La Grande Vadrouille - XI. Cité de l'Automobile - Musée national - Collection Schlumpf. Часть 1

Dec 21, 2009 13:59


А у Вас было такое, чтоб в детстве сказали - вот сейчас съешь столько мороженого сколько хочешь, пока будешь смотреть мультики, сколько хочешь, а потом поедем и выберем тебе игрушек разных, каких хочешь, можешь их ломать, дарить, и пригласить всех друзей в них играть, а уроки можешь не делать и ныне и присно и во веки веков???

Вот и у меня тоже не было.

Зато примерно подобные чувства я испытал, когда попал во Французский национальный автомобильный музей, расположенный на окраине Мюлуза.


Для начала немного из истории его создания. Жили в Мюлузе два брата - ткацких фабриканта Фриц и Ганс Шлумпф (Schlumpf, на фото справа они с матерью), зарабатывали денег в меру возможностей. Возможности эти увеличились во время Второй мировой войны, когда, по слухам, они имели хорошие заказы от вермахта. Так это было или нет, но после войны, когда денег ни у кого не было, у Шлумпфов деньги были.
А надо сказать, что Фриц всегда мечтал о хороших машинах. И не просто о хороших машинах, а о вполне определённых, сделанных под маркой Бугатти, так у него проявлялся патриотизм (именно в Эльзасе находился завод Бугатти). И после войны, когда никому, в общем, не было дела до непрактичных спортивных машин, братья начинают их оптовую скупку. Целью прежде всего были различные модели Бугатти, однако если им предлагали машины других марок, то они тоже не отказывались.

К середине 60-х годов у братьев несколько сотен машин различных марок. Под их размещение и реконструкцию они освобождают корпус одной из принадлежащих им фабрик. При этом они совершенно не собираются как-то афишировать своё увлечение, все посвящённые в секрет коллекции сотрудники дают расписку о неразглашении.

К началу 1970-х текстильный бизнес начинает идти всё хуже и хуже. К 1976му попытки сэкономить, прежде всего на оплате рабочим, приводят к тому, что те решают взять невыплаченное хоть чем-то, и врываются в корпус, где находится коллекция. Чтобы получить хоть какие-то деньги, сюда начинают пускать интересующихся. В 1977м Шлюмпфы объявлены банкротами и бегут в Швейцарию, коллекция худо-бедно существует до 2000 года, когда государство за свои деньги приводит её в порядок, систематизирует, и музей открывается в существующем виде.

А теперь идём в сам музей.



Фасад музея.

По сторонам прохода в залы экспозиции в стеклянных витринах находятся маскоты (я вот не знал такого слова) - те самые фигурки, которые в раньшие времена крепились на капот автомобилей. Я достаточно хорошо помню ягуаров, прыгающих на "Ягуарах", статуэтку Духа Экстаза на Роллс-Ройсах, оленя на 21й Волге, бульдога на грузовиках Mack, с натяжкой - мерседесовскую звёздочку... Ну и всё, я выдохся.

А тут их десятки, если не сотни.




Одни только эти фигурки можно рассматривать долго-долго, пытаясь представить времена, когда автомобиль был вот именно роскошью, а не просто средством передвижения.




У сожалению, сфотографировать их нормально не удалось, стекло здорово бликует как от вспышки, так и просто от освещения зала.



Оленя волговского, кстати, у них, похоже, нет.

После витрин с маскотами в залы попадаешь не сразу, для начала нам показывают основополагающие экспонаты, такие как...



... считающийся первым французским автомобилем Панар-Левассор 1889 года (мотор на нём, правда, марки Даймлер)..



... первый автомобиль коллекции - гоночный Бугатти, (некоторые источники утверждают, что Фриц Шлумпф даже гонялся на нём)...



...и автомобиль, явившийся апофеозом любви братьев Шлумпфов к марке Бугатти. Его история такова.
В 1926м году одна дама сказала Этторе Бугатти, что его автомобили хоть и хороши, но всё же не Роллс-Ройс. Спорить с дамой он не стал, но чтобы доказать ей, что она не права, уязвлённый Бугатти решает построить limited edition из двадцати пяти самых-самых шикарных автомобилей, и продать их исключительно в царствующие дома мира, чтобы ни у кого не осталось сомнений, чья машина лучшая. Машину по такому случаю назвали Королевский Бугатти (Royal Bugatti type 41) и стали собирать заказы. Однако тут случилась незадача - монархи не торопились заказывать машину. Через некоторое время Бугатти отменил королевский ценз, но это ему не помогло, к тому времени началась Великая депрессия. Только в 1932м году французский фабрикант одежды Арман Эсдерс заказывает машину, и как это принято было в то время, отдельно - проект индивидуального кузова. Кузов проектирует старший сын Бугатти, Жан, при этом по желанию заказчика, ради сохранения красоты линий, машина не опошляется такой приземлённой вещью, как фары. Поездив на машине несколько лет, Эсдерс продаёт её, новый владелец, естественно, не может ездить в кузове с чужого плеча, и заказывает себе новый. Старый сохраняется, но во время войны погибает во время бомбёжки.
Создав свой музей, братья Шлумпф поняли, что в нём не хватает СамогоКрасивогоАвтомобиля. Они сумели приобрести чертежи того самого автомобиля Эсдерса, а также большое количество оригинальных частей, оставшихся от непостроенных в своё время Бугатти Ройял. Уже после национализации музея в 1990м году была создана точная копия автомобиля, которая и выставлена отдельно, перед входом в основную экспозицию музея. Обратите внимание, на фото за автомобилем видны деревянные формы, на которых вручную выбивался из листовой стали его кузов.


Жан Бугатти со своим творением.

Ну и теперь идём собственно в зал. Тут-то у меня и началась та дрожь в коленках и обильное слюноотделение, которое я пытался описать в самом начале. Уходящие за горизонт ряды машин, многие - известны или даже знамениты. У большинства табличка с текстом, чем эта модель заслужила быть здесь.

Я, к сожалению, не большой специалист в истории автомобилестроения, тут нужен lord_k, да и невозможно было не только запомнить, но и прочесть все поясняющие надписи возле машин, так что прошу простить.






Экспозиция "массовых автомобилей" расположена, в основном, а хронологическом порядке. Начинается она вот с таких полукарет и трициклов.



Слева Бенц Вело 1896 года, первая массовая модель автомобиля. Справа - тупиковая ветвь эволюции, дорожный паровичок 1880-х.






1900ые годы. Sage 1904го года. Слева от кабриолета - его же сменный закрытый кузов на случай плохой погоды.



Паккард, позиционируемый как машина Czar de Russie.



1920ые. Мерседес 720ssk. Компрессор позволял машине разгоняться до 195км/ч в 1929 году.



1930ые. Alfa Romeo Coach 8 - победитель Милле Милья 1936го года. Гонку на тысячу миль по дорогам Италии машина выигрывала с преимуществом в 14 минут, когда уже недалеко от финиша вышло из строя всё освещение. Четырнадцать минут превратились в 34 секунды, но выигрыш вслепую был достигнут.



Одна из первых немецких попыток создать народный автомобиль. Но Мерседес 170Н оказался дороговат для такой роли.



Последняя массовая довоенная модель Пежо. Немцы выпускали её для своих нужд на французских заводах до 1942го.



А вот это - образец того, чем занимались французские конструкторы в свободное время, после работы на оккупантов, мечтая о часе освобождения. L'oeuf, буквально "яйцо" - вот на чём будут ездить освобождённые французы, когда ярмо оккупации падёт. Особенно контрастно эта штука смотрится по сравнению с тем, о чём мечтал её конструктор всего лишь четыре года назад, в 1938м.



Называется автомобиль Baleine, т.е. кит. Утверждается, что её создатель Арзенс так прикипел к своему созданию, что он отказался от стационарной мастерской и разместил всё необходимое ему для работы в багажнике этой машины. Рядом с ним уже послевоенная машина - Панар-Левассор Dinavia 1948 года, один из первых экспериментов по экономии топлива, создатели утверждали, что автомобиль расходует 3.5л/100км, что и сейчас - фантастика для серийных машин.



В реальности же послевоенная экономия выглядела вот так. Рено Берлин и Ситроен 2CV (буквально "две лошади" - паспортная мощность мотора) - это то, на чём ездили средние европейцы после войны. (Белая машина слева, которую я поначалу не узнал - это то, на чём ездили немного другие европейцы ещё лет через 20 - ГДРовский Трабант середины 80-х.)



А вот на таких машинах ездили НЕсредние европейцы. Так наз. "Аденауэры" - представительские Мерседесы, получившие прозвище по имени главного пассажира - германского канцлера.



Или самый удачный французский представительский автомобиль - Ситроен DS, по прозвищу "Богиня". Слева от Богини - её неудавшаяся дочка, совместная разработка Ситроена и Мазерати начала 1970-х.

Обратили внимание - у Богини открыта дверь? В этом музее, в отличие от многих, экспонаты хоть и отделены от посетителей, но не до конца, повседневное обслуживание вообще проходит прямо на наших глазах. Богиню вот открыли, чтоб пропылесосить...



...сразу после того, как почистят вот этого малыша Fiat500.



Или вот дедушка, ровесник квадроцикла, чистит его кожаные сиденья.



А здесь вообще поступили проще - вынули сиденья из автомобилей прямо на проход и из ведра их кистью обмазали чем-то типа сапожного крема. Теперь они сохнут и ждут полировки.

Само по себе такое вольное обращение с экспонатами уже для меня явилось необычным. Однако мало того, что работники музея лишены пиетета к своим экспонатам, они и посетителей к этому всячески подбивают.

Иду я, значит, иду, смотрю, дяденька совершенно туристического вида копается в моторе Роллс-Ройса (ну, если честно совсем, то под присмотром музейной барышни). Поковырялся, отошёл, барышня увидела меня, поражающегося такому вандальскому обращению к чуду техники, и зовёт - "не хотите ли, мол, мсье, покрутить пару гаек?"



Ну я и открутил себе на память какую-то детальку.

Или ещё аттракцион, объясняющий народу, зачем нужны ремни безопасности. Представьте себе маленький Пежо-206, закрепленный так, что он способен вращаться вокруг горизонтальной оси, переворачиваться вверх ногами. Добровольцы садятся в машину, их пристёгивают и начинают крутить. Визг, звон выпадающих из карманов монет, грохот падающих незакреплённых сумок. Добровольцы выходят из машины злые, но задумавшиеся. Я не решился их снять. Сам же не полез, потому что как-то испытал подобный аттракцион в реальной жизни, и меня не нужно убеждать о пользе ремней.

Или вот ещё, из серии "мечта всей жизни".


Я в общем человек небольших размеров. Но чтобы втиснуться в эту железяку, нужно мало того, что снять руль, так еще и сделать стойку на руках, чтоб занести одновременно обе ноги горизонтально внутрь машины, в кокпит. Я конечно, влез, ради мечты и не на такое пойдёшь, но внутри меня посетил лёгкий приступ клаустрофобии. Представить же себе, что люди на таких тазиках, на узеньких колесах, по неровному асфальту (а то и брусчатке) разгонялись до 300км/ч... Неоднократно в этом журнале уже обсуждалось несколько иное чем у нас, отношение у предков к человеческой жизни. ( Вот здесь замечательная статья про то, как гонялись в 1930-х).

Это была самая большая, обзорная часть музея. Рядом с ней, в отдельном полузатемнённом зале вторая часть, посвящённая доказательству неправоты той самой дамы, осмелившейся сказать что Бугатти недотягивает до Роллс-Ройса. Про эту часть - следующий пост.

франция, про меня, авто, la grande vadrouille

Previous post Next post
Up