Архиепископ Серафим (Соболев) о сергианстве. Оглавление. Вступление.

Sep 21, 2012 12:20


Оглавление. Вступление.

I. Сущность воззрения архимандрита Сергия (Страгородского) на дело нашего спасения: взгляд на Христа не как на страдательное орудие умилостивления, а как на Восстановителя нашего падшего естества. Отрицание правового понимания спасения в его основе. Отношение к этому воззрению Свящ. Писания и святоотеческого учения в лице Еп. Феофана-Затворника.

II. Отрицательное отношение архимандрита Сергия (Страгородского) к доброделанию из-за наград и наказаний. Признание им единственного вида христианского доброделания: из-за любви к добру и к Богу. Несостоятельность такого взгляда с точки зрения святоотеческого учения и самой жизни. Ниспровержение всего Божественного домостроительства, как плод этого отрицания.

III. Свидетельства Священного Писания и св. отцов в пользу правового жизнепонимания, или доброделания из-за наград. Учение архимандрита Сергия (Страгородского), не допускающее возможности правовых отношений между Богом и людьми. Несостоятельность ссылки на текст из книги Иова для доказательства этого неправильного мнения.

IV. Несостоятельность ссылки архимандрита Сергия (Страгородского) на святоотеческое учение для доказательства невозможности существования правового отношения между Богом и людьми.

V. Дальнейшие ссылки архимандрита Сергия (Страгородского) на святоотеческое учение для подтверждения своего отрицания правового жизнепонимания. Несостоятельность этих ссылок. Несообразности, проистекающие из отрицания А. Сергием правового доброделания.

VI. Вопрос о соотношении благодати и свободной воли в деле нашего спасения. Краткое изложение православного учения по сему вопросу на основании свидетельств Свящ. Писания и св. отцов Церкви, по преимуществу, преп. Иоанна Кассиана.

VII. Неправильный метод архимандрита Сергия (Страгородского) в пользовании святоотеческим учением; одностороннее и отрывочное приведение им цитат без их связи к целостному воззрению св. отцов на совершение нашего спасения. Неудачная ссылка на толкование св. Златоустом апостольских слов: Рим. 6, 23.

VIII. Несостоятельность утверждения, что правовое жизнепонимание не соответствует истинному представлению о Боге, как Боге любви.

IX. Несостоятельность положений архимандрита Сергия (Страгородского), что Бог не требует Себе удовлетворения, ибо Он прощает нам туне; и что ветхозаветный закон, представляющий Бога блюстителем правды, прекратил свое существование с пришествием Христа.

X. Невольное признание архимандритом Сергием (Страгородским), в противоречие самому себе, необходимости правового жизнепонимания при мысли об участи праведников и грешников на страшном суде. Несостоятельность ссылки на слова св. Григория Нисского, св. Иоанна Златоуста, Климента Александрийского и преп. Исидора Пелусиота.

XI. Заявление архимандрита Сергия (Страгородского) о непреклонности своего отрицания правового жизнепонимания. Доказательства этого отрицания. Их несостоятельность.

Заключение.


Вступление.
          В своей книге "Православное учение о спасении" Архимандрит Сергий (1) решает главный вопрос христианства, имеющий для нас важное жизненное значение. И это значение понятно, ибо говорить о спасении, это значит, иметь в виду наше истинное счастье: и настоящее временное, и будущее - вечное.
          Но насколько данный вопрос имеет такое важное значение для нашей жизни, настолько он является глубоким и трудным для богословского мышления и именно потому, что он, прежде всего, есть вопрос жизненный. Для правильного его решения надо, чтобы последнее исходило не столько от нашего ума, сколько от нашего чистого сердца. Здесь, в особенности, следует помнить слова Христа: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. (2) Чистота сердца есть плод истинной христианской жизни, есть следствие победы христианина над страстями благодатию Св. Духа через великие нравственные усилия свободной воли.
          Ясно отсюда, что только в богословии святых отцов Церкви, основанном на их святой жизни, на их сердечной чистоте, мы можем найти незыблемыя основания для безошибочного решения богословских вопросов и, в частности, вопроса о спасении.
          Правда, в книге архим. Сергия мы находим поразительное изобилие цитат из святоотеческих творений, приводимых автором в качестве основания для его взгляда на дело нашего спасения. Но в то же время здесь, к сожалению, наблюдается неправильный метод пользования творениями св. отцов Церкви, изречения коих приводятся при свете их толкования автором в пользу его собственного взгляда на спасение. В итоге получается учение о спасении, принадлежащее не Свящ. Писанию и святым отцам, а самому архим. Сергию.
          Отсюда понятно, в каком ошибочном положении оказывается архим. Сергий в его учении о спасении. Он убежден, что главная его мысль, из которой он исходит, основывается на Божественном Откровении и святоотеческом учении. Мы имеем в виду его отрицательное отношение к доброделанию из-за страха наказаний и ради наград, что именуется им "правовым жизнепониманием в деле нашего спасения". (3) Эта мысль не только не находит себе опоры в Богооткровенном и святоотеческом учении, но противна ему.
          Да и как может быть иначе, когда и Свящ. Писание и св. отцы внедряют в нас противоположную мысль, а именно, что наша нравственная деятельность, пока мы не достигли совершенства и не можем исполнять Божественных заповедей по совершенной любви к Богу, должна побуждаться страхом наказаний и надеждой на получение от Бога награды.
          Правда, архим. Сергий это сознает. Он даже заявляет, что правовое отношение наше к Богу, или совершение нами добра из-за наград является предварительной ступенью в нашем нравственном развитии. (4) Это заявление равносильно признанию, что правовое отношение наше к Богу входит в самый состав христианской нравственности и является ее фундаментом.
          Однако, в полное противоречие самому себе, т.е. данному своему заявлению, архим. Сергий в другом месте своей книги изображает представителя правового доброделания в таких отрицательных чертах, что называет его даже "врагом Божиим". (5)
          Таким образом, воззрение архим. Сергия на правовое доброделание, не будучи основанным на Свящ. Писании и святоотеческом учении, при такой неясности и противоречивости, является неправильным.
          Но архим. Сергий не ограничивается отрицанием правового элемента в нашей нравственной деятельности, ведущей ко спасению: он отрицает его и в самой основе нашего спасения. Этою основою является искупление, совершенное нашим Спасителем на кресте, во исполнение требования не только Божественной любви, но, прежде всего, Божественного правосудия. И в этом отрицании архим. Сергий расходится с Свящ. Писанием и святоотеческим учением. Поэтому и здесь понимание спасения у архим. Сергия, как проистекающее из отрицания им правовой точки зрения, является неправильным.
          Эта неправильность еще более увеличивается, если мы примем во внимание мнение архим. Сергия, что "правовое доброделание" является признаком, который отличает инославных христиан от православных. Наша св. Церковь не отвергает правового элемента в деле нашего спасения, так как учит, что как в основе его - в искупительной жертве Христа, необходимо было действие Божественнаго правосудия, так и в самом процессе его, в нашей нравственной деятельности, нельзя игнорировать этого Божественнаго свойства и основанного на нем нашего доброделания из-за наград, или, выражаясь языком архим. Сергия, - нашего правового доброделания.
          Поэтому, как мы можем отличаться от инославных христиан в вопросе о правовом доброделании, (6) когда последнее в своей сущности принадлежит и православным христианам? Не в этом заключается наше главное отличие от инославных христиан, а во внутренней возрождающей благодати Св. Духа, которая в своих проявлениях присуща только православным христианам.
          Если бы архим. Сергий имел в виду эту возрождающую благодать, как самое главное и существенное наше отличие от инославных христиан и от всех иноверцев, то не поставил бы во главу угла в своем труде отрицание правового жизнепонимания в деле нашего спасения, ибо не это понимание является здесь самым главным и существенным. Тогда и его учение о спасении совпало бы с Богооткровенным и святоотеческим и не имело бы тех недостатков, коими оно изобилует, не смотря на то, что архим. Сергий пытается, но тщетно, его обосновать на Свящ. Писании и учении св. отцов Церкви.
          Обратимся к самому учению архим. Сергия о спасении.

1) Архимандрит Сергий (Старогородский), ныне Митрополит Московский, "Православное учение о спасении". Казань. 1898.
2) Мф. 5, 8.
3) Термины: "правовое жизнепонимание", "правовое доброделание" "правовое отношение к Богу" не встречаются ни в Свящ. Писании, ни в святоотеческой литературе. Эти термины вводит архим. Сергий в своем труде для обозначения доброделания из-за страха наказаний и ради наград.
4). "Православное учение о спасении", стр. 18.
5) ibid., стр. 58.
6) Этому вопросу архим. Сергий уделяет много внимания в введении к своей книге: "Православное учение о спасении", стр. 12-55.

Архиепископ Серафим Соболев, Православное учение о Спасении, Православное Предание, сергианство, Митрополит Сергий Страгородский, модернизм, богословие, лжепастыри, ересь, Декларация 1927 года, обновленчество, лжеучение

Previous post Next post
Up