Давненько не писал я о своём зимнем путешествии... И не то, что времени не было, а просто так случилось, что именно с этим кусочком маршрута нам не очень повезло. Но я превозмог. И написал.
Ведь как хорошо путешествовать в составе организованной группы - везет тебя автобус, экскурсовод рассказывает про проезжаемые достопримечательности, любой город среднего размера можно быренько осмотреть из окна того же автобуса буквально за полчаса, в ресторан покушать тоже привезут, уж не говоря про отель. Знание языка опять же не так важно. Даже моя всего (ну ладно, хорошо, почти всего) боящаяся мама так ездила по Европе, и была довольна (ну ладно, хорошо, почти довольна).
Однако иногда возникают всякие «почти». Потому что отель иногда расположен неудобно, потому что ресторан вроде и ничего, а вот тот напротив - поинтереснее, и главное - хочешь погулять немного по понравившемуся городу - а отстать от автобуса боишься, бегом ищешь место сбора, успеваешь и потом долго ждёшь опоздавших и ругаешься про себя.
То ли дело самостоятельно. Где хочешь - там и обедаешь, сколько хочешь, столько и гуляешь, что нравится, то и смотришь, сам выбираешь отель и маршрут, сам опаздываешь к отъезду и сам пытаешься потом догнать расписание. Правда, если с чем-то не угадаешь, или что-то упустишь, то и винить кроме себя - некого.
К чему это всё? К тому, что вторая часть путешествия была настолько буквально набита тем, что хотелось посмотреть, что не выдержала и лопнула. Слишком долго пробыв в Курмайоре, мы приехали в
Берн уже к вечеру, и пришлось оставлять часть осмотра на утро, и потом уже днём смотреть
Базель, и потом оказалось, что мы не успеваем вовремя в авто- и железнодорожный музеи в Мюлузе, и пришлось их переносить на следующий день, а в Кольмар - наоборот, ехать прямо сейчас, под вечер. Кто-нибудь может сказать мне - «а надо тщательнее готовиться, прорабатывать маршрут, пропускать менее интересное в ущерб более интересному». Но даже сейчас, уже почти год спустя, написав про большую часть маршрута, я не могу сказать - вот это можно было не смотреть, а вот здесь пробежать быстрее... Более того, есть подозрение, что увеличение отпуска на еще один-два дня привело бы не к более тщательному осмотру, а к добавлению еще 2-3-5 городов по дороге.
Граница в между Францией и Швейцарией в Базеле организована слишком необычно для человека, воспитанного в духе «граница на замке». Выезжаешь из центра Базеля, осматриваешься, по указателям въезжаешь в промзону с цехами, складами, поворачиваешь-поворачиваешь-поворачиваешь между ними, и за очередным поворотом стоит неприметная будочка, в которой толстый человек в форме раскладывает на компьютере пасьянс, не обращая внимания ни на что, кроме карт на экране. Проезжаешь, и едешь по такой же промзоне, но уже во Франции. И так до самого Мюлуза.
Сверху. Городская ратуша. Все фигуры, колонны и разные украшательства нарисованы, чтобы создать иллюзию объёмного рисунка на плоской стене. Я, идиот, не догадался снять поближе.
В ратуше находится музей истории города. К сожалению, снимать в музее нельзя, путеводителей нет, а дяденька-экскурсовод, который очень хотел рассказать нам об истории города, говорит только по-французски. Вот пара чужих снимков, чтоб составить впечатление.
Бывший зал заседаний городского совета. На стене гербы, принадлежащие десяти свободным городам Рейна, в союз которых входила Республика Мюлуз в средние века. Постепенно города утрачивали независимость: кто присоединялся к Швейцарии, кто к Германским землям, кто к Франциии. Мюлуз держался до 1798года. Сам герб Мюлуза выглядит как красное стилизованное мельничное колесо, собственно Мюлуз - это искаженное немецкое Mulhausen, "мельница".
Экспонаты музея. Город и его окрестности всегда зарабатывали деньги не торговлей, как соседний Базель, а производством - ткацким, машиностроительным, химическим.
Собственно, кроме площади с ратушей-музеем и запертым собором, смотреть в историческом центре нечего. Если бы нужно было сокращать маршрут, то стоило бы это сделать именно здесь.
Итак, донельзя расстроившись в Мюлузе, понеслись в Кольмар.
Кольмар, в отличие от своего соседа, живёт не промышленностью, а в большОй степени туризмом. Поэтому у всякого мало-мальски значимого объекта стоит табличка (вот такая, как справа, например) где пишут, к чему она тут. Однако, поскольку мы были весь день на ногах/за рулём, практически без еды, перенервничав из-за изменения маршрута - таблички нам не помогли, и надо честно признать, что Кольмар мы толком не увидели, а лишь пробежали. Но и на бегу Кольмар производит всё равно сильное впечатление, постоянно спотыкаешься из-за того, что передвигаешься широко раскрыв рот, высоко подняв голову и уткнувшись носом в видоискатель.
Совершенно пряничный город, при этом никаких отдельно расположенных широко известных достопримечательностей в нём, в общем, нет. Покажу всё-таки фотки, за качество сильно не ругайтесь, снималось уже почти в темноте, дрожащими голодными уставшими ручонками.
Слева. Дом с головами. На фасаде изображения более чем сотни лиц.
Справа. Дом-музей известного нам по статуе свободы и
лионскому фонтану Четырёх Рек скульптора Бартольди.
Слева - памятник генералу, но не за то, что он был генералом. Просто во время одного из походов он утащил из Венгрии несколько местных виноградных лоз, которые впоследствии, привившись на эльзасских землях, позволили создать новые вина.
Район совсем уже маленьких домиков, канальчиков, лодочек и ресторанчиков. Называется маленькая Венеция.
Жутковатое ощущение сложилось, когда в 19-00 всё вокруг стало закрываться и улицы, ещё полные народом вот-вот только что, стали абсолютно пустынны.
Ещё при разработке маршрута было решенов этот вечер шикануть - остановиться не просто в отеле, а в отеле-замке. Такие замки, часто в состоянии руин или фундаментов, в 50-70 годах скупались за небольшие деньги предприимчивыми людьми, восстанавливались и открывались как отели высокого уровня. Один из таких замков - Шато д'Изенбор, находится в 30км от Кольмара, там и было запланировано остановиться и посмотреть, что это за штука такая.
Однако не всё оказалось просто. Во-первых, я понадеялся на карту и не взял навигатора. До этого момента такой подход сходил с рук, однако то, что работало на утыканных указателями шоссе, на деревенских дорожках дало сбой. Во-вторых, мои 1.5 глаза в темноте видят гораздо хуже, чем на свету, и даже имеющиеся указатели я не мог толком прочесть.
Самым обидным было то, что замок было прекрасно видно. Все дороги в этом месте идут с севера на юг (с запада Вогезы - гряда невысоких гор, с востока Рейн), замок стоит на возвышенности, да ещё в темноте подсвечивается. Раз пять мы разным дорожкам проезжали мимо него с юга на север и обратно, пытаясь ориентироваться и на указатели, и на интуицию, и по картам, и только обращение к местным жителям наконец-то помогло нам доехать. Тридцать километров по карте мы ехали почти два часа. Так что не до красот замка оказалось - получилось только рухнуть без задних ног.
А вот замок следующим туманным утром. Впервые о нём упоминается в летописях ещё в эпоху Меровингов как об одном из мест отдыха короля. Затем о нём ничего долго не слышно, пока в 1380г. его не выкупает местный епископ и укрепляет для защиты близлежащего городка Руффаш. После этого замок меняет несколько хозяев, пока в 1791 году не становится выморочным владением и не переходит государству. В 1822 году старый, ветхий замок сносят и уже в наше время, в 1970-ые годы строят на сохранившихся старинных подвалах отель.
Внизу - городишка Руффаш, на склонах - виноградники, из этого винограда совершенно всерьёз делают вино на продажу (не пробовал, не знаю, тут нужен эксперт, такой как
dadcaptain).
В общем, при планировании своих путешествий не считайте себя сверхлюдьми, не старайтесь увидеть всё, иначе переругаетесь и расстроитесь. Наше же настроение на следующий день спасли мюлузские технические музеи.
День 1ый. Париж-Шарль-де-Голль - Дижон День 2ой. Бон. История Бонской обители Дни 2-3ий. Лион Дни 3-7ой. Шамони-Монблан День 4й. Анси День 5й. Женева День 7й. Туннель Монблан - Курмайор Дни 7-8й. Берн День 8й. Базель День 8й. Мюлуз-Кольмар-Шато д'Изенбор День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 1 День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 2 Дни 1-11й. Дороги