Легенду о том, почему Берн называется Берном я узнал на шоссе, ведя машину где-то на скорости 130-140км/ч, и она меня так развеселила, что пришлось почти остановиться.
Считается, что в 1191м году основатель Берна, герцог Берхтольд V фон Церинген, уже основав или только собравшись основать новый город, решил, возможно из-за бедной фантазии, назвать этот город именем зверя, которого он убьёт на охоте первым. История не донесла точную формулировку намерения герцога, уточнил ли он, что будет, если его конь во время охоты затопчет крота, собаки затравят зайца, или сам герцог лично прихлопнет комара, муху или слепня. Вероятно, герцогу удалось избежать смертоубийства всей этой лесной мелочи и совершенно случайно первым убитым им зверем оказался попадающийся в швейцарских лесах на каждом шагу медведь. В его (медведя) честь город и получил своё имя.
Центральная, старинная часть Берна совершенно не соответствует общепринятому представлению о старом европейском городе, в котором должны быть узкие улицы, постоянно изгибающиеся, выводящие совсем не туда, куда, казалось бы, должны. Берн не такой. После пожара, который в начале XV века уничтожил подобный "типично европейский" город, городские власти, уже тогда выборные, решили, что нет худа без добра и даже пожар может быть полезен. Город был вновь отстроен по единой схеме, с взаимно перпендикулярными широкими улицами (слева). (Насколько мне известно, в следующий раз подобное решение было принято властями крупного города лет так через 450, в Нью Йорке.) Более того, было решено, что каждый владелец дома, выходящего фасадом на улицу, обязан предоставить первый этаж своего дома для прохода пешеходов, практически устроить тротуар в собственном доме (справа сверху).
Прогулка по Берну, особенно с фотоаппаратом в руках, чем то неуловимо напоминает собирание грибов. Только в лесу нужно смотреть себе под ноги, пытаясь увидеть спрятавшийся гриб, а в Берне нужно ходить, подняв голову вверх, и пытаться сфотографировать питьевые фонтаны, расставленные на углу каждого квартала. Эти фонтаны были поставлены для всеобщего пользования в середине XVI века, а для того, чтобы эта трата из городского бюджета не прошла мимо внимания налогоплательщиков, был приглашён видный мастер-краснодеревщик Ганс Гинг (Hans Gieng) из Фрайбурга, которому было поручено вырезать скульптуры для украшения фонтанов.
(Слева вверху) Самый знаменитый, фонтан Kindlifresserbrunnen, он же Пожиратель детей. Есть несколько версий, что он тут символизирует. Самая простая - это обычный тролль, который жил под мостом через местную реку Аар и кушал непослушных детей, такая страшилка для непосед. Другая версия - тоже страшилка, только для взрослых: утверждается, что это так наз. Бернский Еврей, маньяк XIII века, который, как это и водится, пожирал христианских младенцев. Третья, уж слишком романтичная - что это древнегреческий бог Кронос, поедающий своих детей. Мне больше всего нравится история о том, что это старший брат герцога Берхтольда, который так расстроился из-за того, что не ему пришло в голову основать такой замечательный город, что он сошёл с ума, стал охотиться на маленьких детишек в лесах, и кушать их на обед. Чтобы не было уж совсем страшно, скажу, что общепринятой является версия о том, что это просто карнавальный персонаж.
(Справа вверху) Фонтан правосудия. К ногам правосудия припадают представители всех форм власти того времени - император, султан, папа и мэр Берна (соответственно монархия, деспотия, теократия и республика). Фонтан очень любят представители прессы. Например, в 1845г. при проведении ремонтных работ скульптура была заброшена в конюшне, где почти рассыпалась. Журналисты нашли его и устроили скандал, стоивший должностей многим чиновникам в городской администрации. В 1986м фигуру правосудия в знак протеста сбросили с фонтана местные сепаратисты (да, и здесь такие есть).
(Слева вверху) Моисей с каменными скрижалями и пронумерованными заповедями. Изображен, как это и было принято в средние века из-за ошибки перевода Завета, с рогами вместо лучей. Установлен непосредственно напротив местной протестантской церкви.
(Справа вверху) Фонтан Анны Цейлер. Башня, расположенная за этим фонтаном - бывшая тюрьма, и первоначально фонтан был посвящён женщинам, ожидающим близких из заключения. Однако через несколько столетий было решено, что такое посвящение слишком мрачно, и жители города решили, что скульптура очень похожа на основательницу первой бернской больницы для бедных Анну Цейлер, в честь которой теперь он теперь и называется.
(Слева и справа вверху) Оба фонтана посвящены основателю города, только в одном случае он выглядит как медведь, а в другом - как человек. Не понимаю я этой аллегории.
(Вверху) А это фонтаны, построенные и украшенные за счёт городских гильдий.
(Слева вверху) Фонтан Самсона, который, как ему и полагается, разрывает пасть льву. Спонсором сооружения была гильдия мясников, которые считали, что этот персонаж наиболее полно характеризует физическую силу - самое ценимое качество в гильдии. Первоначальное название - фонтан мясников, по прошествии столетий забылось.
(Справа вверху) Это так наз. фонтан Мушкетёр, изображён на нём старшина местных мушкетёров, городских охранников. Сидящий под его ногами медвежонок целится из базуки мушкета в проходящих туристов.
Состоятельные жители Берна также иногда хотели украсить свой город. В этом случае статуя появлялась не на городской земле, а непосредственно на здании, принадлежащем заказчику. Тут уж у кого на что фантазии хватало, судя по всему особо никакой цензуры не было (внизу).
Вот например: Красная обезьяна - это по тем временам прямая аллюзия с дьяволом; грифон, чёрная лягушка с дворянским гербом и вензелем, негр, судя по флагу - афролитовец... Не самые казалось бы, подходящие персонажи для христианского города того времени, но, как видим, сюда инквизиция не добралась.
На фонтанах и домовых скульптурах бернцы останавливаться не стали. В Мюнстере - главной протестантской церкви города я впервые увидел раскрашенные деревянные надвратные украшения (внизу). А сам собор, в общем, обычный.
Не удержусь и повешу большое фото Страшного Суда. Уж больно мне эти мультяшные человечки нравятся.
C двумя другими главными достопримечательностями нам не повезло: не удалось увидеть в действии, к сожалению, место, где живут живые символы города - медведи, так наз. Медвежью яму.
До ямы мы дошли, но медведей там не оказалось, поэтому снимка нет. Как оказалось, это был последний шанс увидеть яму обитаемой - последний тамошний медведь умер в апреле, так и не вернувшись домой из ветклиники, и теперь яма будет закрыта после пятисот лет существования.
Не удалось увидеть и представления, которое разыгрывают куклы на Часовой Башне (слева и справа), пора было ехать дальше :(((
Вечером в день приезда в Берн, во время ужина, рядом с нами в ресторане сидела весёлая, шумная пьющая пиво компания: несколько ребят лет по 20, и один дядечка более чем преклонного возраста; все, включая дедушку, в одинаковых шарфах, с одинаковыми значками, видимо какая-то университетская встреча. Дед среди них ни по разговору, ни по эмоциям, ни по количеству выпитого не выделялся совершенно. Я почему-то подумал, что если посадить среди них того самого Ганса Гинга, который, судя по летописям "выпить любил изрядно, как и повеселиться, а платить избегал", то и он был бы тут ровно так же на своём месте. Люди построили удобный для жизни город пятьсот лет назад, и продолжают жить в нём и радоваться жизни, что бы не происходило во всём остальном мире.
День 1ый. Париж-Шарль-де-Голль - Дижон День 2ой. Бон. История Бонской обители Дни 2-3ий. Лион Дни 3-7ой. Шамони-Монблан День 4й. Анси День 5й. Женева День 7й. Туннель Монблан - Курмайор День 8й. Базель День 8й. Мюлуз-Кольмар-Шато д'Изенбор День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 1 День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 2 Дни 1-11й. Дороги