Архиепископ Серафим (Соболев) о сергианстве. Глава VIII.

Sep 21, 2012 11:00


Глава VIII.

Несостоятельность утверждения, что правовое жизнепонимание не соответствует истинному представлению о Боге, как Боге любви.
          Исходя из своего одностороннего воззрения на спасение, архим. Сергий заявляет: "только такое учение", т.е. утверждающее, что в деле нашего спасения действует одна благодать, одна Божественная любовь, "и мирится с тем понятием о Боге, которое открыл нам Сам же Бог; только при таком представлении о спасении мы поймем, что Бог есть Бог любви... Отец наш небесный, Который безразлично готов всех миловать, лишь бы только они обратились за этой милостью".(1)
          Но если Господь готов миловать всех безразлично, то незачем обусловливать это милование обращением грешников к Богу. Ведь обращение к Богу за милостью знаменует собою стремление человека к Богу, с решимостью искать в Нем Одном источник своего спасения от всех бед. Следовательно, хотя архим. Сергий и заявляет, что Бог готов безразлично всех миловать, но тут же противоречит своим словам, высказывая мысль, что Бог не безразлично милует, а только достойных, каковыми и являются люди, обратившиеся к Богу.
          Далее, для доказательства своего воззрения на Бога, что Он есть только Бог любви, архим. Сергий приводит слова Спасителя: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходит над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 44-45). архим. Сергий отмечает, что Господь это делает, не боясь наградить недостойного. "Соответствует ли, спрашивает он, такому представлению о Боге правовое понятие о Нем? Можно ли сказать, что Господь благ есть на безблагодатные и злые (Лук. 6, 35), если Он воздает только равное, если Он милует только достойных?"(2)
          По поводу приведенных слов Христа мы должны сказать, что в них, действительно, Сам Бог открыл Себя, как Божественную любовь. Но это вовсе не значит, что мы должны взирать на Господа только, как на Бога любви. Сам же Господь чрез Свое Божественное Писание открыл Себя и как праведного Судию. Поэтому Он не есть только Бог любви, но есть и праведный Судия, и притом не только награждающий, но и карающий, о чем свидетельствует то же самое Свящ. Писание. Аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снести; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия (3) Эти слова пророка Исаии имеют значение и для новозаветного времени. Об этом говорит притча Господа о бесплодной смоковнице (4) и немало других свидетельств Божественного Откровения. Когда Господу сообщили о Галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, то Он сказал: мните ли, яко Галилеяне сии грешнейши паче всех Галилеян бяху, яко тако пострадала? Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете (5) При Своем торжественном входе в Иерусалим, Господь заплакал и сказал: яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к смирению (к миру) твоему: ныне же скрыся от очию твоею: яко приедут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе, и обыдут тя, и объимут тя отвсюду. И разбиют тя и чада твоя в тебе, и не оставит камень на камени в тебе: понеже не разумел еси времене посещения твоего. (6) Ананию и Сапфиру Господь чрез Своего Апостола покарал внезапною смертью за то, что они, как свидетельствуют Деяния апостольские, солгали Духу Святому и утаили от Ап. Петра часть денег за проданную землю свою.(7) Св. Ап. Павел лишил зрения Елима волхва за то, что последний противился словам благовестия его и Ап. Варнавы.(8)
          Как говорит церковное предание, великий Апостол Петр своею молитвою умертвил Симона волхва.(9)
          Страшное наказание Божие постигало не только отдельных людей, но и целые народы. Из церковного предания мы знаем, что Византийское государство пало за ереси, коим покровительствовала государственная власть, и вообще за нечестие православного греческого народа.(10)
          Карающее действие Божественного правосудия особенно проявилось в гибели нашего отечества за безбожие и ниспровержение Богоустановленной власти царя-Помазанника Божьего.
          И как может не соответствовать правовое понятие о Боге представлению о Нем, как источнике бесконечной любви, когда Божественное правосудие в своем действии, т.е. в наградах и наказаниях людей исходит из Божественной любви и совершается для спасения людей?! Вот почему в Свящ. Писании даже о карающем действии Божественного правосудия говорится: Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (11)
          То обстоятельство, что Господь по Своей благости часто милует злых людей, и они не только не наказываются Богом, но благоденствуют, не дает никакого основания смотреть на Бога только, как на любовь. Это явление объясняется лишь долготерпением Божиим, ожидающим их покаяния. Так надо понимать и слова Господа, что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, (12) равно как и притчу Его о плевелах. (13)
          Если же этого покаяния не последует, то Божественное правосудие, рано или поздно, покарает нераскаянных грешников еще в земной их жизни или чрез несчастья, или же посредством самого их благоденствия. В последнем случае это благоденствие, в противовес обычным человеческим понятиям, есть один из самых тяжких видов Божественного наказания, ибо оно является признаком оставления Богом недостойных без вразумления столь спасительными для них скорбями.
          Конечно, во всей своей силе и полноте Божественное правосудие проявится на страшном суде Христовом, когда Господь будет судить нас не только за деяния, но и за самые сокровенные сердечные движения. Вот почему св. Ап. Павел сказал: Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приедет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечные: и тогда похвала будет комуждо от Бога. (14)
          Затем, для доказательства отрицания правового представления о Боге, архим. Сергий приводит слова Христа: Аще бо любите любящих вас, кую мзду имать? не и мытари ли тожде творят? И аще целуете други ваша токмо, что лишние творите? не и язычницы ли такожде творят? (15). То же самое, говорит архим. Сергий, можно сказать и о правовом представлении о Боге. Если Он милует только достойных, то разве это любовь? Не сделал ли бы того же и каждый из нас, проникнутых себялюбием? В чем тогда превосходство Божественной милости пред нашей? "Аще праведника спасеши, исповедуем мы Богу в ежедневных вечерних молитвах, - ничтоже велие, и аще чистого помилуеши, ничтоже дивно, достойне бо суть милости Твоея, но на мне грешном удиви милость Твою, о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию". "Бог Свою любовь, приводит архим. Сергий слова Ап. Павла, доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Римл. 5, 8). (16)
          Как мы видим, архим. Сергий уже говорит о безусловном милований Богом, думая подтвердить эту мысль ссылкой на слова Христа и на слова из вечерней молитвы. Но здесь архим. Сергий впадает в новую несообразность. Из его слов явствует, что мы должны приравнять Бога к себялюбцам, мытарям и грешникам, если Он милует только достойных. При таком милований Бог оказывается будто совсем без истинной любви.
          Сущность заблуждения архим. Сергия состоит в том, что он, говоря о безусловном милований Богом недостойных, совсем не хочет знать о действии Божественного правосудия и об отношении самих недостойных к милованью их Богом.
          Это милование не может не сообразоваться с другим Божественным свойством - правосудием. Вот почему Еп. Феофан Затворник в своем толковании слов Ап. Павла: Егоже предположи Бог очищение (в жертву умилостивлении) верою в крови Его, в явление правды Своея, (17) говорит, что "Бог... милует... не по произволу или преизбытку благости, а праведно".(18) Это значит, что если мы относимся достойно к любви Господа или Его милованью, т.е., если пребываем в покаянии и соблюдаем спасительные заповеди, то Господь, по Своей благости и сообразно с Своим Божественным правосудием, награждает нас. Если же мы к любви, которую изливает на нас Господь, относимся недостойно, нарушаем Его заповеди, даже отвергаем их, пребывая в нераскаянность, то Божественное правосудие наказывает нас, хотя полная оценка нашей нравственной деятельности произойдет на страшном суде Христовом.
          Таким образом, нельзя говорить о милований Богом недостойных, забывая о Его правосудии и отношении недостойных к любви Божией. Иначе мы не в состоянии будем понять того страшного наказания, которому подпал первый ангел-денница с своими единомысленными ангелами за восстание против Бога. Тогда непонятно будет для нас наказание, которому подвергает Господь людей за отступление от православной веры и попрание совести.
          Впрочем, лучше всего обличает настоящее заблуждение архим. Сергия св. Ап. Павел. Мы знаем, какую великую любовь явил нам Господь на кресте, когда пролил за спасение наше кровь Свою. Эту любовь Он оказывает нам и тогда, когда мы вкушаем кровь Христову в таинстве св. Евхаристии. Но, по учению Апостола, сия величайшая милость Господня является спасительною только для достойных ее, ядый бо и пияй недостойне, говорит он, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня. Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят довольни (и не мало умирает). (19)
          Вышеприведенные слова из молитвы прел. Иоанна Дамаскина: "Аще праведника спасеши, ничтоже велие" нисколько не доказывают правильности мнения архим. Сергия о миловании Господом и недостойных. Напротив, эти слова молитвы доказывают обратное, т.е., что Господь милует только достойных. А достойными мы начинаем делаться тогда, когда в своих ежедневных к Богу молитвах и в своей жизни выражаем искреннее покаяние, т.е. сознание от всего сердца своей греховности.
          Что же касается приведенных архим. Сергием апостольских слов: Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, (20) то из них также нельзя делать заключения, что Бог безусловно милует недостойных. Да, Господь умер за грешников, и это доказывает Его неизреченную любовь к нам; но умер для того, чтобы грешники стали праведниками. Если же они не делаются и не хотят быть таковыми, пребывают во грехах своих, не каются, и чрез это в св. Причащении попирают кровь Христову, то здесь, и в особенности в будущей жизни, подлежат страшному наказанию от Бога. Мы должны в данном случае всегда помнить слова Ап. Павла: Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает (наказывается смертию): колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый? Вемы бо рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. И паки: яко судит Господь людем Своим. Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго. (21)

1) "Православное учение о спасении", стр. 78.
2) ibid., стр. 79.
3) Ис. 1, 19-20.
4) Лук. 13, 6-9.
5) Лук. 13, 2-3.
6) Лук. 19, 42-44.
7) Деян. 5, 1-10.
8) Деян. 13, 6-11.
9) Четьи-Минеи, 29 июня.
10) ibid., 14 июня. В жизнеописании св. Мефодия, Патриарха Цареградского, говорится: "Сия же вся (взятие сарацинами Византии, а ранее Иерусалима с Палестиною, Сирии, Аравии и Египта) грех ради христиан, от истинного благочестия отпадших, к ересем же уклонившихся и святые иконы поправших, - от Бога попустишася".
11) Прит. 3, 12.
12) Мф. 5, 45.
13) Мф. 13, 24-30.
14) 1 Кор. 4, 5; сравн.: Евр. 4, 13; Апок. 2, 23.
15) Мф. 5, 46-47.
16) "Православное учение о спасении", стр. 79.
17) Римл. 3, 25.
18) Еп. Феофан. Толков. I-VIII гл. посл. св. Ап. Павла к Римлянам, стр. 231.
19) 1 Кор. 11, 29-30.
20) Рим. 5, 8.
21) Евр. 10, 28-31.

Архиепископ Серафим Соболев, Православное учение о Спасении, Православное Предание, сергианство, Митрополит Сергий Страгородский, модернизм, богословие, лжепастыри, ересь, Декларация 1927 года, обновленчество, лжеучение

Previous post Next post
Up