!! ИСТОРИЯ - ПУТЧ: Комментируют Лев ШЛОСБЕРГ, Сергей МЕДВЕДЕВ и Константин СОНИН

Aug 23, 2016 15:45

Лев ШЛОСБЕРГ: Реабилитация. Реституция. Люстрация
19 августа 1991 года невозможно забыть. Точнее так: невозможно забыть этот длинный непрерывающийся на сон день девятнадцатое-двадцатое-двадцать первое августа 1991 года. Он начался рано утром 19-го, когда от голоса по радио перехватило дыхание, и завершился вечером 21-го, когда отпустило сердце.
Ведь по существу событий всё было очень просто: у нас захотели и попытались отнять свободу. А мы её не отдали. Она уже вышла наружу из умов и сердец и загнать её снова в глиняный кувшин не получилось.
Никто в тот день не мог думать, что будет в России через четверть века. На самом деле, мы были уверены, что в новом веке мы точно будем жить в свободной стране. А в какой же ещё! Нас можно назвать наивными, конечно. Да, я согласен, мы были наивными. Мы не ждали того, что начнется дальше.
Август 1991 года показал силу электрической энергии свободы, которая накопилась в народе за десятки лет. Этот генератор был способен вращать колеса истории. Путч организовали несвободные люди. А победили путчистов люди свободы.
В тот момент, именно в тот момент, нужно было делать историю дальше. Очень быстро, очень решительно. И законно. Реабилитация. Реституция. Люстрация. Правопреемство государства от Российской империи. Запрет на деятельность коммунистической партии. Десталинизация. Реформа судов. Новая Конституция. Всеобщие новые выборы.
Электрическая энергия почувствовавшего воздух свободы народа позволяла это сделать. Это было бы легитимно не только формально, но и в общественном сознании, то есть - по существу. Более того, народ был к этому движению готов и ждал его.
На всё это было отведено историей по существу полгода. Больше не позволяли политические и экономические условия. Есть решения, к которым невозможно вернуться. История предоставляет очень короткое окно возможностей. В него надо помещаться. Надо успевать. В 1991 году не просто не успели. В 1991 году не решились. Многие - не захотели.
И в этот момент - проиграли. В этот момент было заложено всё, что потом произошло: обвал экономики, бандитский капитализм, расстрел парламента, залоговые аукционы, криминальная приватизация, Чеченские войны, воровские выборы, дефолт, произвол судов, цензура, страх, ложь, насилие, несвобода, отставка Ельцина, Путин, «Курск», ЮКОС, «Норд-Ост», Беслан, местоблюститель, Болотная и Сахарова, закон подлецов, бешеный принтер, Крым, Донбасс, Сирия.
Цена несвободы - другая история.
Той, что могла состояться тогда, не будет.
Мы живем в той стране, которую отдали людям несвободы.
Главный урок 1991 года прост и жесток: когда история предоставила тебе шанс - делай историю.
Если история благоволит нашему поколению и предоставит нам ещё один шанс, я точно знаю, что и как делать.
Реабилитация. Реституция. Люстрация.
И далее по списку.
Только тогда свобода придет не на день, а надолго. Точнее, понимая краткость человеческой жизни, - навсегда.
Лев ШЛОСБЕРГ - политик, председатель Псковского регионального отделения партии "Яблоко", член Федерального Бюро "Яблока". До сентября 2015 депутат Псковского областного Собрания депутатов.
С 2001 г. - издатель и директор региональной общественной газеты "Псковская губерния".
За цикл публикаций о гибели псковских десантников под чеченским селом Улус-Керт в 2000 г. стал лауреатом премии Союза журналистов России "Золотое перо России" за 2010 г. В августе 2014 г. "Псковская губерния" первой опубликовала информацию о закрытых похоронах в Выбутах (под Псковом) военнослужащих-контрактников 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, погибших, вероятно, в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шлосберг,_Лев_Маркович


Сайт Л.Шлосберга, 19.08.2016
https://www.facebook.com/lev.shlosberg/posts/1265564663454580

Сергей МЕДВЕДЕВ: Мы сами все просрали
Самое верное и жесткое, что было сказано об этой годовщине. Мы сами все просрали. Не Ельцин с Собчаком, не Станкевич с Бурбулисом, а мы - все те, кто стоял у Белого Дома, валил болванку железного Феликса, пикейными жилетами клубился у стендов "Московских новостей". Надо было идти дальше, громить ЦК и ЧК, брать архивы, проводить декоммунизацию и люстрацию, устраивать суд над КПСС и СССР, сажать ГКЧП на годы, зачищать гидру в логове. Как это было в Восточной Европе и любой другой революции.
Нет, мы остановились на вдохе, расслабились, привычно отдали инициативу начальникам и вернулись по квартирам, к водке и арбузу, вдохновленные и обманутые иллюзией свободы. И в дело вступила извечная российская энтропия, та самая "поганая, гугнивая родимая чушка Россия", о которой писал Блок в 1921 году.
Сидим теперь по эмиграциям, фейсбукам и придуманным "островам" ностальгии, как медведи на тающих льдинах. Придавленное тысячелетним рабством, российское общество в очередной раз оказалось принципиально не готово к самостоятельному историческому действию - как и в 1917м, как и в 2011м... Нас не способна изменить социология протеста - только физиология жизни правителей и геополитика внешних захватов. И то не всегда.
Сергей МЕДВЕДЕВ - историк, политолог, публицист, профессор кафедры прикладной политологии ГУ-ВШЭ. Ведущий программы "Археология" (с 2015 г. - на Радио Свобода). Автор книг и статей по истории и теории политики, проблемам современной России, колумнист "Ведомостей" и русского "Форбс". Кандидат исторических наук.
Учился в МГУ, Карловом Университете в Праге и в Колумбийском Университете в Нью-Йорке. В течение 25 лет работал исследователем и преподавателем в России, Германии, Италии и Финляндии. Многие годы работал ведущим исторических программ на телеканале "Культура", вел программы на радиостанциях "Финам ФМ" и "Столица ФМ".
Сферу научных интересов составляют новейшая история России, демократия и глобализация, а также постмодернизм в искусстве.
Владеет шестью языками: русский, английский, французский, немецкий, чешский, итальянский.
Страница в Facebook: https://www.facebook.com/sergei.medvedev3.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Медведев,_Сергей_Александрович_(профессор)


ФБ, 20.08.2016
https://www.facebook.com/sergei.medvedev3/posts/10210725601524472

Экономист Константин СОНИН: И, оттолкнув соседа…
Несколько комментаторов - и один из самых выдающихся комментаторов современной российской политики Сергей Медведев, и не менее выдающийся политик-публицист Лев Шлосберг - написали о том, что победа над путчистами, пытавшимися захватить власть, в августе 1991-го, не была превращена во что-то более мощное, долгосрочное, поставившее страну на другой путь долгосрочного развития. Если бы была проведена люстрация, реституция, «правоопреемство от Российской империи», то многое - если не всё, было бы по-другому… На это возражают - невозможно было сделать больше, а я бы хотел сказать - главное, что много было сделано. Последствия победы граждан в августе 1991-го - это большие, ощутимые, позитивные последствия. Та победа не решила всех проблем - конечно, не решила. И не могла решить.
Лев Шлосберг прямо перечислил те беды, которых можно было бы избежать - «обвал экономики, бандитский капитализм, расстрел парламента, залоговые аукционы, криминальная приватизация, Чеченские войны, воровские выборы, дефолт, произвол судов, цензура, страх, ложь, насилие, несвобода, отставка Ельцина, Путин, «Курск», ЮКОС, «Норд-Ост», Беслан, местоблюститель, Болотная и Сахарова, закон подлецов, бешеный принтер, Крым, Донбасс, Сирия.» Можно было бы избежать, если бы «люстрация, реституция, реставрация»...
Во-первых, «люстрация». Не самая важная вещь, но была применена в некоторых странах и её, кажется, просто осуществить - принял закон и исполняй его. Но 1991-й год сменил политическую элиту так, как меняла только кровавая революция. Десятки людей «на самом верху» и тысячи «под ними» отправились в политическое небытие, на пенсию или в советы ветеранов. Персональные изменения во власти - в том числе и в спецслужбах, и в армии - были близки к тем, которые произошли в Германии по итогам Второй мировой войны! При том, что персональная ответственность тех, кто был у власти в 1980-1990е за «преступления коммунистического режима», была несравнимо меньше, чем у гитлеровского руководства. Да, преступления сталинского руководства - такие же по масштабу и бесчеловечности, как преступления гитлеровского, но в 1991-году у руля стояли вовсе не Молотов с Берией. «Коммунисты» российского периода - это не те, кто стоял у руля в 1920-1950-е, время преступлений против человечности, и не те, кто стоял у руля в 1980-е.
Какой должна была быть люстрация, чтобы она могла предотвратить приход к власти - через десятилетие! - людей, которые в 1991 были на низовых (Бог с ними, средними) уровнями власти, партии, армии, спецслужб? Что это должна была быть за люстрация, чтобы она предотвратила то, что произошло в 2000-е? Что-то типа «великого перелома», но как бы наоборот? Я могу понять (с трудом - см. ниже) люстрацию в бывших «сателлитах СССР», но там в основном пытались предотвратить пребывание во власти тех, кто сотрудничал с иностранным государством, осуществлявшим военный контроль на территории. У нас-то не было таких людей…
Да и вообще - люстрация - странная идея для тех, кто считает себя демократом. Демократия - это возможность для граждан избирать тех, кто им (а не комментаторам) нравится. Мне лично Василий Стародубцев всегда казался эдаким мужичком, косящим под простачка, но ловко выдаивающим всё у «хозяина» (государства в СССР), ну и что с того? Я бы ему кошелёк не дал подержать на пять минут. Но мало ли что я думаю, если другие думают по-другому. Избиратели Тульской области захотели выбрать его губернатором, зная про его прошлое - это и есть демократия.
То же самое относится к тем бывшим сотрудникам КГБ, которые потом избирались - президентами, губернаторами, депутатами. Если граждане знали, что это сотрудники КГБ и решили, что они голосуют за них, что тут неправильного? Запрет занимать избираемые должности полностью противоречит демократическим принципам. (Да, важным демократическим принципом является согласие с результатом выборов даже если ты голосовал по другому. Выборы бывают нечестными или просто фальшивыми - и это преступление против демократии, но заведомо записывать в нечестные выборы те, где тебя не устраивает результат - недемократично.)
Во-вторых, наказание. Да, я лично считаю, что генералы, направившие танки и бронетранспортёры против мирных граждан - это то же самое, если не хуже, чем «власовцы». То, что Варенников и Язов воевали против Гитлера во время Второй мировой, оправдывает их действия в 1991-м точно так же как то, что Власов воевал против Гитлера. То есть не оправдывает вовсе. Так они и понесли наказание - их военные карьеры закончились позором, они, немолодые люди, провели какое-то время в тюрьме (Язов был амнистирован, Варенников, начальник сухопутных войск СССР, был оправдан судом - как выполнявший приказ военного начальства). А что нужно было сделать, четвертовать их на Красной площади? Мне их наказание кажется адекватным, а то, что избиратели коммунистов, зная предысторию Варенникова, избирали его в Госдуму - ну что ж, см. выше, это их право.
В-третьих, «правопреемство от Российской империи». Не хочется вдаваться в эту тему - она огромна, но правопреемство от империи как раз расцвело в 2000-е, и духовное, и какое угодно. Август 1991-го был «антиимперским» во всех отношениях и обеспечил отсутствие имперскости на несколько лет. (Она вернулась ещё при Ельцине - помните миротворческий танк с российским флагом в Сербии?) Однако я сейчас думаю, что несколько лет без империи и имперских мечт - это уже для России огромный успех в ХХI веке, это уже долго и спасибо победе в августе 1991-го за то, что самые тяжёлые годы были свободны хотя бы от имперской заразы. То, что она вернулась во всей красе к концу 2010-х - не вина августа 1991-го.
Я специально не стали писать про экономику - чуть ли не половина того, «чего не должно было бы быть, если бы мы всё сделали правильно» в списке Льва Шлосберга относится к экономике. Я уже много раз про это писал - неудачные реформы шли уже шестой год, а стагнация, приведшая к спаду и катастрофе - уже почти двадцать. Невозможно обвинять первые ельцинские правительства (1991-1993) в том, что они медлили - они всегда и во всём двигались так быстро, как только было политически (а иногда даже физически) возможно.
Да, я знаю, что мечты - в том числе мои собственные - в августе 1991-го заметно выходили за пределы реальности. Но сейчас-то мы можем спокойно разобрать, что тогда было на самом деле, что было в головах у людей, на что тогда можно было надеяться, а что и тогда - не задним умом, а с большим пониманием - было бесплодными фантазиями.
Да, лидер у страны был новый, а граждане, заметим, остались теми же самыми. Можно изменить законы (как они и были изменены), но невозможно в одночасье создать новый корпус судей и прокуроров. Можно принять законы о частной собственности и провести приватизацию (как и было сделано), но невозможно сделать так, чтобы появились институты, процедуры, практика обращения с собственностью. Можно ослабить власть спецслужб (как и было сделано), но невозможно по мановению волшебной палочки вычеркнуть из населения миллион бывших сотрудников. Можно уменьшить бессмысленно раздутую армию (как и было сделано), но куда денется миллион человек, ничего, кроме обращения с оружием не умеющий и не желающий делать. Можно закрыть военное производство (как и было сделано), но никуда не исчезнут люди, работающие в этой области - считающие её самой ценной и важной. Можно ввести новые методики в среднем и высшем образовании (что и было сделано), но невозможно мгновенно натренировать миллион новых учителей. И так буквально с любой областью - многое можно сделать, но большая часть жизни людей не управляется решениями политического руководства, даже если они приняты на волне всенародного подъёма.
К слову, это я не только про август 1991-го пишу: это про все надежды на изменения при новом политическом руководстве, в том числе и про будущие надежды. Многое можно сделать, но в одночасье поставить всё на новые рельсы и застраховать себя от неудачи и рисков - и, главное, от необходимости ежедневно эти неудачи преодолевать - на 25 лет вперёд невозможно.
Константин СОНИН - экономист, профессор Чикагского университета (США).
Кандидат физико-математических наук, профессор кафедры институциональной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, сооснователь совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ. С 2001 по 2013 занимал должность постоянного профессора Российской экономической школы и ЦЭФИР, с 2011-го по 2013 г. - проректора РЭШ (оставил этот пост после того, как Сергей Гуриев ушел с поста ректора РЭШ и покинул Россию), в 2013-2014 - проректора ВШЭ.
В мае 2015 г. объявил о переходе на должность профессора Чикагского университета с сентября 2015 г. и о переезде в Чикаго.
Область исследований - современная политическая экономика, экономика развития, институциональная экономика, теория аукционов и экономика информации. Научные работы К.Сонина опубликованы в ведущих международных журналах.
В 2011 г. опубликовал книгу "Sonin.ru: Уроки экономики".
В 2002-2003 гг. был признан Лучшим экономистом РАН. В 2004 г. получил золотую медаль Глобальной сети развития и Всемирного банка.
В 2012 г. был финалистом премии "Просветитель", финансировавшейся фондом Дм.Зимина "Династия".
Блогер: ЖЖ Дневник экономиста - http://ksonin.livejournal.com/.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сонин,_Константин_Исаакович


Эхо Москвы, 22.08.2016
http://echo.msk.ru/blog/ksonin/1824468-echo/
Оригинал: http://ksonin.livejournal.com/615292.html

СМ. ТАКЖЕ:
К 25-летию августовского путча - Политолог Владимир ГЕЛЬМАН: Бегство от свободы
http://loxovo.livejournal.com/7467867.html
К 25-летию августовского путча - Политик Владимир МИЛОВ: почему у России не получилось
http://loxovo.livejournal.com/7468142.html
ИСТОРИЯ - ПУТЧ: Троллейбус 1991 года
http://loxovo.livejournal.com/7468927.html
Социологи: Россияне забывают о путче 1991 года
http://loxovo.livejournal.com/7474664.html
Россияне не до конца понимают, что произошло в августе 1991 года
http://loxovo.livejournal.com/7474798.html
К 25-летию августовского путча - Трудная память
http://loxovo.livejournal.com/7474998.html
Станислав БЕЛКОВСКИЙ: ГКЧП - это мы. Мысли 25 лет спустя
http://loxovo.livejournal.com/7475506.html
ИСТОРИЯ - ПУТЧ: Андрей КОЛЕСНИКОВ: Не помню, не знаю, был слишком мал
http://loxovo.livejournal.com/7476177.html
Максим ТРУДОЛЮБОВ: Общество умных людей
http://loxovo.livejournal.com/7476680.html
ИСТОРИЯ - ПУТЧ: Павел АПТЕКАРЬ: Лишние воспоминания
http://loxovo.livejournal.com/7476790.html
Олег ОЖЕРЕЛЬЕВ: Если бы не было ГКЧП
http://loxovo.livejournal.com/7477232.html
Леонид МЛЕЧИН: Загадки августа 91-го
http://loxovo.livejournal.com/7477354.html
Историк Борис СОКОЛОВ: Почему Путину неприятно вспоминать о своей роли в событиях 1991 года
http://loxovo.livejournal.com/7477698.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Путч. Август. 1991 год
18 августа 1991 года группа руководителей СССР прибыла в Форос к президенту Михаилу Горбачеву. На следующий день 19 августа в СССР было объявлено о переходе власти к Государственному комитету по чрезвычайному положению, вошедшему в историю под аббревиатурой ГКЧП. В Москву и другие крупные города России были переброшены войска. Так начался трехдневный путч, который привел к запрету КПСС и в конечном счете к прекращению существования СССР.
Репортажи, хроника, воспоминания участников и очевидцев, исторические свидетельства и современные оценки тех событий - в сюжете "Ъ-Online".
http://www.kommersant.ru/doc/1752872
Баррикады августовского путча
19 августа 1991 года группа руководителей СССР во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым и председателем КГБ Владимиром Крючковым отстранила от власти президента Михаила Горбачева и объявила о передаче власти образованному ими Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву и другие крупные города России были переброшены войска. В ответ граждане вышли на улицы. Переворот провалился, положив в итоге конец советской власти. Москва 19-21 августа 1991 года - в фотогалерее «Ъ».
http://www.kommersant.ru/gallery/2258875

Сонин, путч, политик, власть, люстрация, 1991, режим, август, Медведев, мнения

Previous post Next post
Up