Владимир ГЕЛЬМАН - Альтернативы провалу путча: ужасный конец и бесконечный ужас

Sep 01, 2016 00:25



Провал августовского путча 1991 года, 25-летие которого отмечается в эти дни, создал уникальные возможности для быстрого и относительно безболезненного роспуска СССР: "величайшая геополитическая катастрофа ХХ века", как назвал ее Владимир Путин, не только не вызвала значимого сопротивления, но и прошла почти незамеченной.
Сохранение Советского Союза, под лозунгом которого выступали деятели ГКЧП, оказалось настолько дискредитировано, что после провала путча его уже невозможно было обсуждать всерьез. Институты, поддерживавшие на глазах разваливавшуюся конструкцию союзного государства, оказались либо упразднены (как КПСС), либо перешли под контроль властей России и других союзных республик. Попытки сохранить единое государство, предпринятые Михаилом Горбачевым после августа 1991 года, были обречены на неудачу: президент СССР резко терял влияние, уступая лидерство временной коалиции глав республик во главе с Ельциным, и последующее вскоре официальное оформление роспуска СССР в виде Беловежских соглашений лишь завершило процесс ликвидации, запущенный в ходе неудачного переворота.
Такое развитие событий оказалось далеко не худшим по сравнению с иными возможными вариантами, перед которыми стоял Советский Союз в августе 1991 года. Нет нужды доказывать, что возможная победа ГКЧП могла принести огромные беды. В этом случае, помимо репрессий в отношении нарождавшейся антикоммунистической оппозиции, страну могли ждать попытки силового подавления опиравшихся на массовую поддержку национальных движений и связанных с ними новых элит в Балтии, Грузии, Армении и Молдове.
Такое подавление неизбежно обернулось бы немалой кровью внутри страны, а за ее пределами ввергло бы СССР в новую международную изоляцию, гораздо более серьезную, нежели в худшие годы «холодной войны». Но главное - у путчистов не было в запасе каких-либо реалистических планов по управлению страной, кроме одного: «вернуть все, как было раньше». Ни о каких реформах в экономике даже и речи ни шло. Если бы ГКЧП удалось прийти к власти, то нараставший в предшествовавшие путчу месяцы глубокий кризис советской экономики, скорее всего, перерос бы в полномасштабный коллапс.
Представить себе дальнейшие последствия реванша реакционеров, оказавшихся в руководстве терпящей экономический крах и охваченной острыми внутри- и внешнеполитическими конфликтами ядерной державы, - задача для поклонников «альтернативной истории». Но можно с уверенностью сказать, что те многочисленные беды, которые обрушились в 1990-е годы на распадавшуюся почти одновременно с СССР Югославию, показались бы не более чем детской сказкой.
Но если бы путчистам не удалось договориться между собой или они побоялись бы выступить против Горбачева, то и в этом случае судьба СССР была бы более чем сомнительной. В самом деле, заговор ГКЧП спровоцировало готовившееся в августе 1991 года подписание нового Союзного договора, проект которого стал компромиссом между Горбачевым и лидерами 9 из 15 союзных республик.


Демонтаж памятника Дзержинскому в Москве 22 августа 1991 года стал одним из символов поражения коммунистов-реваншистов
Этот проект предполагал радикальную децентрализацию управления страной и фактически ее превращение в конфедеративное образование, где республики обладали бы правом вето на ряд решений союзного Центра, а система налогообложения была бы одноканальной. Такой неустойчивый политический союз, однако, не годился для проведения остро необходимых рыночных реформ. Скорее всего, новому правительству СССР (на пост премьер-министра планировалось назначение Нурсултана Назарбаева) пришлось бы столкнуться с большими сложностями при выработке и реализации согласованных решений в ситуации стремительно усугублявшегося экономического кризиса.
Лидеры республик, скорее всего, не стали бы брать на себя ответственность за непопулярные меры, возможности принуждения у союзных властей оказались бы весьма ограничены, а легитимность их действий в любой момент ставилась бы под вопрос. Терявшему популярность Горбачеву, занимавшему пост главы государства в результате серии процедурных манипуляций, противостояли бы всенародно избранные парламенты и главы республик, пользовавшиеся немалой массовой поддержкой и апеллировавшие к ней как к аргументу в ходе борьбы. В этих условиях лозунги суверенитета республик (как союзных, так и автономных) вскоре зазвучали бы с новой силой.
Хотя подписание нового Союзного договора могло отсрочить распад СССР, но само по себе оно уже не способно было решить проблемы, его порождавшие. Разница была в том, что вместо одномоментного расставания союзных республик (произошедшего после провала путча) в этом случае СССР ожидал бы гораздо более долгий процесс развода, который почти неизбежно сопровождался бы непростым разделом союзного «наследия»: от ядерного оружия до природных ресурсов.
Территориальные претензии при таком развитии событий могли бы выйти на первый план, оборачиваясь нарастанием напряженности и риском новых этнополитических конфликтов. И даже если бы Горбачеву и лидерам республик удалось избежать кровопролитий, шансы обновленного СССР на выход из экономических и политических кризисов, скорее всего, были минимальны. Иначе говоря, распад страны стал бы лишь вопросом времени, и отложенная агония СССР могла оказаться весьма мучительной.
Казалось бы, провал путча открывал новые возможности для республик бывшего СССР, позволяя им продвинуться к большей политической и экономической свободе. Но эти возможности во многих из них либо были незначительны, либо оказались упущены. И поэтому четверть века спустя многие постсоветские граждане склонны вспоминать события августа 1991 года не как упущенный шанс на перемены, а как трагическую случайность, не позволившую продлить "старые добрые времена" (которые вовсе не казались "золотым веком" в 1991 году, когда лозунгом дня было название популярного фильма "Так жить нельзя"). Такие ретроспективные представления об ошибках прошлого вредят построению успешного будущего. Следует откровенно признать: в августе 1991 года Советский Союз был уже обречен, и провал путча оказался наименьшим из возможных зол - реалистическими альтернативами ему могли бы стать либо ужасный конец, либо бесконечный ужас.
Владимир ГЕЛЬМАН - политолог, кандидат политических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, приглашенный профессор Центрально-Европейского университета и Техасского университета в Остине, заслуженный профессор Финляндии (Finland Distinguished Professor) Алексантери-института Университета Хельсинки
Автор (редактор) 20 книг, автор более 150 научных статей по проблемам современной российской и постсоветской политики.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гельман,_Владимир_Яковлевич


Русская служба BBC, 19.08.2016
http://www.bbc.com/russian/features-37119373
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
К 25-летию августовского путча - Политолог Владимир ГЕЛЬМАН: Бегство от свободы
http://loxovo.livejournal.com/7467867.html
К 25-летию августовского путча - Политик Владимир МИЛОВ: почему у России не получилось
http://loxovo.livejournal.com/7468142.html
ИСТОРИЯ - ПУТЧ: Троллейбус 1991 года
http://loxovo.livejournal.com/7468927.html
Социологи: Россияне забывают о путче 1991 года
http://loxovo.livejournal.com/7474664.html
Россияне не до конца понимают, что произошло в августе 1991 года
http://loxovo.livejournal.com/7474798.html
К 25-летию августовского путча - Трудная память
http://loxovo.livejournal.com/7474998.html
Станислав БЕЛКОВСКИЙ: ГКЧП - это мы. Мысли 25 лет спустя
http://loxovo.livejournal.com/7475506.html
ИСТОРИЯ - ПУТЧ: Андрей КОЛЕСНИКОВ: Не помню, не знаю, был слишком мал
http://loxovo.livejournal.com/7476177.html
Максим ТРУДОЛЮБОВ: Общество умных людей
http://loxovo.livejournal.com/7476680.html
ИСТОРИЯ - ПУТЧ: Павел АПТЕКАРЬ: Лишние воспоминания
http://loxovo.livejournal.com/7476790.html
Олег ОЖЕРЕЛЬЕВ: Если бы не было ГКЧП
http://loxovo.livejournal.com/7477232.html
Леонид МЛЕЧИН: Загадки августа 91-го
http://loxovo.livejournal.com/7477354.html
Историк Борис СОКОЛОВ: Почему Путину неприятно вспоминать о своей роли в событиях 1991 года
http://loxovo.livejournal.com/7477698.html
!! ИСТОРИЯ - ПУТЧ: Комментируют Лев ШЛОСБЕРГ, Сергей МЕДВЕДЕВ и Константин СОНИН
http://loxovo.livejournal.com/7478891.html
ИСТОРИЯ - ПУТЧ - СОЦОПРОСЫ: Три дня в августе 1991-го
http://loxovo.livejournal.com/7484266.html
ИСТОРИЯ - ПУТЧ: Что провозглашал покойник. Дмитрий БУТРИН об экономической программе ГКЧП
http://loxovo.livejournal.com/7484473.html
Историк Владислав ЗУБОК: ГКЧП 25 лет спустя. Разрушение советского Левиафана
Начало http://loxovo.livejournal.com/7485031.html
Окончание http://loxovo.livejournal.com/7485280.html
ИСТОРИЯ - ПУТЧ - ОБЩЕСТВО: Александр ГОЛЬЦ: Победа, которую мы потеряли
http://loxovo.livejournal.com/7487917.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Карен ГАЗАРЯН: Беспамятная дата
48% россиян, которые ничего не помнят и не знают про путч и победу над путчистами, - это результат практически полного отсутствия этого события в новейшей истории России.
https://snob.ru/selected/entry/112468
Михаил ХОДОРКОВСКИЙ: Все кончится, и кончится скоро
Родовая травма России никуда не делась. И вернулась путинская реинкарнация ГКЧП с ее «номенклатурными привилегиями», с расходами на защиту режима от собственного народа, превышающими расходы на образование и здравоохранение, с пропагандой, внушающей, что альтернативой клептократическому несменяемому режиму является новый кризис 90-х…
Вранье это! Кризис всегда готовит несменяемая власть. Это ее сущность.
http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1823836-echo/
https://www.facebook.com/mbk313373/posts/1726103160989331
Правозащитник Лев ПОНОМАРЕВ: Россияне не рабы. Доказано в 1991-м
25 лет назад состоялась неудачная попытка государственного переворота в России, известная как «путч ГКЧП». Путчисты не рассчитали свои силы и потерпели поражение, потому что народ встал на защиту недавно полученной демократии и избранного Президента России Ельцина.
http://www.mk.ru/politics/2016/08/19/rossiyane-ne-raby-dokazano-v-1991m.html
*
Путч. Август. 1991 год
18 августа 1991 года группа руководителей СССР прибыла в Форос к президенту Михаилу Горбачеву. На следующий день 19 августа в СССР было объявлено о переходе власти к Государственному комитету по чрезвычайному положению, вошедшему в историю под аббревиатурой ГКЧП. В Москву и другие крупные города России были переброшены войска. Так начался трехдневный путч, который привел к запрету КПСС и в конечном счете к прекращению существования СССР.
Репортажи, хроника, воспоминания участников и очевидцев, исторические свидетельства и современные оценки тех событий - в сюжете "Ъ-Online".
http://www.kommersant.ru/doc/1752872
Баррикады августовского путча
19 августа 1991 года группа руководителей СССР во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым и председателем КГБ Владимиром Крючковым отстранила от власти президента Михаила Горбачева и объявила о передаче власти образованному ими Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву и другие крупные города России были переброшены войска. В ответ граждане вышли на улицы. Переворот провалился, положив в итоге конец советской власти. Москва 19-21 августа 1991 года - в фотогалерее «Ъ».
http://www.kommersant.ru/gallery/2258875

путч, СССР, 1991, аналитика, Гельман, август, сценарии, Советский Союз

Previous post Next post
Up