Кабуки, XX век (часть третья)

Jan 15, 2016 15:29


Первая часть - здесь, вторая - здесь.


Давайте вернемся к фотографии, с которой начался наш экскурс в историю жизни шестого Утаэмона. Я тогда обмолвился о том, что Ф.Б. и Утаэмон на этой фотографии держатся за руки, и это очень важный жест. Обмолвился и мне незамедлительно пришлось писать про дансёку, потому что ассоциации с этим явлением в контексте Кабуки неизбежны.
Неизбежны они и в контексте отношений, которые были между Ф.Б. и шестым Утаэмоном. Японские историки Кабуки нового времени утверждают, что Ф.Б. и Накамура Утаэмон VI были любовниками. Считается, что Утаэмон был гомосексуалистом, так как был приверженцем взглядов, основанных на теории искусства оннагата в старинной трактовке, восходящей к традиции, идущей от Ёсидзавы Аямэ I. Сам Утаэмон про собственную сексуальную ориентацию никогда разговоров не вел, более того, когда речь заходила про влияние гомосексуальных отношений в реальной жизни на сценическое воплощение женских образов, говорил, что от таких отношений больше вреда, чем пользы. Когда оннагата попадает во власть инстинктов и физиологических влечений, он снова превращается в мужчину в силу своей природы, что как бы отбрасывает его назад в его умственной и душевной культивации женской сущности. Если логически продлить эту выкладку Утаэмона, то получается, что заинтересованный в максимальном приближении себя к женщине оннагата должен избегать вообще любых отношений - без разницы гетеросексуальные они, или же гомосексуальные, - посвящая всю свою жизнь, если можно так выразиться, духовной культивации в себе женщины. Тем более, что в случае с оннагата речь про отображение реальных женщин не идет вообще, женский образ в Кабуки, скорее, - условная эстетическая величина, которая только лишь отталкивается от типажей и обыкновениий реальных женщин старой Японии. Даже изначально искусство оннагата не было искусством имитации женщины, но стилизацией "под нее".
Однако в 1960-е годы, когда в Азии бушевала сексуальная революция, и японское общество находило повод для гордости в том, что в стране есть люди нетрадиционных ориентаций, которые приносят Японии мировую славу, в тонкие материи, подобные упрощенно пересказанной выше выкладке Утаэмона, вникать было не принято. В ряды звезд, "не таких, как обычные люди", записывали не то, чтобы поголовно, но многих. Так что увидеть в их числе актера-оннагата высочайшего уровня (иначе говоря, талантливого представителя профессии, на протяжении нескольких сотен лет традиционно ассоциирующейся с однополыми отношениями) в 1960-е г.г. было совсем немудрено. Тем более, что сам объект этих утверждений никогда не подтверждал и не опровергал слухов о своей сексуальной ориентации.


С Ф.Б. ситуация, пожалуй, еще менее однозначная, нежели с шестым Утаэмоном, потому как в гомосексуалисты его записали все те же японцы, при чем на основании логических выкладок чисто японских, а японская логика, как мы с вами знаем, далеко не всегда на нашу логику похожа. В 1951 году Ф.Б. женился на блистательной индийской писательнице Сантхе Рама Рау, с которой развелся в 1966 году и более уже попыток обзавестись семьей не предпринимал. Кроме того, Ф.Б. обладал обширными познаниями в японском языке, культуре и истории, т.е. был не таким, как обычные "носатые и красноволосые дьяволы". А еще он поддерживал очень близкие отношения с женственно изящным шестым Утаэмоном. Для японского сознания, чтобы считать Ф.Б. гомосексуалистом, изложенных выше трех соображений более чем достаточно.
Достаточно ли приведенных выше японских аргументов для носителей иных логик, или же нет - я не знаю, так как в моем случае сексуальная ориентация героев этого поста не имеет никакого значения. В этом вопросе набросать аргументов "за" и "против" достаточно просто и все они с равным успехом могут оказаться, как истинными, так и ложными. Прямых подтверждений-опровержений наличия-отстутвия сексуальных отношений между Ф.Б. и шестым Утаэмоном не существует. Величина их следа в истории японской истории и культуры определяет вовсе не этой незначительной частностью.

Ф.Б., японская история, искусствоведческий флуд, Кабуки, Сёва

Previous post Next post
Up