Нашли адъективное склонение)))

Mar 12, 2015 22:37

Если честно, шла я на урок не ожидая особо, что дети нашли хоть одно слово, не соответствующее известным нам типам склонения. А они всё-таки меня порадовали.
Во-первых, обнаружили почти все оставшиеся существительные из склонения на -мя. Одно им осталось или два вроде. "Скажите, - говорят, - какие". А я им говорю, что в меня это по плану в шестом классе, так что в шестом классе и скажу, сейчас лишнюю работу делать не буду. Хотите узнать, сами ищите, или, говорю, ждите до шестого класса: там узнаете.))
А во-вторых, нашли таки слово неправильное. "А мороженое, - говорят, - вроде второе склонение должно быть: на -е заканчивается, средний род, а попробовали просклонять - падежные окончания не совпадают".
Молодцы. Нашли седьмой (!) по нашему счёту тип склонения. Сначала мы убедились, что перед нами и правда существительное: обозначает предмет, отвечает на вопрос "что?", мы запросто можем подобрать к нему зависящее от него прилагательное (вкусное мороженое). А потом посмотрели, какие на самом деле у этого слова окончания: изменили его по вопросам, выделили основу "морожен" и обнарыжили окончания -ое, -ого, -ому, -ым, -ом. Дети говорят: "Так это же прилагательное! Окончания прилагательного!" Да. Слово мороженое может быть и прилагательным и существительным: выглядеть будет одинаково, а в предложении разные функции выполнять и обозначать разные явления.
То есть дети обнаружили новый тип склонения существительных: существительные, которые изменяются, как прилагательные. По-научному такой тип склонения называется адъективным. К нему относятся, например, существительные столовая, запятая, подлежащее, существительное (;), постовой, полицейский, рабочий, насекомое, портной и множество других. Их, естественно, можно ошибочно принять за первое и второе склонение. Ан нет)) (интересны подробности? вот ссылка: http://housecomputer.ru/science/teaching_aids/russian_language/russian_grammar/1216-1231.html).
А я всё продолжаю ждать, когда же дети обнаружат склонение слов на -ий, -ия, -ие и слово "путь". До шестого класса, если сами не найдут и не выведут, они из меня эту информацию не вытянут))).
Вообще здорово с ними. Который год уже замечаю, что настоящая учёба начинается именно в третьем классе. Первый второй - важно поиграться, и материал усваивается как побочное явление, а третьеклассникам хоть и интересно ещё поиграть (типа склонения назвать племенами, несклоняемых - упрямыми иностранцами и т.п.), но эти игровые моменты скорее просто добавляют изюминку, а настоящее удовольствие они получают не от игры, а именно от узнавания нового, от освоения всё новых пространств и понимания тех процессов и явлений, которые раньше от них были скрыты.
Может, это в школе так: первый год к школьным условиям привыкают, второй обнаруживают одноклассников, а в третьем можно уже спокойно учиться. Хотя мне кажется, это не специфика школы, а всё же созревание там чего-то у них в голове в определённом возрасте. Это и на почерке видно. В третьем классе их почерки начинают явно приобретать своеобразные черты, становятся взрослее. Причём у детей, которые помладше, но учатся в третьем классе, почерк пока продолжает оставаться детским, как из прописей.

3 класс, вариант урока, члены предложения, 2 класс, муми-тролль, методика, слова на мя, существительное, школа, окончание прилагательных, склонение, с детьми, род, части речи, окончание, игра, Морфология, падеж, приемы, языкознание, окончание существительных, морфология, язык, средний род, синтаксис, состав слова, русский язык, ссылки, письмо, основа, 1 класс, заимствования, прилагательное

Previous post Next post
Up