День 3. Мурманск-Териберка-Мурманск. Баренцево. Край Земли.

Sep 04, 2016 20:51

Из всех желанных для посещения мест, среди которых был вышеупомянутый п-ов Рыбачий, Сверхглубокая и восточная оконечность Кольского, мы выбрали Териберку. И не от ее попсовости, скорее, а от умеренно доступного выхода к морю (к слову, никто из нас не смотрел Левиафан). Мы все еще везли внутри одомашенных тел желание искупаться в Северном Ледовитом.

Но природа взяла свое: наши экипажи накрыл туман и пронизывающий ветер еще по дороге к побережью, вместе с тем усыпив все геройские порывы. Дорога живописная, петляющая среди сопок, на которых то и дело проглядывают каменные пирамидки и более серьезные сооружения. Обтесанные временем и ветрами булыжники размером с автомобиль, стоящие на нескольких маленьких камушках против законов гравитации - это сейды. Мы встречали их раньше на Воттовааре. Сейды относятся к саамской культуре и мифологии, и, по легендам, священны. Глядя на подобные арт-объекты, не возникает сомнений в том, что они возведены без участия человека. Однако здесь же, как и в Карелии, любители повсеместно складывают свои мини-сейды, гораздо более простые по архитектуре. По-моему, это хорошая традиция - возводить такие пирамидки в знак своего присутствия, а не как обычно любят это делать горе-туристы ("оторвать бы им руки").

Подъезжаем к Териберке и напротив склона горы Эривейв (о чем нам поведал OsmAnd) видим целую долину сейдов. Рукотворных, конечно. Туман и мрачные краски добавляют настроения. Мне кажется, здесь, как и в Питере, чтобы прочувствовать всю атмосферу нужно усугубить ландшафт погодой. Останавливаемся осмотреться, походить, поснимать.

И вот, наконец, въезжаем в Легендарную Териберку. Вернее, в так называемую Новую Териберку - Лодейное. Именно здесь находится Кладбище Кораблей, Гидрометеорологическая станция, путь на водопад тоже пролегает здесь. Дорога становится заметно ребристей и ухабистей, мои попытки снять колоритные дома из окна автомобиля сродни эпилептическим припадкам, и вскоре я смирюсь с этой участью. Первым делом в глаза бросается не разруха (мы все же ожидали ее увидеть, рассматривая сотни фотографий до поездки), а тишина. Практическое отсутствие людей на улице, кроме туристов на окраине, коих был наплыв  - воскресенье все же. Все вокруг словно декорации к одному страшному и грустному фильму, и этим же они прекрасны: уйма деталей, красок, текстур, хочется неспешно гулять и исследовать каждое окно, каждую оставленную лодку или разбитый автомобиль. И все же здесь есть Жизнь. Суровая, на грани борьбы, но есть. И хочется верить, что популярность Териберки немного вытащит это местечко из Вселенской Депрессии.

Тормозим у гидрометеорологической станции "Териберка", между прочим, первой на Мурманском берегу (основана в 1889г!). На площадке уже многолюдно. Совершенно беспроблемно и без ограничений поднялись по деревянному мостику на саму станцию с мачтами, опутанными проводами и датчиками, а оттуда - на заветный Край Земли - обрывистый берег Баренцева Моря. Вот, пожалуй, еще один факт Сбычи Мечт: стоять среди Первозданного и Мощного, обдуваемого порывистым ветром - дух захватывает так, что даже говорить ничего не хочется. Только тихо испытывать восторг от того, что тебе позволено это все наблюдать.

Дальше, минуя угрожающую штрафом табличку, мы отправляемся на водопад. Втекаем в целую колонну таких же ярых нарушителей порядка, благо проехать по этой дороге могут не все) Самые беспечные разбивают лагерь у подножья гор прямо напротив водопада. Стоянка, несомненно, с видом, однако выглядит это очень нелепо и грубо. Водопад - тут нет слов. Пожалуй, это одно из немногих мест (да и наш ГипербореяТур в целом), реальность которого гораздо круче всех фотографий и ожиданий. Непременно стоит полазить по окрестным скалам, открывая для себя разные сумасшедшие ракурсы, да и просто оторваться от зевак, забравшись в дебри, чтобы ощутить весь этот масштаб!

Ну а мы, скрепя сердце, сворачиваем на дорогу, чтобы через несколько часов прибыть в Мурманск, переварить увиденное, отдохнуть и в этот раз двинуться в Тундры. Ловозерские тундры.

День 1. Санкт-Петербург - оз.Белое
День 2. Oз.Белое - Мурманск. Долгая дорога на север.
День 3. Мурманск-Териберка-Мурманск. Баренцево. Край Земли.
День 4. Мурманск-Ревда-Перевал Геологов-Умбозеро. Марсианские хроники.
День 5-6. Умбозеро - Дорога 1000 ручьев - Кировск.
День 7. Кировск - Хибины - оз.Гольцовое.
День 8-9. Хибины - Апатиты - Гирвас. Дорога домой.