Благодаря моей любимой подруге Леночке Кассель удалось сформулировать важный конфликт, зашитый в устройство ледовых городков - разницу между ламповым бэкграундом (как тут не вспомнить знаменитую картину Василия Сурикова про взятие снежного городка, традицию которого нынешние городские украшения и сублимируют) и тем равнодушно-современным административным подходом, который схож расставлению обычных галочек: раз было в прошлом году, то обязательно должно же быть и в нынешнем тоже.
Осваивание бюджета, разумеется, тоже немаловажно.
А то, что принято называть "нарастанием консервативных трендов", все больше влияющих на нашу повседневность, в областях зависимых от государства, и вклинивающихся в центр актуальной социальности XXI века, состоит из логичной схематизации.
Поскольку ретро не может полностью накрыть и покрыть нашу жизнь, то оно "наводит порядок" на локальных зонах с помощью внедрения всяческих упрощений.
Если всю жизнь нельзя сделать праздничной и красивой, особенно в дискомфортном городе, напрочь лишённом урбанистического и эстетического порядка, будем создавать зоны комфорта на чётко очерченных территориях.
Ледяной городок - локализация праздничного буйства в самом центре местного мира.
Деньги вкладываются именно в центр, никому и в голову не придёт строить нечто подобное на окраине.
Хотя в новых микрорайонах не хватает вообще ничего, кроме однообразия и монотонности, порождающих депрессию.
Кажется, что в новостройки даже маршрутки ходят какие-то особенные и именно там, на раннее небывалых окраинах, зарождаются иные стандарты жизни, культуры и отдельной какой-то цивилизации.
Кстати, маршрутки - отличный пример такой вот ламповой новации в модернизированном мире: в Чердачинске маршрутки появились уже в новом тысячелетии, ужасные транспортные коробы, пропахшие бензином и принадлежащие частникам, помогли решить проблемы недостаточного общественного транспорта (метро начали строить еще когда Чердачинск стал миллионником, но стройку разворовали и, оттого, заморозили).
Про маршрутки я уже писал несколько раз - они меня, конечно, завораживают близостью к чужим людям, особенно на задней площадке, где места, точно в метро, развернуты лицом друг к другу.
То, что в
этом году ледяной городок лишён традиционных ярмарочных причиндалов коммерческого свойства (с одной стороны верблюдов и пони, с другой - качелей-каруселей, выглядящих особенно отчаянно на морозе да на южноуральском ветру) почти буквально говорит мне о зачистке поляны.
Тем более, что Площадь Революции такая асфальтовая поляна и есть.
Со временем все схематизируется и усыхает, разложенное по полочкам (в том числе и социального порядка): универсальный закон, о котором я тоже недавно писал, применительно, правда, к литературе, где вот эта самая полочная система,
в отсутствии внятного мейнстрима, убивает литературу на корню. При советской власти ледяные городки появились манифестацией псевдонародности.
С каждым годом они усложнялись и "отбивались от рук", превращаясь в проекты всевозрастающей самодостаточности.
Но если в этом месте столь наглядно прибывает, значит, в другом наступает убыль и тотальное оскудение - это хорошо
видно по новогодним украшательствам московских улиц, где центрального торжища, между прочим, не строят, переполняя городские пространства каким-то безумным количеством автономных ёлок, делающих их воинство совсем уже абсурдным.
Абсурдистским.
Это, кстати, интересная, но немного отдельная тема - почему в центре Москвы центр всюду, а провинциальные города структурированы так, что, как РФ и устроена, есть обязательный центр и всё прочее.
Центр изможден и затерроризирован бессмысленной строительной и деловой активностью, точечной застройкой, постоянными переделами и переделками, украшательствами и избыточной, дурной инициативностью, которая бы идеально смотрелась в отсталых окраинных новостройках, где, кажется, даже время течет по особому, отставая...
...те же самые безобразные скульптуры с чердачинского "Арбата" (пешеходная часть улицы Кирова), являющиеся верхом безвкусицы и запредельного китча (а нам нравится!) вполне скрасили бы какой-нибудь пустырь, из окон домов которого видно Градское кладбище.
Пока на периферии строят только громадные торговые центры, вроде "Родника" с "Ашаном", монструозные ангары, похожие на доисторических ящеров с допотопным, заранее устаревшим (в том числе и морально) устройством да оборудованием.
Идея подобных ашанов восходит к середине XIX века и описана у Беньямина в "Пассажах" (сериях магазинов, образующих галереи и крытых стеклянными потолками) как главный символ и метафора наступления капитализма и массового общества, работающего пока ещё на нерасчленённые покупательские массы.
Ну, правильно: если капитализм только наступил, значит, в самом начале толпа еще не расслоилась, ведь от точки перемены и большого взрыва прошло совсем немного времени.
Чем дальше от точки икс тем толпа (как и все прочее) все атомизированнее и дифиринцированнее.
А потом приходит ещё и интернет-торговля.
Ледяной городок на Площади Революции стоит как раз на Никитинских рядах - первом в Чердачинске (если не считать модернистского Торгового Центра, конечно) пассаже, запущенном в 90-ые годы и являющегося, как я бы не побоялся сказать, уникальным архитектурным и культурным объектом эпохи первоначального накопления капитала.
Он до сих пор, кажется, не выветрил запаха стройматериалов, стиля шанхайских трущоб периода опиумных войн (важное дополнение, так как сейчас Шанхай со своими небоскребами и Музеями современного искусства даст Чердачинску сто миллионов очков вперед) и тотальной какой-то неустроенности, которая непонятно откуда берётся и чем обусловлена.
Возможно, заниженными потолками и разреженным ассортиментом.
Экономическая стагнация и ежедневный политический террор государства влияет на состояние подземной торговли самым непосредственным образом - покупатели уходят из центральных магазинов городского центра, так как если ты переходишь на режим тотальной экономии, длящийся годами, практически все покупки совершаются недалеко от дома.
В Чердачинске нет сити и центр жилой, поэтому вечерами, в основном, опустевают улицы Труда и Маркса, где раньше стояли уютные купеческие особняки (исторический центр города), а теперь громоздятся уродливые офисные центры, сгубившие исторический центр (его нет более) безвозвратно.
Но когда на Площади Революции строится ледяной городок, то начинает казаться, что жизнь в городе непрерывна и всё в нём происходит как прежде: дети катаются с горок и едят сладкую вату.
В подземелье, где вместо метро построили Никитинские ряды, стоящие без особого покупательского спроса, можно не спускаться.
Скатился с горки, съел эскимо на палочке - и порядок.
Покойся призраком уюта до будущего года.
Ледяной городок 2012 года:
http://paslen.livejournal.com/1294035.htmlЛедяной городок 2013 года:
http://paslen.livejournal.com/1618413.html (1-ая часть)
Ледяной городок 2013 года:
http://paslen.livejournal.com/1619188.html (2-ая часть)
Ледяной городок 2014 года:
http://paslen.livejournal.com/1771329.htmlЛедяной городок 2015 года:
http://paslen.livejournal.com/2024131.htmlЛедяной городок 2016/2017:
https://paslen.livejournal.com/2130620.htmlЛедяной городок 17/18:
https://paslen.livejournal.com/2235369.htmlЛедяной городок 18/19:
https://paslen.livejournal.com/2345349.html (1-ая часть).
Ледяной городок 18/19:
https://paslen.livejournal.com/2345554.html (2-ая часть).
Ледяной городок 19/20:
https://paslen.livejournal.com/2437732.html (1-ая часть).
Ледяной городок 19/20: (2-ая часть).
https://paslen.livejournal.com/2439281.html