Первая часть -
здесь.
Накамура Утаэмон VI и
Мисима Юкио. Фото 1958 года. Возможно, шестой Утаэмон был тем самым актером Кабуки, опыт интимного общения с которым, по словам Ф.Б., Мисиме показался неприятным.
В прошлый раз наше повествование остановались примерно на начале 1950-х годов, когда шестой Накамура Сикан утвердился в статусе одной из главных звезд Кабуки своего времени. Он принял имя Утаэмон, т.е. имя главы токийского дома Накамура, в июне 1951 года. Таким образом, он стал носителем одного из самых блистательных актерских имен в Кабки будучи 35 лет от роду, т.е. в возрасте по меркам дальневосточных традиционных искусств не то чтобы детском, но довольно юном.
"Он принял имя" звучит незатейливо, но этот речевой оборот используется исключительно для упрощения восприятия. Одного только желания и согласия актера в подобных делах недостаточно. Принятие имени в Кабуки очень важное событие, требующее всеобщего согласия. В вынесение решения по такому вопросу вовлечен не только сам актер, но и великое множество старших, заслуженных актеров, учителей и хранителей искусств, без мнения которых в мире Кабуки такие решения не принимаются. Тот факт, что по вопросу принятия одного из важнейших имен 35-летним актером, у большинства опрошенных не возникло серьезных возражений, свидетельствует, как минимум, о незаурядности талантов шестого Сикана. Несколько позднее, в 1963 году, его заслуги были признаны и Нихон Гэйдзюцуин (Японской Академией искусств), которая в том году сделала его своим полноправным членом. Это произошло, когда актеру было всего 46 лет - это не тот возраст, по достижении которого обычно в Японии академики от искусств принимают кого-либо в свои ряды.
На этой редкой фотографии запечатлен момент исторической встречи шестого носителя японского актерского имени Утаэмон с четвертым носителем собачьего актерского имени
Рин Тин Тин, встреча состоялась 2 июля 1960 года в Лос-Анджелесе, во дворе дома владельца Рин Тин Тина, голливудского дрессировщика собак
Фрэнка В. Барнса. В отличие от Утаэмона, актерская карьера Рин Тин Тина IV сложилась неудачно, что, однако, не мешало тому быть красивым и дружелюбным псом.
Накамура Утаэмон VI был одной из главных звезд и движущих сил с японской стороны, реализовавших первые в мировой истории гастроли Кабуки в США,
состоявшиеся в июне-июле 1960 года. С американской стороны одной из ключевых фигур в этих гастролях был Фэбион Бауэрс, осуществивший огромный объем работ, начинавшийся где-то в районе предварительных переговоров и заканчивавшийся на подготовке программок к представлениям, с помощью которых американская публика могла понимать, что им такое японцы показывают. Успех был оглушительный и, на мой вкус, в этом обстоятельстве немалую роль в сыграл фактор понимания публикой, что именно она смотрит. Сам Ф.Б. в своей излюбленной манере человека, вовлеченного в большие события "по случаю", рассказывал об этих гастролях так: "Когда они [актерский состав гастролировавшей труппы - прим. моё] были в Нью-Йорке, у меня было много возможностей для встреч с ними, меня почти каждый день вызывали, чтобы я переводил для них по самым разным случаям".
Известна история, как во время одного из гастрольных представлений (мне почему-то кажется, что это могло быть одно из лос-анджелесских) сама легендарная
Грета Гарбо изъявила желание увидеть, как шестой Утаэмон готовится к роли в своей гримерке. Однако он ее к себе не пустил, сославшись на тот факт, что без грима и сценических одежд выглядит "старым и совсем некрасивым".
- К тому же я в поту. - добавил Утаэмон.
Легенда мирового кинематографа так и не попала в гримерку легенды Кабуки, несмотря на то, что предприняла еще пару попыток получить разрешение войти. Утаэмон вышел к ней только после смены наряда и наложения нового грима.
Уже упоминавшаяся ранее
роль куртизанки Яцухаси в конце 1950-х - 1960-х г.г. была ролью-специализацией Утаэмона. Представление
"Кагоцурубэ" не является совсем старым, это мэйдзийское представление за авторством Каватакэ Синсити III впервые было показано в мае 1888 года, роль Яцухаси в нем исполнил будущий отец шестого Утаэмона еще в бытность свою молодым актером, носившим имя Фукусукэ IV. Представление было успешным, но ко временам, когда довоенная Япония начала показывать миру свои зубы и власти потребовали от Кабуки более воодушевляющих спектаклей, как и большая часть произведений в жанре сэвамоно (бытовые пьесы), была выведена из общеупотребительного репертуара. Лишь после поражения во Второй мировой Накамура Китиэмон I вернул это представление в активный репертуар Кабуки. Будущий шестой Утаэмон играл роль Яцухаси с самой первой послевоенной постановки "Кагоцурубэ", вкладывая раз за разом в эту роль игровые и новые неигровые нюансы и детали. Одним из неигровых нюансов являются детали одеяния куртизанки, которые актер изменял в своем образе в соответствии с рекомендациями своей матери, выросшей в квартале Ёсивара в ранний период Мэйдзи.
Click to view
Уже будучи в статусе звездной величины современного Кабуки шестой Утаэмон восстановил множество старых пьес, многие из которых вышли из оборота
даже до театральных реформ периода Мэйдзи. В частности, принятая в наше время в качестве основной редакция представления "Мусумэ До:зё:дзи" (фрагмент из которого в исполнении шестого Утаэмона можно видеть выше), является результатом исследовательской, драматургической и хореографической работы Накамуры Утаэмона VI, приведшего представление к более близкому к изначальному виду, нежели тот, в котором пьеса существовала до его работы.
Продолжение следует