Андрей ПЕРЦЕВ - Дальнобойщики: почему возникает и проваливается социальный протест в России

Nov 29, 2015 04:00



Акция "Улитка" в знак протеста против взимания сборов с фур за проезд по федеральным трассам
Российские власти научились использовать социальные протесты как прививку против протестов политических. Людей не разгоняют, выслушивают, идут на уступки. В итоге все довольны, а власть в выигрыше: дала населению выпустить накопившееся недовольство, показала свою чуткость
Акции дальнобойщиков стали новой надеждой российского протеста: массовое и хорошо организованное недовольство, на обочинах дорог горят покрышки, фуры готовятся идти на Москву - возможно, к экономическим требованиям удастся добавить политические. Но власти уже направляют водителей в общий ряд движения - в Кремле и Белом доме давно поняли, как надо себя вести с социальным протестом, чтобы дело не дошло до политики. Сколько ни обращайся лидеры несистемной оппозиции к дальнобойщикам, помогут им все равно чиновники и единороссы - условия торга уже заложены в новые сборы.
Болевой порог
Водители предупредили о своем недовольстве еще в начале ноября, тогда фуры создали заторы на нескольких трассах. Правительство пошло на уступки не сразу, но какое-то действие акция произвела. До мая 2016 года тариф за километр снизили до 1,5 рублей, а штрафы за неоплату пока обещали не взимать. Протест это не остановило: дальнобойщики потребовали полной отмены сборов и ликвидации ненавистного «Платона». Протестующие открыли для себя, что власть об их интересах не думает: политических требований пока нет, но разочарование Кремлем начало появляться. С начала перманентных акций прошло несколько дней, а Владимир Путин их не замечает, телевидение молчит, а правительство предпринимает какие-то полумеры. И вот уже к дальнобойщикам обращаются лидеры несистемной оппозиции, повторяя звучную фамилию «Ротенберг» (и она появляется на плакатах протестующих), говорят о дворцах и яхтах, призывают бороться с коррупцией. Уже и коммунисты готовы помочь водителям провести всероссийскую акцию.
Общий настрой и решительность дальнобойщиков обещают продолжение - их болевой порог не выдержал «Платона». Люди чувствуют, что к ним залезли в карман: дороги были бесплатными, а теперь за проезд каждого километра надо платить. Проезжаешь верстовой столб - из кармана выпадают 4 рубля, а Россия большая. К тому же на ремонт трасс и так должны идти деньги с транспортного налога и топливных акцизов - зачем третий сбор? Ссылки на то, что в Европе «все тоже платят», вызывают ярость: у нас не Европа, а дороги с российскими не сравнить. Водители не верят, что деньги пойдут на ремонт, - упоминание фамилии «Ротенберг» легло на благодатную почву. Сначала ругают Ротенберга, а потом могут и до Путина дойти. Кто мог представить, что дальнобойщики (в кабине каждого четвертого флаг Новороссии, каждого третьего - портрет президента) будут жечь покрышки на обочинах, но они это делают.
Нарушен общественный договор, основа путинской стабильности - граждане не лезут в политику, а государство взамен дает социальные блага или хотя бы старается не залезать в личный карман. Сегодня дальнобойщики, а потом - да мало ли кто потом. У бюджетников - задержки зарплат и сокращение доходов, во дворы московских спальных районов идет платная парковка, доехать от Зеленограда до Москвы по автобану стоит 400 рублей.
Нельзя сказать, что этот договор нарушается впервые, власть тестирует болевые пороги давно, как будто бы сознательно проверяет рамки. Даже у каждого из водителей свое понимание ситуации: одни говорят, что совсем не готовы платить; другие допускают, что платить, может, и надо, но не столько; третьи возмущены тем, что «Платон» плохо работает и можно нарваться на штраф. Один из водителей и вовсе проговаривается: если бы, например, вместо введения новых сборов просто увеличили акциз, то все бы стерпели.
Возмущение вызывает что-то новое - например, дальнобойщики, как и все остальные, платят за ЖКХ, тарифы исправно растут, обслуживание лучше не становится, старые сети, частые поломки. Вроде бы терпение должно было лопнуть, но нет: повышение уже привычное дело.
Зато против нововведения - платных парковок в спальных районах Москвы - проходят многочисленные митинги. Выступлений бюджетников, которым в регионах задерживают и урезают выплаты, пока нет, но они вероятны - задержки успели забыться, а для многих учителей и врачей это и вовсе новое дело. Власти годами откладывали неприятные решения (например, брать деньги за проезд по федеральным дорогам придумали еще в 2010 году), их принятие ни с кем не обсуждалось. Людей приучали к патернализму: Россия - социальное государство, вас не оставят в беде. И вдруг в сложный кризисный момент государство меняет образ действия: знаете, за все надо платить. И плата закладывается по максимуму, от души, как будто никакого кризиса нет. Логика вроде бы подсказывает, что такое поведение властей может привести к тяжелым политическим последствиям - доедут дальнобойщики до Москвы и...


Протест, включенный в риски
Но, кажется, никто уже никуда не доедет. Новосибирские дальнобойщики готовы обсуждать снижение цены до рубля за километр, дагестанские единороссы (протест в республике один из самых серьезных) заявили, что «организовали переговорный процесс». Сайт партии власти сообщает, что протестующие стали разъезжаться. Это не так, но явно начало диалогу положено. Через неделю окажется, что единороссы (или Народный фронт) помогли водителям, спасли их от огромных поборов, и фамилия «Ротенберг», сколько бы оппозиционеры ни повторяли ее в видеороликах, начнет забываться. Государство научилось хорошо справляться с социальным протестом и, похоже, иногда сознательно провоцирует его в профилактических целях.
Такое недовольство всегда начинается с аполитичных заявлений: «Нет "Платону"», «Остановим платные парковки», «Мы против монетизации льгот» и т. д. Это тактика, а не стратегия. Власть об этих особенностях прекрасно знает - социальные митинги и пикеты редко разгоняют. Обязательно находится переговорщик-чиновник или депутат-единоросс, с которым начинают общаться гораздо лучше, чем с оппозиционерами, если оппозиция (не важно, системная или несистемная) берется поддержать такой протест.
Здесь уступка, тут послабление - пошли навстречу, прислушались; все не то чтобы довольны, но на улицы больше не выходят. Социальное недовольство всегда ограничено - люди требуют решения именно их проблемы, причем решить ее должна власть. Именно поэтому большинство протестующих в первую очередь апеллируют к президенту - вопрос подается как недоработка на отдельном участке, а в целом в стране дела, конечно, идут неплохо. «Путин, спаси от парковок!» - такой лозунг встречался на антипарковочных протестах в относительно оппозиционной Москве.
Один из профсоюзных активистов-бюджетников рассказывал, как представители власти отсекают одну протестную группу от другой, - лидерам каждой намекают, что решение вопроса возможно, но для этого «надо конструктивно работать», а не «раскачивать лодку», «сразу все проблемы не решить, но ваши - можно». В итоге большинство соглашается на предложенные послабления (в Дагестане часть дальнобойщиков уже отказалась от акции).
В результате случаев широкого объединения разных групп социального протеста (например, автомобилистов, пенсионеров и недовольных тарифами ЖКХ или сокращением количества школ) немного. Самый показательный произошел в Калининграде, где в январе 2010 года на митинг пришло около 10 тысяч человек. Все началось с протеста автомобилистов в октябре 2009 года, когда требовали отмены повышения транспортного налога, увеличенного заксобранием на 25%. Митинг был достаточно малочисленным (500 человек), поэтому региональная администрация решила на поводу у протестующих не идти. На следующую акцию собралось уже 5 тысяч человек. Вовремя власть на нее тоже не отреагировала. Облдума отменила повышение налога только в конце января, когда город был уже разгорячен, конфликт усилили еще и выросшие тарифы на ЖКХ. Дело окончилось отставкой губернатора, и уроки Калининграда власть неплохо выучила.
Формула прививки
Ситуацию стараются не перегревать, а для того, чтобы было о чем переговариваться, начальные ставки завышаются. Для безубыточной для бюджета и для господина Ротенберга работы «Платона» хватит и тарифа рубль за километр. Но это нововведение все равно стало бы причиной протестов, с рубля падать уже некуда, а вот с 3,5 - в самый раз. Вполне возможно, что уже сниженный на несколько месяцев до 1,5 рублей сбор зафиксируют на этой отметке, например, на год. Штраф за неуплату с 450 тысяч рублей снижен до 5 тысяч - в 90 раз.
Через некоторое время можно начать постепенное повышение, и его, скорее всего, будут воспринимать уже не так болезненно. Если бы не прививка, недовольство могло бы уйти в политическую плоскость: нас не слушают вообще, значит, власть надо менять. В этой заданной схеме все должны остаться довольными: дальнобойщики, которым пошли навстречу, и государство, которое отстояло систему «Платон». Победу в этом случае, разумеется, одерживает власть, которая дала населению вволю повозмущаться и продемонстрировала свою чуткость.
Систему постепенного приучения создали еще при монетизации льгот в 2005 году. Сначала их отменили скопом, и многочисленные акции с перекрытием трасс и штурмом зданий региональных администраций прошли по всей стране. Потом начался постепенный откат - кому-то льготы были возвращены, где-то монетизацию заморозили на время, кому-то доказали ее выгоду. Сейчас о монетизации никто не вспоминает - тактика сработала.
Вряд ли тогда такой метод применяли сознательно: попробовали ввести все и сразу, наткнулись на противодействие, откатили назад, а потом снова двинулись вперед. Теперь образ действия выглядит вполне осознанно - прививка социальным протестом, превышение болевого порога, запланированный откат назад, постепенное движение вперед. Последний раз это сработало с протестами медиков по поводу сокращения числа больниц и поликлиник в Москве. Формулу применяют на дальнобойщиках. Вероятно, она пойдет в дело при повышении пенсионного возраста.
Схема будет работать без сбоев, пока граждане воспринимают власть как сильную - она идет навстречу. А если власть сочтут слабой, то любое отступление будет восприниматься как очередное подтверждение этой слабости и будет только разжигать протест.
Андрей ПЕРЦЕВ - журналист, сотрудник ИД «Коммерсантъ»


Московский центр Карнеги, 27.11.2015
http://carnegie.ru/commentary/2015/11/27/ru-62101/imdq
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
!!!!!! О КАК! Андрей ШИПИЛОВ: Дальнобойщиков вместо ОМОНа встретят "братки". Будет кровь
http://loxovo.livejournal.com/7059964.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
"ПЛАТОН" И ПРОТЕСТ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ
“Скоро вся страна будет работать на Ротенбергов”
Продолжаются акции протеста водителей большегрузов против системы “Платон”. Дальнобойщики возмущены новыми сборами за проезд по федеральным трассам и намерены добиваться их отмены. В Северной столице водители дошли до Смольного, но диалог с властями не состоялся. Перевозчики готовятся к новым акциям протеста.
Частные предприниматели, дальнобойщики со стажем Олег КРУТСКИХ и Алексей ЖАТЬКО рассказали о том, почему они готовы биться до последнего, что будут делать в случае провала и как к их акциям относится семья.
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/11/25/1464605.html
"С нас снимают последнюю рубаху"
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/11/24/1464203.html
Профессия - замалчивать
Первый канал оригинально отреагировал на требования соцсетей рассказать о дальнобойщиках
Мастер-класс по работе с соцсетями провел на выходных Первый канал, чьи страницы в Фейсбуке и ВКонтакте читатели засыпали возмущенными вопросами, почему не освещаются протесты дальнобойщиков.
http://www.svoboda.org/content/article/27381812.html
"Чтобы было честно!"
Как протесты дальнобойщиков поддерживают представители других профессий - уральский программист и актер из Санкт-Петербурга
К акциям протеста российских дальнобойщиков против нового дорожного налога, взимаемого через систему "Платон", присоединяются представители других профессий. Уральские программисты разработали интерактивную карту протестных акций, чтобы помочь водителям с координацией своих усилий по борьбе с "Платоном", а актер Геннадий Смирнов из Санкт-Петербурга написал песню по мотивам русского романса и стихотворения Лермонтова, которую уже называют "гимном протеста дальнобойщиков".
http://www.svoboda.org/content/article/27389566.html
Дальнобойщики из 17 регионов решили двинуться маршем на Москву
Дальнобойщики не откажутся от всероссийской акции протеста и 30 ноября планируют приехать в Москву. Действия властей они называют попыткой внести раскол в ряды протестующих. Акцию готовят активисты из 17 регионов
http://www.rbc.ru/politics/25/11/2015/5655bf799a7947be82fc022e
Дальнобойщики как новые крепостные
После марша питерских дальнобойщиков на Смольный и обещания водителей идти дальше на Кремль власть спохватилась и начала действовать. Своими привычными методами - "разделяй и властвуй". Организаторы акции были объявлены чуть ли не "пятой колонной, действующей по указке Госдепа". Тут же появились депутаты, "профсоюзы", "общественники", мелкие чиновники, которые бросились растаскивать по разным углам пострадавших, нашептывать в уши рабочим парням, что не дело им заниматься политикой, что нужно вести себя солидно, цивилизованно, патриотично.
ПОДРОБНЕЕ http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/11/27/1465646.html
Госдума быстро одобрит снижение штрафов для дальнобойщиков
Профильный комитет Думы поддержит поправки, снижающие штрафы за неоплаченный проезд грузовиков по федеральным трассам. Поправки внесут в уже принятый в первом чтении закон, что ускорит их принятие
Штрафы за неоплату проезда грузовиков по федеральным трассам снизят до 5 тыс. руб. за первое нарушение, и до 10 тыс. за повторное. Сейчас штрафы за неоплаченный проезд составляют 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное (для юридических лиц).
ПОДРОБНЕЕ http://www.rbc.ru/politics/25/11/2015/5655d79a9a7947e7e0aab058
Алексей БЕЗБОРОДОВ, гендиректор исследовательского агентства InfraNews, транспортный эксперт: Что и как везут дальнобойщики?
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/1661694-echo/
Протест и съезд дальнобойщиков в Вологде
http://echo.msk.ru/blog/domozhiroff/1664482-echo/
«Платон» хуже ИГИЛа»: бастующие дальнобойщики перекрыли Тюменский тракт
http://66.ru/auto/news/178959/
http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1664554-echo/
ФОТОРЕПОРТАЖ: Акции протеста дальнобойщиков проходят в десятках регионов
Водители фур выступают за отмену сбора за проезд грузовиков массой свыше 12 т по федеральным трассам
https://www.vedomosti.ru/business/galleries/2015/11/11/616402-aktsii-dalnoboischikov
Герман ГРЕФ: «Платон» обойдется России в 1,5 процентного пункта инфляции
Президент Сбербанка считает, что система оплаты проезда грузовиков имеет врожденные ошибки
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/23/617930-gref-platon
Как работает система «Платон»
Что мешает системе оплаты проезда грузовиков
https://www.vedomosti.ru/business/galleries/2015/11/23/617977-kak-rabotaet-platon
Дмитрий БЫКОВ: Считают пятою колонной твою колонну грязных фур
http://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20151124-dmitriy-bykov-schitayut-pyatoyu-kolonnoy-tvoyu-kolonnu-gryaz
Александр МИНКИН: Поехали!
По всей России огромная волна протеста - дальнобойщики перекрывают трассы. Похоже, власть напугана. Можно сказать: онемела; буквально потеряла дар речи (телевизор молчит).
Пока протест был политическим, пока на Болотную приходили десятки тысяч интеллигентов, хватало ОМОНа, даже не приходилось использовать чеченский резерв.
Теперь, когда протестующих может оказаться больше миллиона, не хватит ни ОМОНа, ни этого резерва.
Вдобавок так совпало, что все умственные способности власти заняты Сирией, войной на Востоке, террористами…
http://www.mk.ru/politics/2015/11/23/poekhali.html
Алексей НАВАЛЬНЫЙ: Марш дальнобойщиков на Москву
http://echo.msk.ru/blog/corruption/1663374-echo/
Алексей НАВАЛЬНЫЙ: Про «Платона» и забастовку дальнобойщиков
Протестуют дальнобойщики против системы «Платон» - это штука, придуманная правительством, чтобы взымать дополнительный налог с большегрузных автомобилей.
Происходящее - просто идеальный пример, как ставят на уши целую отрасль и приносят кучу вреда всем вокруг просто для того, чтобы заработал денег сынулька - «предприниматель» путинского дружбана. То есть та самая коррупция, которая уничтожает Россию.
ПОДРОБНО https://navalny.com/p/4552/
Протест на обочине
Бунт дальнобойщиков высветил главное: разговаривать с «простым народом» о его насущных проблемах… просто некому
http://www.novayagazeta.ru/columns/70841.html
«30 ноября поедем в Москву и остановим МКАД!»
Крупнейшая акция протеста дальнобойщиков сейчас проходит на Кавказе. Ее стараются не замечать, в ответ водители грозят двинуть колонны на Москву
http://www.novayagazeta.ru/society/70831.html
Уйди с дороги
Зачем разорять малый бизнес, помогая выживать крупному
На обочине российской экономики могут вскоре оказаться не только водители фур, которых новый дорожный сбор ставит на грань выживания, но и многие другие мелкие и средние фирмы, за которых в нашей стране вступиться, по сути, некому. На словах все поддерживают малый бизнес, но в реальности он лишь мешается под ногами у крупных и влиятельных игроков.
http://www.gazeta.ru/comments/2015/11/11_e_7886603.shtml
Философия «Платона»
Смогут ли дальнобойщики переубедить чиновников
Развитие сюжета с системой «Платон» в скором времени покажет, что государству в сложной экономической ситуации важнее: желание как можно быстрее и проще наполнить казну, не забывая об интересах «своего» крупного бизнеса, или положение миллионов рядовых граждан, которым новый сбор ухудшает и без того не сладкую жизнь.
Похоже, цель была одна: поскорей начать собирать деньги в казну (ну и на пользу оператора), а там хоть трава не расти.
Только за первый день работы системы перевозчики заплатили 35 миллионов рублей. При этом на трассах сразу же началась полная неразбериха - все вышло из строя, сломалось, перепуталось. В некоторых регионах возникли перебои с поставками товаров.
ПОДРОБНО http://www.gazeta.ru/comments/2015/11/20_e_7904453.shtml
ВИДЕО:
Геннадий СМИРНОВ. Песня о Ротенберге
http://www.youtube.com/watch?v=qH32NRo9XQM
Платон и Ротенберг
Для чего нужно вводить систему "Платон". Дмитрий ПОТАПЕНКО и Сергей ВОЛОЩУК
http://www.youtube.com/watch?v=fqRSqkSPN_0
Петрозаводские дальнобойщики перекрыли дорогу
http://www.youtube.com/watch?v=UlZDGmf6wes
Дагестанские дальнобойщики: Ротенберги хуже, чем ИГИЛ
https://www.youtube.com/watch?v=-AJ8wY1NAMc
Пикет дальнобойщиков Волгограда у офиса системы "Платон"
https://www.youtube.com/watch?v=h85KGPv31XM

власть, забастовка, протест, налоги, автомобили, водитель, транспорт, требования

Previous post Next post
Up