Сергей ШЕЛИН: Страна начинает напоминать о себе

Nov 29, 2015 19:20



К акции дальнобойщиков можно относиться по-разному. Не обязательно и соглашаться с главным их призывом - упразднить систему "Платон", - хотя я, к примеру, считаю его правильным. Можно иронизировать над показными излияниями в преданности Владимиру Путину и пугливыми отмежеваниями от столичных оппозиционеров, которыми занимается часть актива протестующих водителей. Можно обратить внимание на антисемитский тон их митингов в Дагестане и многое другое.
Но все это перекрывается самим фактом давно не виданного в нашей стране гражданского протеста с ясно сформулированными требованиями. И, что принципиально, с требованиями, на выполнении которых настаивают.
Давайте признаем, что в 2011 году, во время предыдущей протестной волны, такой ясности и прямоты не было. Столичная интеллигенция выходила добиваться, чтобы итоги думских выборов были подбиты честно. На практике это означало вернуть справороссам и коммунистам "украденные" у них голоса.
Из сегодняшнего дня борьба за то, чтобы однопартийцы Мизулиной заполучили какие-то добавочные кресла, смотрится диковато, но и тогда в этих призывах чувствовались растерянность и неготовность добиваться осмысленных целей. Даже на пике та волна протестов несла в себе поражение.
Одержав над интеллигенцией победу, система после некоторых треволнений и идеологических перестроек переселилась в уютную для себя альтернативную действительность, в которой не одобренных свыше интересов и позиций у рядовых людей как бы и не существовало вовсе.
Все стало можно. Сочинять и принимать абсолютно неадекватный бюджет на 2016 год, урезающий все траты, кроме силовых. Проводить и творчески развивать безответственную "пенсионную реформу". Активно способствовать снижению уровня жизни большинства россиян. Разрешать и поощрять перманентный троллинг простых граждан, когда депутаты, министры и прочие чиновники от лица государства ежедневно и безнаказанно грозят что-нибудь запретить, от поездок в Европу до "Википедии".
И активная в прошлом часть общества по-своему приспособилась к новой жизни. Ведь митинги и шествия и сейчас допускаются - при условии, конечно, что участники погуляют и разойдутся, ни на чем не настаивая. Не наказывают и за подписание петиций. Ту, в которой просили высшее начальство вместо сожжения санкционки раздавать ее неимущим, поддержали почти полмиллиона человек. После чего адресаты петиции от нее отмахнулись, а подписанты не решились им надоедать.
В глазах руководящего круга страна начала выглядеть пластилином, из которого можно вылепить все что угодно, а подданные - безропотной толпой, заранее готовой к любой стрижке. И тут приходят дальнобойщики и разрушают эту гармонию.
Так называемый "сбор Ротенберга", взимаемый коммерческой компанией ООО "РТ-инвест транспортные системы", являющейся в свою очередь оператором системы "Платон", банален до тошноты. Тут буквально ни в чем не содержится ничего нового.
Налицо некая автоматизированная система, плохо и задорого сделанная на казенные деньги некими привилегированными структурами. Таких систем, разного предназначения и масштаба, накопилось уже много: ГАС "Выборы", ГЛОНАСС, ЕГАИС и т.д. Ни одна из них так и не заработала нормальным образом и никому, кроме своих изготовителей, счастья и богатства не принесла.
Не менее банален и последующий симбиоз госструктур и как бы частной компании-оператора, таинственно возникшей по блату и предназначенной для снятия навара с поборов, выжимаемых из дальнобойщиков с помощью "Платона". Плюс, для полноты картины, бесстыдно высокий, высосанный из пальца тариф, ложащийся сначала на перевозчиков грузов, а затем и на тех, кому придется эти грузы покупать, то есть на всех граждан.
Юридическая правомерность всей этой цепочки очень сомнительна, но кто у нас нынче обращает внимание на такие "мелочи"?
Ну и, как обычно, там все еще и организовано очень скверно - с людей не только тянут деньги, но и унижают.
Согласитесь, вполне штатная ситуация. Очень похожая, к примеру, на приключения, сопровождающие внедрение автоматизированной оплаты парковок в Москве. С той единственной разницей, что столичный мидл-класс с присущим ему остроумием брюзжит в сетях, а дальнобойщики взяли и устроили забастовку.
И тем самым стали первыми в России, кто нарушил общественный договор наших 10-х годов - выразил несогласие с властями в форме, которую власти не смогут игнорировать. Им теперь либо придется отыграть назад, либо силой заставить дальнобойщиков платить.
Иногда говорят, что цель протестующих - сугубо шкурная. Что они просто хотят избавить себя от расходов. Да, хотят. И добавлю: от унижений тоже. Но нормальная гражданская акция - это всегда защита каких-то конкретных и ясных интересов. И чем яснее они сформулированы, тем она осмысленнее.
А в данном случае эти интересы в целом совпадают с общественными. Сейчас вообще не время вводить дорожные сборы. Тем более - с использованием некондиционного "Платона" и пропусканием выручки через феодально-клановую контору.
Еще говорят, что радоваться забастовкам дальнобойщиков - все равно что хотеть приближения февраля 17-го года, со всем последующим развалом и произволом.
Но радоваться как раз и незачем, хотя каждый, кто знает, чем на самом деле был февраль 17-го, понимает, что от этих забастовок до него еще очень и очень далеко. Сейчас надо понять, что произошло.
Случилось то, что рано или поздно обязательно происходит. Иллюзия народной безответности сдувается, и страна начинает напоминать о себе. Для властей это - всегда сюрприз: оказывается, есть черта, за которой рядовые люди перестают молчаливо мириться с начальственными экспериментами над собой, разгулом феодальной вольницы и искусственно навязываемой бедностью.
В этом и смысл того, что сейчас происходит. Может быть, даже исторический смысл. Эти забастовки - первый сигнал. Можно его услышать. А можно ничего не понять - и ждать следующих.
Сергей ШЕЛИН - журналист, политолог. Политический обозреватель и/а Росбалт. По образованию химик, к. х. н. В журналистике - с 1989 г. Работал обозревателем, редактором и заместителем редактора во многих петербургских ("Смена", "Час пик", "Вечерний Петербург", "Дело") и московских ("Московские новости", "Новое время", Газета.Ру) изданиях, а также на петербургском ТВ и радио.
Лауреат конкурса "Золотое перо-2014" в номинации "Журналист года".
Член Санкт-Петербургского союза журналистов, действительный член Санкт-Петербургской академии журналистики, член Гильдии собкоров Санкт-Петербурга.


Росбалт, 24.11.2015
http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/11/24/1464585.html
Примечание: выделение черным болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Юлия ЛАТЫНИНА: Система "Новочеркасск"
http://loxovo.livejournal.com/7062158.html
Андрей ПЕРЦЕВ - Дальнобойщики: почему возникает и проваливается социальный протест в России
http://loxovo.livejournal.com/7061383.html
!!!!!! О КАК! Андрей ШИПИЛОВ: Дальнобойщиков вместо ОМОНа встретят "братки". Будет кровь
http://loxovo.livejournal.com/7059964.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
"ПЛАТОН" И ПРОТЕСТ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ
“Скоро вся страна будет работать на Ротенбергов”
Продолжаются акции протеста водителей большегрузов против системы “Платон”. Дальнобойщики возмущены новыми сборами за проезд по федеральным трассам и намерены добиваться их отмены. В Северной столице водители дошли до Смольного, но диалог с властями не состоялся. Перевозчики готовятся к новым акциям протеста.
Частные предприниматели, дальнобойщики со стажем Олег КРУТСКИХ и Алексей ЖАТЬКО рассказали о том, почему они готовы биться до последнего, что будут делать в случае провала и как к их акциям относится семья.
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/11/25/1464605.html
"С нас снимают последнюю рубаху"
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/11/24/1464203.html
Профессия - замалчивать
Первый канал оригинально отреагировал на требования соцсетей рассказать о дальнобойщиках
Мастер-класс по работе с соцсетями провел на выходных Первый канал, чьи страницы в Фейсбуке и ВКонтакте читатели засыпали возмущенными вопросами, почему не освещаются протесты дальнобойщиков.
http://www.svoboda.org/content/article/27381812.html
"Чтобы было честно!"
Как протесты дальнобойщиков поддерживают представители других профессий - уральский программист и актер из Санкт-Петербурга
К акциям протеста российских дальнобойщиков против нового дорожного налога, взимаемого через систему "Платон", присоединяются представители других профессий. Уральские программисты разработали интерактивную карту протестных акций, чтобы помочь водителям с координацией своих усилий по борьбе с "Платоном", а актер Геннадий Смирнов из Санкт-Петербурга написал песню по мотивам русского романса и стихотворения Лермонтова, которую уже называют "гимном протеста дальнобойщиков".
http://www.svoboda.org/content/article/27389566.html
Дальнобойщики из 17 регионов решили двинуться маршем на Москву
Дальнобойщики не откажутся от всероссийской акции протеста и 30 ноября планируют приехать в Москву. Действия властей они называют попыткой внести раскол в ряды протестующих. Акцию готовят активисты из 17 регионов
http://www.rbc.ru/politics/25/11/2015/5655bf799a7947be82fc022e
Дальнобойщики как новые крепостные
После марша питерских дальнобойщиков на Смольный и обещания водителей идти дальше на Кремль власть спохватилась и начала действовать. Своими привычными методами - "разделяй и властвуй". Организаторы акции были объявлены чуть ли не "пятой колонной, действующей по указке Госдепа". Тут же появились депутаты, "профсоюзы", "общественники", мелкие чиновники, которые бросились растаскивать по разным углам пострадавших, нашептывать в уши рабочим парням, что не дело им заниматься политикой, что нужно вести себя солидно, цивилизованно, патриотично.
ПОДРОБНЕЕ http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/11/27/1465646.html
Госдума быстро одобрит снижение штрафов для дальнобойщиков
Профильный комитет Думы поддержит поправки, снижающие штрафы за неоплаченный проезд грузовиков по федеральным трассам. Поправки внесут в уже принятый в первом чтении закон, что ускорит их принятие
Штрафы за неоплату проезда грузовиков по федеральным трассам снизят до 5 тыс. руб. за первое нарушение, и до 10 тыс. за повторное. Сейчас штрафы за неоплаченный проезд составляют 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное (для юридических лиц).
ПОДРОБНЕЕ http://www.rbc.ru/politics/25/11/2015/5655d79a9a7947e7e0aab058
Алексей БЕЗБОРОДОВ, гендиректор исследовательского агентства InfraNews, транспортный эксперт: Что и как везут дальнобойщики?
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/1661694-echo/
Протест и съезд дальнобойщиков в Вологде
http://echo.msk.ru/blog/domozhiroff/1664482-echo/
«Платон» хуже ИГИЛа»: бастующие дальнобойщики перекрыли Тюменский тракт
http://66.ru/auto/news/178959/
http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1664554-echo/
ФОТОРЕПОРТАЖ: Акции протеста дальнобойщиков проходят в десятках регионов
Водители фур выступают за отмену сбора за проезд грузовиков массой свыше 12 т по федеральным трассам
https://www.vedomosti.ru/business/galleries/2015/11/11/616402-aktsii-dalnoboischikov
Герман ГРЕФ: «Платон» обойдется России в 1,5 процентного пункта инфляции
Президент Сбербанка считает, что система оплаты проезда грузовиков имеет врожденные ошибки
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/23/617930-gref-platon
Как работает система «Платон»
Что мешает системе оплаты проезда грузовиков
https://www.vedomosti.ru/business/galleries/2015/11/23/617977-kak-rabotaet-platon
Дмитрий БЫКОВ: Считают пятою колонной твою колонну грязных фур
http://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20151124-dmitriy-bykov-schitayut-pyatoyu-kolonnoy-tvoyu-kolonnu-gryaz
Александр МИНКИН: Поехали!
По всей России огромная волна протеста - дальнобойщики перекрывают трассы. Похоже, власть напугана. Можно сказать: онемела; буквально потеряла дар речи (телевизор молчит).
Пока протест был политическим, пока на Болотную приходили десятки тысяч интеллигентов, хватало ОМОНа, даже не приходилось использовать чеченский резерв.
Теперь, когда протестующих может оказаться больше миллиона, не хватит ни ОМОНа, ни этого резерва.
Вдобавок так совпало, что все умственные способности власти заняты Сирией, войной на Востоке, террористами…
http://www.mk.ru/politics/2015/11/23/poekhali.html
Алексей НАВАЛЬНЫЙ: Марш дальнобойщиков на Москву
http://echo.msk.ru/blog/corruption/1663374-echo/
Алексей НАВАЛЬНЫЙ: Про «Платона» и забастовку дальнобойщиков
Протестуют дальнобойщики против системы «Платон» - это штука, придуманная правительством, чтобы взымать дополнительный налог с большегрузных автомобилей.
Происходящее - просто идеальный пример, как ставят на уши целую отрасль и приносят кучу вреда всем вокруг просто для того, чтобы заработал денег сынулька - «предприниматель» путинского дружбана. То есть та самая коррупция, которая уничтожает Россию.
ПОДРОБНО https://navalny.com/p/4552/
Протест на обочине
Бунт дальнобойщиков высветил главное: разговаривать с «простым народом» о его насущных проблемах… просто некому
http://www.novayagazeta.ru/columns/70841.html
«30 ноября поедем в Москву и остановим МКАД!»
Крупнейшая акция протеста дальнобойщиков сейчас проходит на Кавказе. Ее стараются не замечать, в ответ водители грозят двинуть колонны на Москву
http://www.novayagazeta.ru/society/70831.html
Уйди с дороги
Зачем разорять малый бизнес, помогая выживать крупному
На обочине российской экономики могут вскоре оказаться не только водители фур, которых новый дорожный сбор ставит на грань выживания, но и многие другие мелкие и средние фирмы, за которых в нашей стране вступиться, по сути, некому. На словах все поддерживают малый бизнес, но в реальности он лишь мешается под ногами у крупных и влиятельных игроков.
http://www.gazeta.ru/comments/2015/11/11_e_7886603.shtml
Философия «Платона»
Смогут ли дальнобойщики переубедить чиновников
Развитие сюжета с системой «Платон» в скором времени покажет, что государству в сложной экономической ситуации важнее: желание как можно быстрее и проще наполнить казну, не забывая об интересах «своего» крупного бизнеса, или положение миллионов рядовых граждан, которым новый сбор ухудшает и без того не сладкую жизнь.
Похоже, цель была одна: поскорей начать собирать деньги в казну (ну и на пользу оператора), а там хоть трава не расти.
Только за первый день работы системы перевозчики заплатили 35 миллионов рублей. При этом на трассах сразу же началась полная неразбериха - все вышло из строя, сломалось, перепуталось. В некоторых регионах возникли перебои с поставками товаров.
ПОДРОБНО http://www.gazeta.ru/comments/2015/11/20_e_7904453.shtml
ВИДЕО:
Геннадий СМИРНОВ. Песня о Ротенберге
http://www.youtube.com/watch?v=qH32NRo9XQM
Платон и Ротенберг
Для чего нужно вводить систему "Платон". Дмитрий ПОТАПЕНКО и Сергей ВОЛОЩУК
http://www.youtube.com/watch?v=fqRSqkSPN_0
Петрозаводские дальнобойщики перекрыли дорогу
http://www.youtube.com/watch?v=UlZDGmf6wes
Дагестанские дальнобойщики: Ротенберги хуже, чем ИГИЛ
https://www.youtube.com/watch?v=-AJ8wY1NAMc
Пикет дальнобойщиков Волгограда у офиса системы "Платон"
https://www.youtube.com/watch?v=h85KGPv31XM

Шелин, власть, забастовка, протест, налоги, автомобили, водитель, транспорт, требования

Previous post Next post
Up