Как говорил Бернштейн, а до него буддисты: "Цель - ничто, движение - всё". В последний день нашего пребывания в Шамони мы решили в какой-то степени последовать этому изречению, избрав своей целью городок, расположенный с итальянской стороны Монблана - Курмайор. Однако ж, сам город интересовал нас постольку-поскольку, гораздо интереснее была дорога к нему, которая проходила через один из крупнейших в Европе автомобильный
туннель Монблан.
Идея соединения французского департамента Савойя и швейцарского кантона Женева с итальянскими Ломбардией и Пьемонтом существовала давно, просто-таки лежала на поверхности, достаточно сказать, что путь, например, из Милана в Женеву был примерно на 200км длиннее, чем если бы между этими городами была бы прямая дорога.
Проблема состояла в том, что на пути этой прямой дороги находилась самая высокая часть Альп - массив Монблан. В 1949 году совместным решением правительств Франции, Италии и Швейцарии было принято решение создать автостраду, которая соединяла бы Женеву с Миланом напрямую, через горы. Самой важной и сложной её частью должен был стать почти 12-километровый туннель непосредственно под Монбланом.
Как обычно, согласования заняли не меньшее время, чем сама работа. Только 30 мая 1959 года в Шамони прошла торжественная церемония начала строительства, уже через три года, 4 августа 1962 года проходчики с французской и итальянской сторон туннеля встретились, а в июле 1965го туннель открылся для машин. Слева вверху - президент Франции де Голль, президент Италии Сарагат и мэр Курмайора на церемонии открытия туннеля. Справа - пара фото из туннеля во время его строительства. (1) - шестиметровый в диаметре проходческий щит, который двигался с итальянской стороны туннеля со средней скоростью до пяти метров в сутки. (2) - прокладка воздуховодов системы вентиляции. Без них было бы не очень комфортно, во время строительства температура в туннеле поднималась до 40C.
Вот так (слева и сверху)авторы журнала Popular Science представляли себе самый современный туннель того времени перед его открытием: тут и специальное, неслепящее водителей флюоресцентное освещение, и устройства, следящие за чистотой воздуха, собственное пожарное депо и служба скорой помощи прямо в туннеле, и собственная электростанция, которая обеспечивает электричеством всё это хозяйство.
Отдельно предлагаю обратить внимание на показанные на рисунках тротуары, и представить, как пешие туристы могли бы подниматься вначале ко входу в туннель метров на 400 от Шамони, потом идти 12 километров по этой трубе, а потом ещё спускаться к Курмайору... Любили раньше пешеходов, да.
На самом деле ни тротуара, ни большинства упомянутых чудес техники в туннеле реализовано не было, что в 1999 году привело к катастрофе - сломавшаяся в туннеле фура с маргарином загорелась, вентиляция раздула огонь, и более 50-ти человек не успели покинуть туннель (справа).
Вот туда мы и поехали.
Слева - за несколько километров до туннеля автострада заканчивается, и дальше на 400 метров вверх идёт узкий серпантин. Естественно, гружёные фуры собирают за собой длинные хвосты. Вот в одном из таких хвостов и тащимся.
Справа - так выглядит въезд с французской стороны. Туннель платный, для легковой машины - 25 евро. Есть тонкость - если есть лыжный пропуск, купленный в Шамони (так наз. скипасс), то можно пойти в Шамони на станцию горного паровозика и там, предъявив его, купить билет на проезд по туннелю всего за 11 евро (типа, покататься с другой стороны Монблана).
Собственно сам туннель. Если не знать его историю, не представлять, что над тобой 3.5 километра камня, и не тяготиться длиной - ничего особенного. Попутные машины пропускают через шлагбаумы с расчётом, чтобы они шли друг за другом на расстоянии 150м, контролировать это расстояние можно по голубым лампам, расположенным через каждые 150 метров на стенах туннеля - если впереди идущая машина ещё не проехала свою лампу, а ты свою проехал - сбрасывай скорость. Между встречными полосами бордюра так и нет, рано или поздно кто-нибудь вылезет на встречку, будем надеяться, без последствий, аналогичных 1999му году.
Ну и несколько фоток Курмайора, раз уж мы сюда приехали. Вот эта гора (слева сверху) - Монблан, но не с французской, как я раньше показывал, а с итальянской стороны. Теперь становится понятным, почему именно Шамони стал родиной альпинизма, а Курмайор остался малоизвестным городком - с французской стороны гора значительно менее страшно выглядит.
(Справа сверху) - памятник итальянскому гиду-проводнику Felice Ollier, погибшему в 1903 году во время интернациональной экспедиции на Северный Полюс.
Да, а что касается именно катания на лыжах, то итальянцы, как я в очередной раз убедился, французов бьют легко и по разнообразию трасс, и по их подготовке, и по отсутствию очередей на подъёмниках.
День 1ый. Париж-Шарль-де-Голль - Дижон День 2ой. Бон. История Бонской обители Дни 2-3ий. Лион Дни 3-7ой. Шамони-Монблан День 4й. Анси День 5й. Женева Дни 7-8й. Берн День 8й. Базель День 8й. Мюлуз-Кольмар-Шато д'Изенбор День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 1 День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 2 Дни 1-11й. Дороги