АНАЛИТИКА - Политолог Кирилл РОГОВ: Шестая колонна дальнобойщиков

Dec 05, 2015 04:20

Политэкономия «Платона» и идеологические последствия бунта водителей грузовиков: конфликт олигархических элит и «простого человека» - как политическое следствие экономического кризиса


Протесты дальнобойщиков - первое серьезное испытание для Кремля, связанное с вступлением страны в период неблагоприятных экономических условий. Ситуация наталкивает на несколько соображений, расширяющих контекст, в котором мы можем видеть эти события.
Во-первых, реакция дальнобойщиков позволяет выдвинуть гипотезу, что ситуация в экономике, а уж во всяком случае, в отдельных ее сегментах, гораздо менее благополучна, чем это может показаться при знакомстве с цифрами официальной статистики. Мелкооптовые и оптовые грузовые перевозки - хороший косвенный индикатор состояния потребительского сектора, демонстрирующий масштабы сокращения оборота у предприятий мелкого и среднего бизнеса. И он, судя по комментариям дальнобойщиков, сокращается в гораздо больших объемах, чем это показывают агрегированные цифры.
Здесь, по всей видимости, дело еще и в том, что в сегменте частного потребления, обслуживаемого мелким и средним бизнесом, реальные обороты были гораздо выше тех, которые видела официальная статистика, в силу систематического занижения налоговой базы. Если это так, то и сокращение потребления в сегменте рабочей силы, занятой в мелком и среднем бизнесе, окажется бóльшим, чем показывают усредненные цифры, что будет сказываться на экономике в целом. Иными словами, сокращение доходов людей, работающих в «серой зоне» или в зоне заниженной налоговой базы, будет влиять на потребление ими товаров, в том числе и тех, которые официальная статистика видит.
Кстати, и инфляционный эффект введения платежей за пользование автодорогами может оказаться выше прогнозируемого. Речь идет не только о переносе «налога ротенбергов» в цену товара, но и о снижении уровня связанности рынков внутри страны, а значит, и о снижении конкуренции на локальных рынках в рамках некоторых товарных групп.
Во-вторых, коллизия с «Платоном» хорошо демонстрирует стратегию прохождения кризиса, избранную российскими властями, равно как и цену их постоянным клятвам в приверженности интересам мелкого и среднего бизнеса.
Можно предположить, что у введения дорожного сбора три бенефициара. Первый - это пресловутые Ротенберги, ставшие символом системы авторитарной олигархии, «капитализма для друзей». Роль «ротенбергов» в избранной стратегии прохождения кризиса очень важна: они должны обеспечить поддержание объемов инфраструктурного строительства, которое в свою очередь должно стать важным фактором поддержания внутреннего спроса. Однако им самим нужна новая ресурсная база, так как возможности государственных финансов служить такой базой сокращаются.
Второй очевидный бенефициар - это бюджет. Здесь речь идет не только о прямых доходах от сборов с «Платона», но и о возможности выводить из тени реальные объемы перевозок. Однако попытка расширить налоговую базу в условиях резкого сокращения оборота - очень сомнительная стратегия, которая приведет, скорее всего, к выходу с рынка части участников, то есть по-простому - к разорению дальнобойщиков.
Однако можно предположить, что разорение части дальнобойщиков - вполне сознательная стратегия, у которой есть еще один бенефициар. Это государственная монополия РЖД, которая в результате шубохранилищной политики прежнего руководства лишилась части грузовой базы и теперь вынуждена искать способы ее восстановления, причем - не за счет снижения тарифа. Потому что деньги очень нужны.
Коллизия, в которой сталкиваются интересы малого бизнеса, бюджета и политически инкорпорированной олигархии, вполне принципиальна для понимания разворачивающегося кризиса и вызовов, которые встают перед режимом.
Само по себе столкновение с «шестой колонной» дальнобойщиков является для Кремля чрезвычайно щекотливой коллизией.
Доктрина сплоченной «суверенной нации», выталкивающей «пятую колонну» западников и либералов, подвергается серьезному испытанию. С одной стороны, дальнобойщики воспринимаются как носители маскулинной и вполне «народной» идеологии, их протест очень трудно свести к «проискам Запада», с другой - этот протест очень точно направлен против ахиллесовой пяты режима - инкорпорированной олигархии.
Нынешний российский политический режим - это правопопулистский авторитаризм, который опирается одновременно на инкорпорированную олигархию и патерналистский конструкт «простого человека» с его традиционными и патриотическими ценностями. Политический миф режима строится на том, что единству лидера (за которым стоит, на самом деле, вскормленная, «своя» олигархия) и нации «простых патриотических людей» угрожает союз внешних сил и их внутренний агент - образованные и прозападнически настроенные элиты. Это антиэлитный режим.
«Шестая колонна» дальнобойщиков наносит по этому стройному мифу мощный удар. Но что еще хуже, ситуация эта выглядит вполне модельной. Конфликт интересов двух опор режима - инкорпорированной олигархии и «простого человека» - скорее всего, и станет важнейшей пружиной политических последствий разворачивающегося экономического кризиса. Впрочем, на данном этапе его развития конфликт случается только в том случае, если «простой человек» оказывается экономически самостоятельным агентом, а не бюджетником или работником крупной корпорации.
Кирилл РОГОВ - независимый политический обозреватель, с 2007 до сентября 2015 - ведущий научный сотрудник Института экономической политики (бывш. Интститут экономики переходного периода) (Институт Гайдара). Был советником ректора РАНХиГС; членом экспертной группы №1 по обновлению "Стратегии-2020" "Новая модель экономического роста".
Окончил филфак МГУ и надолго посвятил себя филологии. С 1998 г. - один из создателей и главный редактор "Полит.ру". Позже был начальником отдела "Комментарии" Газеты.ру, зам. главного редактора газеты "Коммерсант".
http://svop.ru/эксперты/рогов-кирилл-юрьевич/


"Новая газета" 04.12.2015
http://www.novayagazeta.ru/politics/71031.html
Примечание: все выделения в тексте - мои.

СМ. ТАКЖЕ:
Правозащитник Лев ПОНОМАРЕВ: Дырка от "баранки" для дальнобойщиков
http://loxovo.livejournal.com/7078021.html
Алена СОЛНЦЕВА: С "Платоном" не по пути
http://loxovo.livejournal.com/7075771.html
Владимир МИЛОВ - "Платон": матчасть
http://loxovo.livejournal.com/7072069.html
Экономист Владислав ИНОЗЕМЦЕВ: Уроки "Платона"
http://loxovo.livejournal.com/7071772.html
Олег КАШИН о реакции власти на протест дальнобойщиков: Плохо должно быть всем
http://loxovo.livejournal.com/7070608.html
Алексей КАЩЕЕВ: Поддерживаю акцию дальнобойщиков
http://loxovo.livejournal.com/7066289.html
Алексей ПОЛИКОВСКИЙ: Дальноболь (РЕПОРТАЖ)
http://loxovo.livejournal.com/7062617.html
Сергей ШЕЛИН: Страна начинает напоминать о себе
http://loxovo.livejournal.com/7062495.html
Юлия ЛАТЫНИНА: Система "Новочеркасск"
http://loxovo.livejournal.com/7062158.html
Андрей ПЕРЦЕВ - Дальнобойщики: почему возникает и проваливается социальный протест в России
http://loxovo.livejournal.com/7061383.html
!!!!!! О КАК! Андрей ШИПИЛОВ: Дальнобойщиков вместо ОМОНа встретят "братки". Будет кровь
http://loxovo.livejournal.com/7059964.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
"ПЛАТОН" И ПРОТЕСТ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ
не по хронологии, что попадается
Протестующие дальнобойщики доехали до Москвы
Пробка на кольцевой автодороге рассосалась к вечеру пятницы, акция протеста переместилась к «Меге» в Химках
http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/12/04/619700-aktsiya-dalnoboischikov
Как блокировали МКАД
Сотрудники ГИБДД 4 декабря остановили движение колонны грузовиков, перекрыв МКАД
ФОТОРЕПОРТАЖ http://www.vedomosti.ru/business/galleries/2015/12/04/619705-dalnoboischiki-mkad
Протест дальнобойщиков в Химках
ВИДЕО: https://youtu.be/00UjTxTHqJ8
Кольцо «Платона»: протест дальнобойщиков на МКАД
4 декабря на МКАД начался протест дальнобойщиков. Они выступают против введения сбора платы с фур за проезд по федеральным трассам через систему «Платон».
ФОТОРЕПОРТАЖ http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/obshchestvo/307527-koltso-platona-protest-dalnoboishchikov-na-mkade/photo/1
Не пустили на Москву
Запланированная на 30 ноября всероссийская акция протеста, в ходе которой дальнобойщики из разных регионов России должны были добраться до Москвы и заблокировать МКАД, так и не состоялась. Власти по разным предлогам задержали лидеров протеста, ДПС постаралось не допустить проезд фур из регионов в столицу, а те, кто все же доехал через объездные дороги, не смогли скоординироваться. Однако дальнобойщики по-прежнему пытаются прорваться в Москву и уже 4 декабря провести масштабную акцию на МКАДе. Rus2Web собрал фотографии протеста дальнобойщиков после сорванной акции
ФОТОРЕПОРТАЖ http://rus2web.ru/speczmaterialyi/dalnobojshhiki.html
"Платон Ротенберг нам не нужен"
В России дальнобойщики третью неделю протестуют против системы взимания платы за проезд "Платон". По Дагестану, как считают на Северном Кавказе, новый сбор ударил больнее всего: грузовые перевозки здесь считаются традиционным "промыслом".
http://flashvideo.rferl.org/Videoroot/Pangeavideo/2015/11/a/a6/a6c819fe-5dc8-4406-8447-561fead29f27.mp4
Гаджи едет в Москву
Репортаж из села Губден - столицы "дальнобоя" в Дагестане
Дальнобойщики в Дагестане считают, что новая система взимания дорожных пошлин "Платон" ударила по ним больнее всего: грузовые перевозки здесь считаются традиционным "промыслом". С севера республики дальнобойщики выезжают в Калмыкию, а затем и на Москву.
http://www.svoboda.org/content/article/27398652.html
Сход или развал?
Силовикам удалось отсрочить акцию дальнобойщиков в Москве
Запланированная на 1 декабря акция протеста дальнобойщиков, протестующих против «дорожного сбора» для фур и системы «Платон», сорвалась сразу по нескольким причинам. Заблокировать МКАД сотням водителей из 17 российских регионов помешали и мобилизованные сотрудники ГИБДД, и задержания лидеров активистов, и плохая координация действий в среде самих протестующих. Тем не менее многие дальнобойщики, хоть и разрозненно, продолжают свой марш на Москву. Теперь следующей вероятной датой акции на МКАД считается четверг, 3 декабря.
http://www.newizv.ru/society/2015-12-01/231421-shod-ili-razval.html
Дальнобойщики выдвинули ультиматум российским властям
Если 3 декабря система сбора налога "Платон" не будет отключена, то 4 декабря водители грузовиков из 15 регионов выдвинутся на Москву, говорится в видеообращении дальнобойщиков.
http://dw.com/p/1HEMj
Дальнобойщики рассказали о попытках ГИБДД предотвратить протесты в Москве
Дальнобойщики без груза не могут выехать из Дагестана: сотрудники ГИБДД останавливают их на границе республики и заставляют ехать назад. С водителей груженных машин берут расписку не участвовать в протестных акциях
http://www.rbc.ru/society/28/11/2015/5659f3639a794725f41a3b20
Рейс для Путина
Репортеры Свободы рассказывают о водительских спорах: отправляться ли протестным автомаршем на Москву?
Водители большегрузных автомобилей во многих городах России уже третью неделю протестуют против введения новой системы оплаты проезда по федеральным трассам. В последние дни ноября дальнобойщики из разных регионов России, раздраженные невниманием властей к их требованиям, отправляются в марш на Москву - с намерением перекрыть движение по столичной кольцевой автомагистрали. На сходе в Ростове-на-Дону координаторы движения протеста выдвинули правительству ультиматум: если до 3 декабря "новый оброк" не будет отменен, дальнобойщики приступят к решительным действиям.
http://www.svoboda.org/content/article/27395512.html
Пятая автоколонна
Акции протеста российских дальнобойщиков продолжаются
http://www.svoboda.org/content/article/27382301.html
ВИДЕО: Дальнобойщики двинулись на Москву
http://www.youtube.com/watch?v=C5T4mid-wjQ
https://www.facebook.com/Hope.russia/videos/183619001983186/
Юлия КАЛИНИНА - "Платон" и дальнобойщики: почему западные решения не приживаются у нас
http://www.mk.ru/social/2015/11/29/platon-i-dalnoboyshhiki-pochemu-zapadnye-resheniya-ne-prizhivayutsya-u-nas.html
Рейс для Путина
Репортеры Свободы рассказывают о водительских спорах: отправляться ли протестным автомаршем на Москву?
http://www.svoboda.org/content/article/27395512.html
Дальнобойщики объявили, что готовы окружить Москву кольцом из грузовиков
И спорят, кому из руководителей государства лучше доложить о своих бедах
http://www.mk.ru/social/2015/11/29/dalnoboyshhiki-obyavili-chto-gotovy-okruzhit-moskvu-kolcom-iz-gruzovikov.html
«Улитка» против «Платона»: как бастуют дальнобойщики
http://snob.ru/selected/entry/101233
«Власть присела на задницу». Как в России бастуют дальнобойщики
Где и как протестуют перевозчики
Председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий ВОЙТКО и заместитель руководителя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Сергей ВОЛОЩУК объяснили, чем плоха новая система и во что могут вылиться протесты
http://snob.ru/selected/entry/101121
Сергей ВОЛОЩУК: Зачем бастуют дальнобойщики
http://snob.ru/profile/29264/blog/100964?v=1447866240
“Скоро вся страна будет работать на Ротенбергов”
Продолжаются акции протеста водителей большегрузов против системы “Платон”. Дальнобойщики возмущены новыми сборами за проезд по федеральным трассам и намерены добиваться их отмены. В Северной столице водители дошли до Смольного, но диалог с властями не состоялся. Перевозчики готовятся к новым акциям протеста.
Частные предприниматели, дальнобойщики со стажем Олег КРУТСКИХ и Алексей ЖАТЬКО рассказали о том, почему они готовы биться до последнего, что будут делать в случае провала и как к их акциям относится семья.
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/11/25/1464605.html
"С нас снимают последнюю рубаху"
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/11/24/1464203.html
Профессия - замалчивать
Первый канал оригинально отреагировал на требования соцсетей рассказать о дальнобойщиках
Мастер-класс по работе с соцсетями провел на выходных Первый канал, чьи страницы в Фейсбуке и ВКонтакте читатели засыпали возмущенными вопросами, почему не освещаются протесты дальнобойщиков.
http://www.svoboda.org/content/article/27381812.html
"Чтобы было честно!"
Как протесты дальнобойщиков поддерживают представители других профессий - уральский программист и актер из Санкт-Петербурга
К акциям протеста российских дальнобойщиков против нового дорожного налога, взимаемого через систему "Платон", присоединяются представители других профессий. Уральские программисты разработали интерактивную карту протестных акций, чтобы помочь водителям с координацией своих усилий по борьбе с "Платоном", а актер Геннадий Смирнов из Санкт-Петербурга написал песню по мотивам русского романса и стихотворения Лермонтова, которую уже называют "гимном протеста дальнобойщиков".
http://www.svoboda.org/content/article/27389566.html
Дальнобойщики из 17 регионов решили двинуться маршем на Москву
Дальнобойщики не откажутся от всероссийской акции протеста и 30 ноября планируют приехать в Москву. Действия властей они называют попыткой внести раскол в ряды протестующих. Акцию готовят активисты из 17 регионов
http://www.rbc.ru/politics/25/11/2015/5655bf799a7947be82fc022e
Дальнобойщики как новые крепостные
После марша питерских дальнобойщиков на Смольный и обещания водителей идти дальше на Кремль власть спохватилась и начала действовать. Своими привычными методами - "разделяй и властвуй". Организаторы акции были объявлены чуть ли не "пятой колонной, действующей по указке Госдепа". Тут же появились депутаты, "профсоюзы", "общественники", мелкие чиновники, которые бросились растаскивать по разным углам пострадавших, нашептывать в уши рабочим парням, что не дело им заниматься политикой, что нужно вести себя солидно, цивилизованно, патриотично.
ПОДРОБНЕЕ http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/11/27/1465646.html
Госдума быстро одобрит снижение штрафов для дальнобойщиков
Профильный комитет Думы поддержит поправки, снижающие штрафы за неоплаченный проезд грузовиков по федеральным трассам. Поправки внесут в уже принятый в первом чтении закон, что ускорит их принятие
Штрафы за неоплату проезда грузовиков по федеральным трассам снизят до 5 тыс. руб. за первое нарушение, и до 10 тыс. за повторное. Сейчас штрафы за неоплаченный проезд составляют 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное (для юридических лиц).
ПОДРОБНЕЕ http://www.rbc.ru/politics/25/11/2015/5655d79a9a7947e7e0aab058
Алексей БЕЗБОРОДОВ, гендиректор исследовательского агентства InfraNews, транспортный эксперт: Что и как везут дальнобойщики?
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/1661694-echo/
Протест и съезд дальнобойщиков в Вологде
http://echo.msk.ru/blog/domozhiroff/1664482-echo/
«Платон» хуже ИГИЛа»: бастующие дальнобойщики перекрыли Тюменский тракт
http://66.ru/auto/news/178959/
http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1664554-echo/
ФОТОРЕПОРТАЖ: Акции протеста дальнобойщиков проходят в десятках регионов
Водители фур выступают за отмену сбора за проезд грузовиков массой свыше 12 т по федеральным трассам
https://www.vedomosti.ru/business/galleries/2015/11/11/616402-aktsii-dalnoboischikov
Герман ГРЕФ: «Платон» обойдется России в 1,5 процентного пункта инфляции
Президент Сбербанка считает, что система оплаты проезда грузовиков имеет врожденные ошибки
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/23/617930-gref-platon
Как работает система «Платон»
Что мешает системе оплаты проезда грузовиков
https://www.vedomosti.ru/business/galleries/2015/11/23/617977-kak-rabotaet-platon
Дмитрий БЫКОВ: Считают пятою колонной твою колонну грязных фур
http://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20151124-dmitriy-bykov-schitayut-pyatoyu-kolonnoy-tvoyu-kolonnu-gryaz
Александр МИНКИН: Поехали!
По всей России огромная волна протеста - дальнобойщики перекрывают трассы. Похоже, власть напугана. Можно сказать: онемела; буквально потеряла дар речи (телевизор молчит).
Пока протест был политическим, пока на Болотную приходили десятки тысяч интеллигентов, хватало ОМОНа, даже не приходилось использовать чеченский резерв.
Теперь, когда протестующих может оказаться больше миллиона, не хватит ни ОМОНа, ни этого резерва.
Вдобавок так совпало, что все умственные способности власти заняты Сирией, войной на Востоке, террористами…
http://www.mk.ru/politics/2015/11/23/poekhali.html
Алексей НАВАЛЬНЫЙ: Марш дальнобойщиков на Москву
http://echo.msk.ru/blog/corruption/1663374-echo/
Алексей НАВАЛЬНЫЙ: Про «Платона» и забастовку дальнобойщиков
Протестуют дальнобойщики против системы «Платон» - это штука, придуманная правительством, чтобы взымать дополнительный налог с большегрузных автомобилей.
Происходящее - просто идеальный пример, как ставят на уши целую отрасль и приносят кучу вреда всем вокруг просто для того, чтобы заработал денег сынулька - «предприниматель» путинского дружбана. То есть та самая коррупция, которая уничтожает Россию.
ПОДРОБНО https://navalny.com/p/4552/
Протест на обочине
Бунт дальнобойщиков высветил главное: разговаривать с «простым народом» о его насущных проблемах… просто некому
http://www.novayagazeta.ru/columns/70841.html
«30 ноября поедем в Москву и остановим МКАД!»
Крупнейшая акция протеста дальнобойщиков сейчас проходит на Кавказе. Ее стараются не замечать, в ответ водители грозят двинуть колонны на Москву
http://www.novayagazeta.ru/society/70831.html
Дальнобойная сила
Водители тяжелых грузовиков показали стране, что попыткам властей разгуляться в наших карманах можно дать отпор
http://www.novayagazeta.ru/society/70709.html
«Да кто он такой, Платон?»
Запуск системы буксует как многотонная фура на скользкой горке
http://www.novayagazeta.ru/society/70708.html
Уйди с дороги
Зачем разорять малый бизнес, помогая выживать крупному
На обочине российской экономики могут вскоре оказаться не только водители фур, которых новый дорожный сбор ставит на грань выживания, но и многие другие мелкие и средние фирмы, за которых в нашей стране вступиться, по сути, некому. На словах все поддерживают малый бизнес, но в реальности он лишь мешается под ногами у крупных и влиятельных игроков.
http://www.gazeta.ru/comments/2015/11/11_e_7886603.shtml
Философия «Платона»
Смогут ли дальнобойщики переубедить чиновников
Развитие сюжета с системой «Платон» в скором времени покажет, что государству в сложной экономической ситуации важнее: желание как можно быстрее и проще наполнить казну, не забывая об интересах «своего» крупного бизнеса, или положение миллионов рядовых граждан, которым новый сбор ухудшает и без того не сладкую жизнь.
Похоже, цель была одна: поскорей начать собирать деньги в казну (ну и на пользу оператора), а там хоть трава не расти.
Только за первый день работы системы перевозчики заплатили 35 миллионов рублей. При этом на трассах сразу же началась полная неразбериха - все вышло из строя, сломалось, перепуталось. В некоторых регионах возникли перебои с поставками товаров.
ПОДРОБНО http://www.gazeta.ru/comments/2015/11/20_e_7904453.shtml
ВИДЕО:
Геннадий СМИРНОВ. Песня о Ротенберге
http://www.youtube.com/watch?v=qH32NRo9XQM
Платон и Ротенберг
Для чего нужно вводить систему "Платон". Дмитрий ПОТАПЕНКО и Сергей ВОЛОЩУК
http://www.youtube.com/watch?v=fqRSqkSPN_0
Петрозаводские дальнобойщики перекрыли дорогу
http://www.youtube.com/watch?v=UlZDGmf6wes
Дагестанские дальнобойщики: Ротенберги хуже, чем ИГИЛ
https://www.youtube.com/watch?v=-AJ8wY1NAMc
Пикет дальнобойщиков Волгограда у офиса системы "Платон"
https://www.youtube.com/watch?v=h85KGPv31XM

власть, протест, Рогов, режим, Кремль, аналитика, кризис, налоги, автомобили, конфликты, водитель, транспорт, экономическое

Previous post Next post
Up