День 4. Мурманск-Ревда-Перевал Геологов-Умбозеро. Марсианские хроники.

Sep 04, 2016 20:54

Утро мы решили начать в Самом Северном Маке в мире (можно спорить сколько угодно, но табличка внутри указывает на этот факт и мы охотно верим!), и, пожалуй, это была единственная достопримечательность Мурманска, которую мы успели посетить. Краем глаза видели Алешу, грозно проявляющегося из тумана на горе, но подъехать и поглядеть на него так и не собрались. А туман, сопровождающий нас почти всю поездку, сегодня как-то особенно густ и влажен.

До Ревды добрались без проблем, а дальше началось наше автовосхождение на перевал, больше напоминающее высадку на необитаемую планету с атмосферой, едва пригодной для дыхания. Повсюду лишь каменные хлопья, сложившие эти старые горы по необъяснимой причине и туман. Туманище! Видимость метров 5, мелкая моросящая взвесь, которую видно невооруженным глазом, и имитация дороги, которую мы угадывали только по навигатору, периодически путаясь и сбиваясь с трека. Наши марсоходы сегодня явно были первопроходцами этой Необитаемой Планеты, в такую погоду вряд ли кто-то сунется в горы. "Мы потерялись. Тут дороги нет" - радостная фраза в рацию. Время разбрасывать камни. Мужская часть экипажей выходит разгребать завал, прокладывая путь. Кажется, что именно так и создавалась эта "дорога" - руками и ногами, иначе никак. Потеряться легко: отходишь недалеко от машин, и их уже не видно, не различимы отъездки, звуки тонут в этом влажном безмолвии. Хотелось бы погоды, чтобы разглядеть виды, открывающиеся сверху, но погоды нет. И это даже не сильно жаль, потому что ощущения и впрямь космические. Где и когда еще такое увидищь? Навигатор обезличенно сообщает "Высота 1000м над уровнем моря", а значит, мы близко. И хочется представлять, что мы в этом молоке одни, и мы - Первая Космическая Одиссея.

Перевал Геологов - знаковое место. Отвесные скалы Кедыквырпахк (с саамского, предположительно, "гора - каменный водопад") в хорошую погоду должны быть отличной смотровой площадкой на цирк Раслака и озерами внизу. Мы видели это на цветных карточках. А сейчас нас ждали только злополучныые 50 оттенков серого. Снизу будто из горячих источников поднимается пар. Осторожно передвигаемся в намокшей тяжелой одежде, словно в скафандрах, "мерим высоту" обрыва, кидая камешки, и прислушиваемся, как они глухо клацают об осыпь на дне. Высоко! Долго лететь)

С Перевала на автомобиле существует 2 пути: обратно в Ревду и оттуда по ровной хорошой (уютной ламповой) трассе, или же для "ненормальных" (зачеркнуто) отважных джиперов - вниз в распадок, к Умбозеру. И если второй путь и в ясные дни представляет напряженку (мы помним про камни, каменные глыбы, целые поля камней), то в тумане - это вообще отдельная джиперская радость! Что мы и не могли упустить. Неспешно и осторожно шуршим по поверхности вниз, долгая рулежка и напряженное высматривание пути. Вокруг пейзаж не меняется уже несколько часов, как вдруг откуда ни возьмись выплывают две фигуры с рюкзаками. "Гуманоиды! Разумные существа на нашей планете!" Ребята, закутанные по самое не хочу, в вымокших до нитки одеяниях не сильно отличаются от гранитных истуканов. Путь им не близкий. И я одновременно и завидую им, и не завидую: Одни! В глуши! В таком тумане! Жуть! Поравнялись с ними, открыли окно, чтобы поприветствовать. "Ну как вам тут?", - вопрошает Ваня. "Да, нормально". "Вниз?" "Вниз." "Тогда счастливо!", - говорит Иван, закрывая окно и давя на газ. Оставалось добавить "Места нет, но вы держитесь! Здоровья вам и хорошего настроения!". (Если эту писанину вдруг читают эти двое - ребят, простите, места и правда не было, мы не со зла!)

Неспеша начинаем снижаться, выныривая из облака, виды уже радуют  глаз - тундры пестрят мхами и лишайниками, ягодами и грибами, сверху угрожающе висит туман, а внизу - долина реки Тавайок (буквально - "северная река" с саамского), манящая совершенно сказочно-сочной зеленью, кристально чистой водой и причудливыми танцующими березками. Как будто и не было этого космического серого плена, но мы снова не на Земле.

Все настолько нереальное и нетронутое, что кажется вот-вот из-за куста выйдет неизученный ныне вид. Засмотрелись на сие и, как полагается, застряли. Камни камнями, но в долине реки - грязь в перемешку с травой, а погоды стоят далеко не сухие. Протектор на наших колесах быстро замылился и вот мы уже лебедимся, а потом зовем на помощь Малыша Джимни, который шутя проплывает во всей этой жиже и дергает нас! Тем временем становится сумеречно, мы с надеждой больше не застревать в сердце тайги ищем ближайшее место для стоянки. И находим на отъездке небольшую полянку (67.761414, 34.388386) на берегу Умбозера. Умбозеро штормит, и горы скрыты в облаке, это настораживает и внушает какую-то мерзкую тревожность, но искать другой вариант уже лениво, распаковываемся и отмечаем первую ночевку в условиях Севера.

День 1. Санкт-Петербург - оз.Белое
День 2. Oз.Белое - Мурманск. Долгая дорога на север.
День 3. Мурманск-Териберка-Мурманск. Баренцево. Край Земли.
День 4. Мурманск-Ревда-Перевал Геологов-Умбозеро. Марсианские хроники.
День 5-6. Умбозеро - Дорога 1000 ручьев - Кировск.
День 7. Кировск - Хибины - оз.Гольцовое.
День 8-9. Хибины - Апатиты - Гирвас. Дорога домой.