своему происхождению намного старше европейских аналогов. Народ вслед за Небом отворачивался от правителя, и к власти приходил другой. Иными словами, по представлениям древних китайцев, если к власти приходил другой правитель, значит, это было угодно Небу.

В конце эпохи неолита в бассейне реки Хуанхэ появляется достаточно развитая культура государства Шан-Инь (18-11 века до н.э.). Уровень развития этой культуры позволял производить качественное оружие из бронзы, боевые колесницы и орудия для ремесел, строить города. В Шан-Ине существовала развитая иероглифическая письменность, было развито шелководство и многое другое. Будучи сильным государством, иньцы вели активную внешнюю политику, стремясь к расширению своих территорий. Большинство их соседей предпочитало вассальные связи опасности подвергнуться опустошению со стороны иньского войска. К числу таких соседей, признавших сюзеренитет иньского князя и отправлявших ему дань, относилось и племя Чжоу.

Чжоуские предводители получали от иньского князя утверждение титулов, а в конце Инь даже приобрели престижную должность "си бо" ("властитель Запада"). Благодаря этому они стали набирать силу и создали коалицию племен, которая в конечном счете и разгромила Шан-Инь. Первым си-бо, начавшим сколачивать коалицию, был чжоуский вождь Цзи Ли. И хотя эта попытка кончилась для него печально (он был убит во время очередного визита с данью ко двору иньского князя), его дело продолжил сын и наследник по имени Чан будущий знаменитый чжоуский правитель Вэнь-ван. Умный и осторожный, Чан, оказавшись в плену у иньского князя, сумел откупиться и продолжить деятельность по объединению недовольных владычеством иньцев племен. Сам он не успел довести свою деятельность до конца, но это дело завершил его сын, который в 1027 году до н.э. разгромил Шан-Инь и провозгласил себя новым властелином под именем У-ван.

Немногочисленное племя Чжоу оказалось хозяином территории, охватившей почти весь бассейн реки Хуанхэ. Перед чжоускими вождями стала нелегкая задача организовать управление многочисленным населением.

Правители династии Западное Чжоу (1027-771 гг. до н.э.) были первыми правителями древнего Китая, которые стали называть себя Сыновьями Неба. Их усилиями (и в первую очередь усилиями Чжоу-гуна, регента при малолетнем правителе после смерти У-вана) с целью легитимизировать свою власть была выработана концепция этически предопределенного права на власть, т.е. учение о Мандате Неба (тянь мин). Согласно этому учению, Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. С этой точки зрения была подвергнута официальному пересмотру вся предшествующая история.

Согласно концепции Чжоу-гуна, зафиксированной в ранних главах книги исторических преданий Шуцзин, некогда на территории Китая существовала династия Ся (2205-1766 годы до н.э.), имевшая законное право на власть, но лишившаяся этого права потому, что последний ее представитель Цзе (1818-1766 годы до н.э.), отличался жестокостью и вел себя недостойно. Именно вследствие подобного хода событий, санкционированного Великим Небом, власть оказалась в руках основателя династии Инь Чэн Тана (1766-1760 гг. до н.э.) - ему далось свергнуть тирана и объединить Поднебесную под своей властью. Иньцы долго владели небесным мандатом, но последний иньский правитель Чжоу Синь (1154-1122 гг. до н.э.) в силу опять-таки своей недобродетельности и жестокости утратил право на него, в результате чего великий мандат Неба оказался в руках правителя племени чжоу Вэнь-вана.

Концепция Мандата Неба - едва ли не первая в истории Китая сознательно созданная и хорошо логически обоснованная социально-политическая теория - сыграла решающую роль в легитимизации власти немногочисленного племени чжоусцев: их право на власть оказалось неоспоримым потому, что оно было санкционировано самим Небом, ставшим верховным божеством в Китае. Небо же, согласно этой теории, санкционировало эту власть не потому, что чжоусцы оказались сильнее других, а вследствие того, что на их стороне были мудрость и добродетель. Позднее конфуцианские историографы введут понятие уван гэмин, означающее утрату мандата Неба на управление страной и передачу этого права другому лицу.

С 770 года до н.э. династия стала называться Восточной Чжоу. Именно тогда вторжение племен цюаньчжун вынудило правящий дом перенести столицу на восток. Это была эпоха упадка чжоуских правителей. Сын Неба перестал быть всевластным сюзереном и стал играть скорее формальную роль. Практически государство распалось на целый ряд независимых государств. Ко времени Конфуция (551-479 гг. до н.э.) в связи с ослаблением власти чжоуского правителя пошатнулась и вера в небо, и Конфуций приложил много усилий, чтобы эту веру восстановить и привлек на службу своей теории традиционную веру китайцев в божественную силу Неба. Когда на рубеже 6-5 веков до н.э. перед страной стала задача объединения, первой и наиболее важной для Китая системой взглядов и решений острых проблем оказалось конфуцианство, со временем во многом определившее параметры китайской цивилизации.

ЦАРЬ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ - КОНФУЦИАНСТВО

В учении Конфуция Небо выступает в качестве высшей целенаправляющей силы, от которой зависит судьба всех жителей Поднебесной, от простого крестьянина до правителя. Постичь веления Неба суждено не каждому, для этого нужно обладать знаниями и соблюдать "ли" -- систему морально-этических принципов, в которую входят почитание предков и особенно родителей, человеколюбие, уважение к старшим и подчинение им, честность, искренность и т.п. Носителем всех этих норм поведения, естественно, является благородный муж (цзюньцзы).

Согласно концепции Конфуция, главой государство мог быть только благородный муж. Считается, что эта концепция возникла, так как Конфуций, признавая верховную власть правителя, выступал противником деспотического правления и стремился ограничить права царя.

Правителю, принявшему концепцию Конфуция, приходилось взваливать на себя бремя обязанностей благородного мужа. Роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов "ли", отводилась конфуциански образованным чиновникам, составлявшим ближайшее окружение царя. Эти чиновники выступали ныне в роли земных интерпретаторов небесной воли и стали, таким образом, обладателями мощного идеологического оружия. Небо, по мнению Конфуция контролировало не только деяния простых смертных, но и поступки правителя. Оно в первую очередь должно бы следить, насколько верен правитель принципам его учения. Отныне над правителем нависала постоянная угроза потери власти, если он сошел бы с начертанного Конфуцием пути. Горе тому правителю, которого оставило Небо, - это значит, небесный отец покинул своего неблагодарного сына, а в представлениях общинников, почитавших старшее поколение, отречение отца от сына было самым тяжким наказанием. От такого сына отворачивалась вся община и он превращался в изгоя.

Поскольку волю Неба, выражавшуюся через различные природные явления, могли постичь и объяснить народу лишь конфуцианские сановники, фактически правитель попадал по контроль своих же сановников: в случае какого-нибудь крупного конфликта ничто не мешало им, выгодно истолковав любое явление природы (засуху, появление кометы и т.п.), выдать его за голос Неба - пустить слух о недовольстве Неба правителем. Видимо, именно поэтому учение Конфуция встретило такую поддержку наследственной аристократии и нашло горячий прием в тех царствах, где власть правителя была еще слаба.

Вслед за Конфуцием такой видный последователь его учения, как Мэнцзы (372-289 годы до н.э.), выдвинул тезис о праве народ выступать против недобродетельного правителя.

ПОРЯДОК ПРЕЖДЕ ВСЕГО - ЛЕГИЗМ

Эпоха Восточного Чжоу, подразделяющаяся на Период Весны и Осени (8-3 века до н.э.) и Период Борющихся Царств, была эпохой ожесточенных междоусобных войн. Карта страны перекраивалась, и наиболее могущественным царством стало царство Цинь, правитель которого (будущий знаменитый император Цинь Шихуан) сумел довести до победного конца борьбу за гегемонию и в 221 году до н.э. объединил Китай под свое властью правление Цинь Шихуан-ди прошло под девизами легизма - если не считать конфуцианства, наиболее влиятельной философско-политической доктрины чжоуского Китая.

Основной тезис легизма - культ закона, точнее, административных распоряжений осуществляющего централизованную власть правителя.
Система, созданная Цин Шихуаном, была жесткой и эффективной: на всю страну был распространен принцип круговой поруки, за особо тяжкие преступления уничтожались все родственники преступника, последовали насильственные переселения родовой знати с тем, чтобы оторвать их от родных корней. Основанное на принципе казарменной муштры государство смогло за короткий срок осуществить ряд грандиозных проектов, в частности, для защиты от кочевников была выстроена Великая Стена, стоившая многих десятков тысяч жизней.

Император умер в 210 году до н.э., и вскоре по стране прокатилась волна народного возмущения. Началось восстание, в ходе которого на передний план вышел крестьянин Лю Бан (247-195 гг. до н.э.), который в 202 году до н.э. провозгласил себя императором новой династии - Хань. Легизм как слишком бесчеловечная система был отброшен, и альтернативой оказалось конфуцианство. И конфуцианские историки, словно в благодарность за это, вновь заговорили о мандате Неба в связи с Лю Баном, ставшим императором Гао-ди.

Лю Бан (основатель династии Хань) вряд ли мог считаться носителем принципов ли, ибо Конфуций не допускал и мысли о том, что человек из народа сможет осознанно воспринять учение о Небе. Известно, что Лю Бан был плохо образован, говорил с крестьянским акцентом, а своим поведением и лексикой шокировал образованную знать. Однако историки-конфуцианцы иллюстрировали идею стремительной карьеры Лю Бана именно мандатом Неба, всячески подчеркивая, что небо отвернулось от бесчеловечных правителей Цинь, виноватых более всего в том, что они сжигали конфуцианские книги и однажды закопали живьем конфуцианских оппозиционеров. Лю Бана же они наделили конфуцианскими добродетелями образованного мужа.
400 лет спустя конфуцианцы же доказывают, что время Ханьской династии миновало: куры запели петухами, во дворец влетела черная туча и т.д. В 184 году н.э. вспыхивает восстание, получившее название "Желтых повязок". Восстание было подавлено, но оно привело к падению империи: началась междоусобная война между военачальниками за власть (см. "Троецарствие").

Таков взгляд древнего китайского политика на переворот. Следуешь ли ты закону и правилам как легист или идешь по пути благородного мужа как конфуцианец, но должен достойно править принадлежащим тебе народом во благо государства прежде всего, иначе Небо отворачивается от тебя и ничто уж не спасет от государственного переворота или народной революции.

ИА REGNUM, Евразийский Союз, легизм, Китай, Релга.Ру http://www.relga.ru, технологии госпереворотов, США в Киргизии, Евразийский Интернационал, смена власти в Китае, США в Средней Азии, Бакиев Максим Курманбекович, 114 дней киргизской революции, госперевороты в Китае, даосизм, революция в Киргизии, Ассоциация приграничного сотрудничества, Россия в Киргизии, эмансипация достоинства человека, Акопов Александр Иванович, Тюльпан-2, Собянин Александр Дмитриевич, госпереворот в Киргизии, Путин Владимир Владимирович, оранжевая революция, технологии оранжевых революций, Россия в Средней Азии, новая Большая страна, госперевороты, конфуцианство

Previous post Next post
Up