Это страшное слово "дансёку"

Dec 26, 2015 15:06




Накамура Утаэмон VI в образе куртизанки Яцухаси из пьесы "Кагоцурубэ". Художник О:та Масамицу (1892 - 1975 г.г.), работа из серии 1954 года "Гэндай бутай гэйка" ("Главные образы современной сцены").

Иногда так бывает, что люди присылают тебе картинку и просят рассказать, что там за гейша-куртизанка изображена, а ты смотришь и говоришь им: "Это не гейша, это актер Кабуки". А они такие: "Как?! Это не красавица, а мужик?!" и обижаются на тебя, словно бы ты им в душу наплевал :))) Оннагата - это тот самый японский случай, из-за которого в наших палестинах в подобных случаях одни люди обижаются на других. Другие при этом, в общем-то, своей виной обязаны только элементарному навыку опознания старых японских театральных картинок, но на то и сказано в книгах мудрецов из третьих палестин "кто умножает познания, умножает скорбь". На то она и существует в этом мире универсальная мудрость, чтобы в разных выражениях и обстоятельствах быть актуальной для всех палестин одновременно.


Так как далее речь у нас с вами пойдет о 男色 - дансёку - гомосексуальных отношениях, то потенциальным читателям-гомофобам лучше всего сразу снять розовые очки, через которые они таинственную Японию любят разглядывать, и отправиться изучать суть этого явления. Начать (и в принципе закончить, если самого общего представления достаточно) можно со статьи в англовики, еще там солидная подборка научных исследований приводится, с которыми имеет смысл познакомиться, если вдруг захотелось узнать об истории однополых отношений в Японии больше.
В нашем же случае имеет смысл держать в голове две вещи: а) гомосексуальные отношения в Японии существовали, существуют и будут существовать, покуда эта страна населена живыми людьми, а не столь любимыми японцами роботами; б) так исторически сложилось, что представители оннагата (да и Кабуки в целом) довольно тесно связаны с однополыми отношениями, которые в действительности получаются бисексуальными, так как двойственного разделения "семья необходима для продолжение рода, для романтических удовольствий - все остальное" никто не отменял. Я к тому, что в этом ключе становится понятнее, почему в сознании эдокко Кабуки занимал место в одной связке с Ёсиварой. И то, и другое было местами для развлечений, и эдосское простонародное сознание не проводило разделения на "высокий" вид досуга, в виде походов в театр Кабуки в трех столицах, и "низменный" в виде посещений кварталов для плотских утех в лице кварталов Ёсивара в Эдо, Симмати в Эдо, или Симабара в Киото. Подобно тому, как веселье в кварталах куртизанок Ёсивара (Симмати и Симабара) было немыслимо без танцев, музыки и небольших театрализованных сценок, для многих представителей того, что стало впоследствии японским "средним классом", театральные представления были немыслимы без последующих романтических свиданий с обитателями кварталов театральных.
Гомосексуализм, естественно, не был массовым явлением, но был одной из форм выражения актерской признательности своим покровителям, ведущей свое происхождение из времен, когда в свои ранние дни Кабуки был чем-то вроде средства рекламы задействованных в представлениях женщин, чьей основной работой была вовсе не сценическая деятельность, но проституция. Аккурат это занятие и являлось номинальным поводом для ограничений, с помощью которых самурайские власти стремились держать Кабуки под контролем. Изгнанных со сцены женщин сменили юноши, чей основной род занятий также был отнюдь не актерством. Это дало повод самураям изгнать со сцены и юношей, что окончательно увело проституцию в Кабуки на второй план, превратив ее в опцию наподобие того, как в среде гейш была опция, по которой исполнительница не могла отказывать посетителю в демонстрации своих искусств, но по своим личным мотивам могла отказать ему в интиных отношениях. После же того, как самураи в очередной ввели ограничения и запретили в Кабуки покровителям личные встречи с объектами своего покровительства, дансёку и вовсе из опции, допускающей интимные контакты актеров с представителями внешнего мира, превратился в возвышенную эстетическую категорию, в которой "низменной" составляющей примерно столько же, сколько в западном театре содержится в фактах обожания театралами-мужчинами талантов и личных качеств мужчин-актеров.
Изложенное выше, однако, не означает, что гомосексуализма в Кабуки не стало. Он там был и после упомянутого выше запрета, есть в наше время и будет в будущем. В тех же пределах статистически допустимых величин, в каких людей с подобной ориентацией можно встретить в иных сферах человеческой деятельности. Игнорировать факт его наличия в Кабуки невозможно, но зацикливаться на этом околотеатральном аспекте - глупо. Еще глупее полагать, что если ты будешь спокойно относится к тому, что в Кабуки присутствует гомосексуализм, ты тоже станешь гомосексуалистом. Это примерно как разглядывать электрический чайник и бояться, что тоже станешь электрочайником.

гравюра, японская история, вопросы этики, искусствоведческий флуд, Кабуки, Эдо

Previous post Next post
Up