Вот за «герцогинь с низкой социальной ответственностью» вообще земной поклон! Великолепно! )))
Превосходный анализ процесса распада древних славянских объединений! Красота! Все как на ладони! Хацон = Хотен? В контексте легенд об основании Москвы (изначально - Москов) имя Мусок заиграло новыми красками. А учитывая, что подобная топонимика известна на западе Украины и на юге Польши - тем более. Прэлестно! Крайне интересна мысль о тождественности болгар и гуннов (гуннов Аттилы, я полагаю?). Тут можно вспомнить и два «гуннских» слова, нам известных, и славянские имена из «именника» и предположить, что первый плотный контакт между славянами и болгарами состоялся как раз тогда, в 4. веке. Тогда расселение болгар на Волге (именьковцы) и Дунае объясняется союзными отношениями со славянами. И Фадланыч, называющий славянами болгар тоже прав. Но это я уже так, в порядке общего бреда.
Ну, тогда мир с ними обоими, пусть ходят такие. Я, собственно, под влиянием Добряты над ними и задумался. Почему Даврита не оставили?
Или виной таким внезапно удачным отношениям давняя, еще времен Аттилы славянизация болгар. Мед, там, страва и все прочее. В качестве аргумента в пользу этой идеи может выступить тот факт, что в раннем языке дунайских болгар почти нет тюркизмов. Их можно буквально пересчитать по пальцам. Что было бы странно, если бы ими управляли обычные тюрки (в период контакта с османами тюркизмы пришли в язык в огромном количестве). Но я не настаиваю, конечно.
Добрята - это святое и родное. Рука не поднимается. И славянская основа тут довольно прозрачная, как мне кажется. В Паннонии еще в 1 в. н.э. почитали бога с таким именем - Dobrates
( ... )
Вы сейчас знаете ровно столько по этому вопросу, сколько самые осведомленные академики. В одном или нескольких посвящениях встречается имя бога, к которому собственно, обращаются паннонцы. Рабы, кажется. В тех же местах проживали озериаты, племя, имя которого тоже звучит так знакомо. Скорее всего, Добрат был именно их Добрым богом. Озериатов я считаю предками словен.
Вооот, как раз про связь с озериатами я и хотел спросить! Посвящения на чем именно? И на каком языке? Вообще не знаком с этими находками. Кстати, Вам приходилось сталкиваться с правителем паннонских кельтов по имени “Biatec”? Потому что меня регулярно терзают смутные сомнения: Биатек, Вятек, Вятко...
Признаться, про Биатека только от Вас услышал, хотя скорее всего что-то мог прочитать у Колосовской (она вскользь затрагивала дунайскую нумизматику кельтов). В памяти не отразилось, в любом случае. В письменных источниках единственный царь кельтов этого региона, который засветился у античных авторов - это Критосир (по странному, но частому для варварской Европы стечению обстоятельств, его монеты как раз не встречаются), которого разгромил Буребиста. Я не кельтолог, поэтому судить не берусь, но звучат имена правда очень похожи. На Балканах римского времени и Vesclev встречается. Вроде как иллириец, но скорее всего паннонец. Там вообще много интересного. Про Добрита и озериатов обязательно соберу информацию и напишу. Сейчас хотелось бы все таки Само посвятить пару строк)
Спасибо! Тут довольно много информации, и она порядочно отличается от русскоязычной: https://cs.m.wikipedia.org/wiki/Biatec И тут иллирийцы пополам с бойями, если судить по именам. Но некоторые вызывают любопытство. Кстати, сами бойи - если не ошибаюсь - названы так за отвагу в боях, что тоже заставляет задуматься.
За что бойи получили свое название не берусь сказать. Имя это очень древнее, а само племя и в Италии проживало, и на Дунае. Но, оно было определенно кельтским. После того, как Буребиста их порезал на Дунае, они успели репатриироваться в Галлию, где вели переговоры с Цезарем. С определением иллирийскости чего бы то ни было на самом деле есть определенные проблемы, так как лингвисты никак не договорятся сколько же было языков в иллирийских землях. Но, в общем все может быть. Не факт, кстати, что все эти товарищи на монетах были именно царями бойев. Кто-то может быть царем теврисков, кто-то других паннонских племен.
Имена не показатель, как Вы знаете. Печально, что монеты очень плохо идентифицируются. Я так понимаю, что они часто находятся в кучке. Была бы карта находок (если попадется, пришлите пожалуйста!). Это не позволяет локализовать находки в ареалы и выделить племенные группы, как это делают с фракийскими и дакийскими монетами, например. Во Фракии большая часть монет - царские, но есть и племенные монеты, которые самые ранние. Тут наблюдается, насколько я понимаю, примерно то же самое. Только кельтские монеты редко подписаны. Очень важно, что значительная часть монет связана с паннонскими землями. Кельты едва ли составляли большинство по отношению к местным жителям, ведь кельты тут пришельцы. Скорее это были завоеватели, как римляне потом. В отношении скордисков это медицинский факт, можно сказать. Вряд ли в Богемии, Моравии, Словакии и на севере Паннонии ситуация как-то кардинально отличалась. Так что Биатеки и Титки вполне могут быть кельтами с паннонскими именами (если что, слово Коляда считается заимствованием из латыни).
Карты находок, к сожалению, нет. Зато есть карта самых серьезных кельтских оппид в Чехии. Ряд из них совпадает с местами находки монет (карта чуть ниже, надо промотать): http://keltoman.sweb.cz Если поставить метки - будет очень даже наглядно. По Словакии ничего похожего не нашел - там только по славянам карты. А что мешает отметить все это безобразие на обычной карте?
Нам другое о Коляде говорили. Дескать, это наоборот заимствование в латынь, доказательством чему служит изначальное написание «календ» через “k”, а не через “c”, что было свойственно только для заимствованных слов.
Вот за «герцогинь с низкой социальной ответственностью» вообще земной поклон! Великолепно! )))
Превосходный анализ процесса распада древних славянских объединений! Красота! Все как на ладони!
Хацон = Хотен?
В контексте легенд об основании Москвы (изначально - Москов) имя Мусок заиграло новыми красками. А учитывая, что подобная топонимика известна на западе Украины и на юге Польши - тем более. Прэлестно!
Крайне интересна мысль о тождественности болгар и гуннов (гуннов Аттилы, я полагаю?). Тут можно вспомнить и два «гуннских» слова, нам известных, и славянские имена из «именника» и предположить, что первый плотный контакт между славянами и болгарами состоялся как раз тогда, в 4. веке. Тогда расселение болгар на Волге (именьковцы) и Дунае объясняется союзными отношениями со славянами. И Фадланыч, называющий славянами болгар тоже прав. Но это я уже так, в порядке общего бреда.
Reply
Reply
Ну, тогда мир с ними обоими, пусть ходят такие. Я, собственно, под влиянием Добряты над ними и задумался. Почему Даврита не оставили?
Или виной таким внезапно удачным отношениям давняя, еще времен Аттилы славянизация болгар. Мед, там, страва и все прочее. В качестве аргумента в пользу этой идеи может выступить тот факт, что в раннем языке дунайских болгар почти нет тюркизмов. Их можно буквально пересчитать по пальцам. Что было бы странно, если бы ими управляли обычные тюрки (в период контакта с османами тюркизмы пришли в язык в огромном количестве). Но я не настаиваю, конечно.
Reply
Reply
А можно подробнее про этого бога? Впервые о нем слышу, как ни странно.
Reply
Reply
Вооот, как раз про связь с озериатами я и хотел спросить! Посвящения на чем именно? И на каком языке? Вообще не знаком с этими находками.
Кстати, Вам приходилось сталкиваться с правителем паннонских кельтов по имени “Biatec”? Потому что меня регулярно терзают смутные сомнения: Биатек, Вятек, Вятко...
Reply
Я не кельтолог, поэтому судить не берусь, но звучат имена правда очень похожи. На Балканах римского времени и Vesclev встречается. Вроде как иллириец, но скорее всего паннонец. Там вообще много интересного.
Про Добрита и озериатов обязательно соберу информацию и напишу. Сейчас хотелось бы все таки Само посвятить пару строк)
Reply
Спасибо!
Тут довольно много информации, и она порядочно отличается от русскоязычной:
https://cs.m.wikipedia.org/wiki/Biatec
И тут иллирийцы пополам с бойями, если судить по именам. Но некоторые вызывают любопытство. Кстати, сами бойи - если не ошибаюсь - названы так за отвагу в боях, что тоже заставляет задуматься.
Reply
С определением иллирийскости чего бы то ни было на самом деле есть определенные проблемы, так как лингвисты никак не договорятся сколько же было языков в иллирийских землях. Но, в общем все может быть. Не факт, кстати, что все эти товарищи на монетах были именно царями бойев. Кто-то может быть царем теврисков, кто-то других паннонских племен.
Reply
Согласен, могли быть чьи угодно монеты. А насчет иллирийских языков - все так.
Reply
Относительно этимологии бойев как «воинов» писал Юлиус Покорный.
А это - полный список всех известных надписей на гексадрахмах братиславского типа:
AINORIX, BIATEC, BVSV, BVSVMARVS, COBROVOMARVS, COISA, COVIMARVS, COVNOS, DEVIL, EVOIVRIX, FARIARIX, IANTVMARVS, MACCIVS, NONNOS, TITTO
Reply
Reply
Любопытно, любопытно! (Задумчиво) Кельты, значит... Тинко, Каледу... кельты... хм...
Reply
Очень важно, что значительная часть монет связана с паннонскими землями. Кельты едва ли составляли большинство по отношению к местным жителям, ведь кельты тут пришельцы. Скорее это были завоеватели, как римляне потом. В отношении скордисков это медицинский факт, можно сказать. Вряд ли в Богемии, Моравии, Словакии и на севере Паннонии ситуация как-то кардинально отличалась. Так что Биатеки и Титки вполне могут быть кельтами с паннонскими именами (если что, слово Коляда считается заимствованием из латыни).
Reply
Карты находок, к сожалению, нет. Зато есть карта самых серьезных кельтских оппид в Чехии. Ряд из них совпадает с местами находки монет (карта чуть ниже, надо промотать):
http://keltoman.sweb.cz
Если поставить метки - будет очень даже наглядно.
По Словакии ничего похожего не нашел - там только по славянам карты. А что мешает отметить все это безобразие на обычной карте?
Нам другое о Коляде говорили. Дескать, это наоборот заимствование в латынь, доказательством чему служит изначальное написание «календ» через “k”, а не через “c”, что было свойственно только для заимствованных слов.
Reply
Leave a comment