Экономист Владислав ИНОЗЕМЦЕВ: Уроки "Платона"

Dec 01, 2015 23:00

Почему друзья государства столь дорогие


Лет 20 назад (как летит время!) мой лучший друг Владимир успешно делал в Москве банковский бизнес. Выходец из аристократической армянской семьи, он был одним из самых благородных и открытых людей, каких мне выпало знать. Годы были тяжелые, и нередко родственники и друзья (а порой родственники друзей и друзья родственников) моего друга приезжали в Москву из Армении и Карабаха, стремясь достичь чего-то в том сказочном с точки зрения возможностей и карьеры городе, которым Москва была в 1990-е годы.
Друг готов был помочь всем, кому мог. Но так как в жизни он достиг всего сам, то считал, что человеку правильнее дать возможности, а не деньги. Так появлялись новые бизнесы, один из которых запомнился мне навсегда. То был ресторан, открытый в центре Москвы и трудоустроивший почти половину приехавшей родни. Требовавший немало денег на дорогую аренду, не говоря о ремонте, дизайне и оборудовании, он не приносил особых доходов, а точнее, постоянно работал в убыток. Когда же другой наш общий друг, довольно известный пиарщик, приведя туда своих клиентов, вынул со дна кокотницы, недавно еще наполненной жюльеном, окурок, судьба заведения была решена окончательно. И тогда я усомнился в правильности известной максимы о рыбе и удочке - и счел, что, если хочешь помочь человеку и оставить о себе хорошую память, реши его проблему, устрой то или иное дело или просто дай денег. Чем прямолинейнее помощь, тем меньше сложностей и тем очевиднее результат.
Прошли годы, Владимир умер. Россия стала иной. И 1990-е годы, с легкой руки профессиональных пропагандистов, вспоминаются сегодня как жуткое, катастрофическое время. Страной руководит другой президент (Владимир), и частный бизнес, кажется, вскоре окончательно погибнет под «асфальтом» госкапитализма. Однако и сегодня глава государства совершает ту же банальную, но оттого не менее опасную ошибку, что и частный предприниматель много лет назад.
Прозаичные схемы
В середине ноября в России начала действовать сразу же приобретшая печальную известность система «Платон». Многие специалисты заранее предупреждали, что с ее запуском транспортное сообщение будет дезорганизовано так же, как в свое время с введением системы ЕГАИС был подорван алкогольный рынок. Система не только предполагает значительную плату за ресурс, который ранее был построен на бюджетные деньги и уже потому должен использоваться всеми на общих основаниях, - она ограничивает свободу передвижения водителей, направляя их не по самому короткому, а по самому выгодному для концессионера маршруту. Как у нас водится, операторов в системе недостаточно, программное обеспечение работает плохо, штрафы непомерны и т.д. В общем, система явно наносит отечественной экономике вред, и двух мнений на эту тему просто нет.
Никто не знает, будут ли построены на собранные деньги новые дороги (по крайней мере, их строилось куда больше в «проклятые» 1990-е, чем в «славные» 2010-е). Зато ясно, что сейчас у предпринимателей отнимают средства, очень нужные им для банального выживания в сложной экономической ситуации.
Зачем это делается? Ответ прозаичен: чтобы поправить материальное положение родственника одного из знакомых Владимира - сына его давнего приятеля по Санкт-Петербургу. У папы последние два года были непростыми: его состояние, по оценкам Forbes, снизилось с $3,3 млрд до $1,4 млрд, к тому же его, пламенного патриота, недвижимость в Италии почти на Є30 млн попала под арест из-за санкций. Дума в прошлом году не приняла «закон Ротенберга», по которому эти потери могли быть возмещены из бюджета - и, судя по всему, поступила очень неправильно. Потому что теперь возмещать упущенное придется намного более сложным и дорогим путем.
Взглянем на цифры. Запущенная система пока принесла в казну (по состоянию на 23 ноября) около 420 млн рублей. При этом на ее запуск было потрачено около 30 млрд рублей (на 90% взятых в кредит у квазигосударственного «Газпромбанка») - и бюджет, как только у этого невиданного проекта начались проблемы, поспешил пообещать перечислить ему в приоритетном порядке 7,93 млрд рублей в счет концессионной платы за конец 2015-го и первую половину 2016 года.
Собственно говоря, именно это и напоминает мне практику моего друга 20-летней давности. Сначала государство создает компанию, потом некто вносит свое ноу-хау, оцениваемое в 50% капитала (сын олигарха играет тут роль прежнего армянского повара), и затем операторы начинают получать от нового бизнеса больше денег, чем его инициатор (а точнее, попросту перекладывать средства последнего в свой карман).
Дорогие забавы
Я понимаю обоих Владимиров - своим людям хочется порадеть; но проблема в том, какая стоимость попросту уничтожается в процессе этого благодеяния. Для того чтобы ресторанная братия получала в свое время хорошую, по московским меркам, зарплату, прибавляя к ней кое-какие деньги «от процесса», что в совокупности составляло $20-30 тысяч в месяц, нужно было потратить до $1 млн только на устройство подобного дела и еще по $50 тысяч ежемесячно на его поддержание. Но сейчас пополнение кармана семьи миллиардера на 10,6 млрд рублей в год обойдется транспортникам в 50 млрд рублей дополнительной оплаты. А экономике - приблизительно в три раза дороже, так как тарифы на перевозки уже выросли на 5-25% и продолжат расти. Если в первом случае до адресата доходило 15-20% прямых потерь «инвестора», то во втором будет доходить не более 5% (что в целом адекватно отражает сравнительную эффективность частного и государственного бизнесов).
Собственно, именно это и выступает самым важным уроком не только системы «Платон», но и всей организации нашей государственной экономики. На протяжении многих лет власть в России делает вид, что экономит народные средства, мобилизуя олигархические компании на нечто очень полезное для страны. Мы видим, как «Газпром» и другие крупные корпорации спонсируют футбольные клубы и занимаются организацией массового спорта. Как самые богатые бизнесмены страны вкладывались в строительство объектов Олимпиады в Сочи. Как складывается похожая ситуация вокруг чемпионата мира 2018 года. Есть и масса других примеров, во всей стране возникают «государственно-частные партнерства». Однако практически никто не задумывается о том, во сколько обходятся государству подобные предприятия. Между тем вовлечение предпринимателей в такую деятельность стоит исключительно дорого.
Основными спонсорами всего и вся выступают в России «Газпром» и «Роснефть». Благотворительные программы первой компании еще в 2011 году достигали 6,9 млрд рублей в год, второй - 12,7 млрд рублей. В ответ государство предоставляет им разнообразные льготы: например, за последние 5 лет в Западной Сибири только этим двум компаниям отошли лицензии на 14 новых месторождений нефти и газа - без конкурса и, что куда важнее, бесплатно. Если бы они выставлялись на коммерческие конкурсы, бюджет мог получить не менее 70 млрд рублей от продаж лицензий. Но не получил. И это не все льготы «Газпрома» и «Роснефти», а только те, которые ограничены одним - и не самым пока перспективным - регионом нефте- и газодобычи. В масштабах всего их бизнеса они больше в несколько, если не в десятки раз.
Не правильнее ли было правительству исправнее собирать с компаний налоги и потом самому определять, в каких масштабах оптимально финансировать благотворительные мероприятия?
Законы неэкономической логики
Особенная по масштабам вакханалия подобного рода произошла в 2011-2013 годах в предолимпийском Сочи. Около 15 крупных компаний, обеспечившие вложения в развитие инфраструктуры города-курорта из собственных средств в общей сложности на 120 млрд рублей, получили налоговых льгот более чем на 250 млрд рублей.
Почему, спрашивается, государство не могло само профинансировать гигантскую стройку, не давая никому послаблений? Казалось, что бюджетные расходы на олимпийские объекты несоизмеримы с теми, что были выделены на аналогичные мероприятия в других странах. Но разве это достойная причина для того, чтобы, экономя один рубль на расходах, недополучать доходов на два? Если да, то вся страна давно уже живет по законам неэкономической логики.
Каждый рубль, который «инвестируется» в то, что Алена Леденёва в свое время назвала economy of favours (ресторана ли, управляемого родственниками; компании, создаваемой ради повышения благосостояния сына давнего друга; или проекта, участия инвесторов в котором приходится добиваться через облегчение им налогового бремени на суммы, несопоставимые со стоимостью их вложений), на деле обходится бюджету как минимум в 2-3 рубля. А экономике в целом - пожалуй, что в 10. Можно обмануть самого себя, иногда даже и партнера, но невозможно перехитрить экономические законы.
Соединенные Штаты Америки каждый год тратят из бюджета больше, чем любая другая страна мира, - до $3,6 трлн. При этом налоговая нагрузка остается в этой стране одной из самых низких - не превышая 18% ВВП. Более того, до 46% доходов поступает от налогов на граждан, а не на корпорации. Это означает только одно: государство минимально «обдирает» бизнес, позволяя ему развиваться. Оно позволяет людям богатеть, а потом уже использует собранные налоги по своему усмотрению (не обязательно эффективно).
Российское государство намного менее эффективно, чем американское, и расходы бюджета у нас отнюдь не так прозрачны (до 25% их, a это более 4 трлн рублей, в следующем году будут распределены по «закрытым» статьям). Однако эта неэффективность и непрозрачность российского государства открывают в то же время и определенные возможности.
Почему бы Владимиру Путину не внести в Думу бюджет, в котором были бы прописаны субсидии на содержание его старых друзей, их детей, жен и любовниц? Эти статьи вполне можно было засекретить, и даже депутаты не поинтересовались бы их содержанием. Но эта мера, похоже, прибавила бы по меньшей мере пару процентов российскому ВВП (или сократила его падение) просто потому, что для прокорма этого сонма «славных» людей не потребовалось бы создавать вредные для народного хозяйства схемы: придумывать бизнесы, которые потом за льготы участвовали бы в важных для государства начинаниях; ограничивать конкуренцию на тех или иных рынках; учреждать новые ограничения и создавать контролирующие их исполнение инстанции.
В свое время фавориты королей получали фиктивные должности типа главного церемониймейстера или хранителя государственной печати, а то и более экзотические. И если возродить такую практику, многие в стране вздохнули бы спокойнее. Российские дальнобойщики - в первую очередь.
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ - экономист, социолог. Автор более 300 печатных работ, опубликованных в России, Франции, Великобритании и США, в том числе 15 монографий. Основатель (с 1996 г.) и научный руководитель АНО «Центр исследований постиндустриального общества».
С 2011 г. член научного совета Российского совета по международным делам, в 2012-2014 гг. - председатель Высшего совета партии «Гражданская сила». В 2003-2012 гг. - главный редактор журнала «Свободная мысль».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Иноземцев,_Владислав_Леонидович


Slon, 28.11.2015
https://slon.ru/posts/60443
Примечание: все выделения в тексте - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Олег КАШИН о реакции власти на протест дальнобойщиков: Плохо должно быть всем
http://loxovo.livejournal.com/7070608.html
Алексей КАЩЕЕВ: Поддерживаю акцию дальнобойщиков
http://loxovo.livejournal.com/7066289.html
Алексей ПОЛИКОВСКИЙ: Дальноболь (РЕПОРТАЖ)
http://loxovo.livejournal.com/7062617.html
Сергей ШЕЛИН: Страна начинает напоминать о себе
http://loxovo.livejournal.com/7062495.html
Юлия ЛАТЫНИНА: Система "Новочеркасск"
http://loxovo.livejournal.com/7062158.html
Андрей ПЕРЦЕВ - Дальнобойщики: почему возникает и проваливается социальный протест в России
http://loxovo.livejournal.com/7061383.html
!!!!!! О КАК! Андрей ШИПИЛОВ: Дальнобойщиков вместо ОМОНа встретят "братки". Будет кровь
http://loxovo.livejournal.com/7059964.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
"ПЛАТОН" И ПРОТЕСТ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ
не по хронологии, что попадается
Дальнобойщики выдвинули ультиматум российским властям
Если 3 декабря система сбора налога "Платон" не будет отключена, то 4 декабря водители грузовиков из 15 регионов выдвинутся на Москву, говорится в видеообращении дальнобойщиков.
http://dw.com/p/1HEMj
Дальнобойщики рассказали о попытках ГИБДД предотвратить протесты в Москве
Дальнобойщики без груза не могут выехать из Дагестана: сотрудники ГИБДД останавливают их на границе республики и заставляют ехать назад. С водителей груженных машин берут расписку не участвовать в протестных акциях
http://www.rbc.ru/society/28/11/2015/5659f3639a794725f41a3b20
Рейс для Путина
Репортеры Свободы рассказывают о водительских спорах: отправляться ли протестным автомаршем на Москву?
Водители большегрузных автомобилей во многих городах России уже третью неделю протестуют против введения новой системы оплаты проезда по федеральным трассам. В последние дни ноября дальнобойщики из разных регионов России, раздраженные невниманием властей к их требованиям, отправляются в марш на Москву - с намерением перекрыть движение по столичной кольцевой автомагистрали. На сходе в Ростове-на-Дону координаторы движения протеста выдвинули правительству ультиматум: если до 3 декабря "новый оброк" не будет отменен, дальнобойщики приступят к решительным действиям.
http://www.svoboda.org/content/article/27395512.html
Пятая автоколонна
Акции протеста российских дальнобойщиков продолжаются
http://www.svoboda.org/content/article/27382301.html
ВИДЕО: Дальнобойщики двинулись на Москву
http://www.youtube.com/watch?v=C5T4mid-wjQ
https://www.facebook.com/Hope.russia/videos/183619001983186/
Юлия КАЛИНИНА - "Платон" и дальнобойщики: почему западные решения не приживаются у нас
http://www.mk.ru/social/2015/11/29/platon-i-dalnoboyshhiki-pochemu-zapadnye-resheniya-ne-prizhivayutsya-u-nas.html
Рейс для Путина
Репортеры Свободы рассказывают о водительских спорах: отправляться ли протестным автомаршем на Москву?
http://www.svoboda.org/content/article/27395512.html
Дальнобойщики объявили, что готовы окружить Москву кольцом из грузовиков
И спорят, кому из руководителей государства лучше доложить о своих бедах
http://www.mk.ru/social/2015/11/29/dalnoboyshhiki-obyavili-chto-gotovy-okruzhit-moskvu-kolcom-iz-gruzovikov.html
«Улитка» против «Платона»: как бастуют дальнобойщики
http://snob.ru/selected/entry/101233
«Власть присела на задницу». Как в России бастуют дальнобойщики
Где и как протестуют перевозчики
Председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий ВОЙТКО и заместитель руководителя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Сергей ВОЛОЩУК объяснили, чем плоха новая система и во что могут вылиться протесты
http://snob.ru/selected/entry/101121
Сергей ВОЛОЩУК: Зачем бастуют дальнобойщики
http://snob.ru/profile/29264/blog/100964?v=1447866240
“Скоро вся страна будет работать на Ротенбергов”
Продолжаются акции протеста водителей большегрузов против системы “Платон”. Дальнобойщики возмущены новыми сборами за проезд по федеральным трассам и намерены добиваться их отмены. В Северной столице водители дошли до Смольного, но диалог с властями не состоялся. Перевозчики готовятся к новым акциям протеста.
Частные предприниматели, дальнобойщики со стажем Олег КРУТСКИХ и Алексей ЖАТЬКО рассказали о том, почему они готовы биться до последнего, что будут делать в случае провала и как к их акциям относится семья.
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/11/25/1464605.html
"С нас снимают последнюю рубаху"
http://www.rosbalt.ru/piter/2015/11/24/1464203.html
Профессия - замалчивать
Первый канал оригинально отреагировал на требования соцсетей рассказать о дальнобойщиках
Мастер-класс по работе с соцсетями провел на выходных Первый канал, чьи страницы в Фейсбуке и ВКонтакте читатели засыпали возмущенными вопросами, почему не освещаются протесты дальнобойщиков.
http://www.svoboda.org/content/article/27381812.html
"Чтобы было честно!"
Как протесты дальнобойщиков поддерживают представители других профессий - уральский программист и актер из Санкт-Петербурга
К акциям протеста российских дальнобойщиков против нового дорожного налога, взимаемого через систему "Платон", присоединяются представители других профессий. Уральские программисты разработали интерактивную карту протестных акций, чтобы помочь водителям с координацией своих усилий по борьбе с "Платоном", а актер Геннадий Смирнов из Санкт-Петербурга написал песню по мотивам русского романса и стихотворения Лермонтова, которую уже называют "гимном протеста дальнобойщиков".
http://www.svoboda.org/content/article/27389566.html
Дальнобойщики из 17 регионов решили двинуться маршем на Москву
Дальнобойщики не откажутся от всероссийской акции протеста и 30 ноября планируют приехать в Москву. Действия властей они называют попыткой внести раскол в ряды протестующих. Акцию готовят активисты из 17 регионов
http://www.rbc.ru/politics/25/11/2015/5655bf799a7947be82fc022e
Дальнобойщики как новые крепостные
После марша питерских дальнобойщиков на Смольный и обещания водителей идти дальше на Кремль власть спохватилась и начала действовать. Своими привычными методами - "разделяй и властвуй". Организаторы акции были объявлены чуть ли не "пятой колонной, действующей по указке Госдепа". Тут же появились депутаты, "профсоюзы", "общественники", мелкие чиновники, которые бросились растаскивать по разным углам пострадавших, нашептывать в уши рабочим парням, что не дело им заниматься политикой, что нужно вести себя солидно, цивилизованно, патриотично.
ПОДРОБНЕЕ http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/11/27/1465646.html
Госдума быстро одобрит снижение штрафов для дальнобойщиков
Профильный комитет Думы поддержит поправки, снижающие штрафы за неоплаченный проезд грузовиков по федеральным трассам. Поправки внесут в уже принятый в первом чтении закон, что ускорит их принятие
Штрафы за неоплату проезда грузовиков по федеральным трассам снизят до 5 тыс. руб. за первое нарушение, и до 10 тыс. за повторное. Сейчас штрафы за неоплаченный проезд составляют 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное (для юридических лиц).
ПОДРОБНЕЕ http://www.rbc.ru/politics/25/11/2015/5655d79a9a7947e7e0aab058
Алексей БЕЗБОРОДОВ, гендиректор исследовательского агентства InfraNews, транспортный эксперт: Что и как везут дальнобойщики?
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/1661694-echo/
Протест и съезд дальнобойщиков в Вологде
http://echo.msk.ru/blog/domozhiroff/1664482-echo/
«Платон» хуже ИГИЛа»: бастующие дальнобойщики перекрыли Тюменский тракт
http://66.ru/auto/news/178959/
http://echo.msk.ru/blog/echomsk/1664554-echo/
ФОТОРЕПОРТАЖ: Акции протеста дальнобойщиков проходят в десятках регионов
Водители фур выступают за отмену сбора за проезд грузовиков массой свыше 12 т по федеральным трассам
https://www.vedomosti.ru/business/galleries/2015/11/11/616402-aktsii-dalnoboischikov
Герман ГРЕФ: «Платон» обойдется России в 1,5 процентного пункта инфляции
Президент Сбербанка считает, что система оплаты проезда грузовиков имеет врожденные ошибки
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/11/23/617930-gref-platon
Как работает система «Платон»
Что мешает системе оплаты проезда грузовиков
https://www.vedomosti.ru/business/galleries/2015/11/23/617977-kak-rabotaet-platon
Дмитрий БЫКОВ: Считают пятою колонной твою колонну грязных фур
http://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20151124-dmitriy-bykov-schitayut-pyatoyu-kolonnoy-tvoyu-kolonnu-gryaz
Александр МИНКИН: Поехали!
По всей России огромная волна протеста - дальнобойщики перекрывают трассы. Похоже, власть напугана. Можно сказать: онемела; буквально потеряла дар речи (телевизор молчит).
Пока протест был политическим, пока на Болотную приходили десятки тысяч интеллигентов, хватало ОМОНа, даже не приходилось использовать чеченский резерв.
Теперь, когда протестующих может оказаться больше миллиона, не хватит ни ОМОНа, ни этого резерва.
Вдобавок так совпало, что все умственные способности власти заняты Сирией, войной на Востоке, террористами…
http://www.mk.ru/politics/2015/11/23/poekhali.html
Алексей НАВАЛЬНЫЙ: Марш дальнобойщиков на Москву
http://echo.msk.ru/blog/corruption/1663374-echo/
Алексей НАВАЛЬНЫЙ: Про «Платона» и забастовку дальнобойщиков
Протестуют дальнобойщики против системы «Платон» - это штука, придуманная правительством, чтобы взымать дополнительный налог с большегрузных автомобилей.
Происходящее - просто идеальный пример, как ставят на уши целую отрасль и приносят кучу вреда всем вокруг просто для того, чтобы заработал денег сынулька - «предприниматель» путинского дружбана. То есть та самая коррупция, которая уничтожает Россию.
ПОДРОБНО https://navalny.com/p/4552/
Протест на обочине
Бунт дальнобойщиков высветил главное: разговаривать с «простым народом» о его насущных проблемах… просто некому
http://www.novayagazeta.ru/columns/70841.html
«30 ноября поедем в Москву и остановим МКАД!»
Крупнейшая акция протеста дальнобойщиков сейчас проходит на Кавказе. Ее стараются не замечать, в ответ водители грозят двинуть колонны на Москву
http://www.novayagazeta.ru/society/70831.html
Уйди с дороги
Зачем разорять малый бизнес, помогая выживать крупному
На обочине российской экономики могут вскоре оказаться не только водители фур, которых новый дорожный сбор ставит на грань выживания, но и многие другие мелкие и средние фирмы, за которых в нашей стране вступиться, по сути, некому. На словах все поддерживают малый бизнес, но в реальности он лишь мешается под ногами у крупных и влиятельных игроков.
http://www.gazeta.ru/comments/2015/11/11_e_7886603.shtml
Философия «Платона»
Смогут ли дальнобойщики переубедить чиновников
Развитие сюжета с системой «Платон» в скором времени покажет, что государству в сложной экономической ситуации важнее: желание как можно быстрее и проще наполнить казну, не забывая об интересах «своего» крупного бизнеса, или положение миллионов рядовых граждан, которым новый сбор ухудшает и без того не сладкую жизнь.
Похоже, цель была одна: поскорей начать собирать деньги в казну (ну и на пользу оператора), а там хоть трава не расти.
Только за первый день работы системы перевозчики заплатили 35 миллионов рублей. При этом на трассах сразу же началась полная неразбериха - все вышло из строя, сломалось, перепуталось. В некоторых регионах возникли перебои с поставками товаров.
ПОДРОБНО http://www.gazeta.ru/comments/2015/11/20_e_7904453.shtml
ВИДЕО:
Геннадий СМИРНОВ. Песня о Ротенберге
http://www.youtube.com/watch?v=qH32NRo9XQM
Платон и Ротенберг
Для чего нужно вводить систему "Платон". Дмитрий ПОТАПЕНКО и Сергей ВОЛОЩУК
http://www.youtube.com/watch?v=fqRSqkSPN_0
Петрозаводские дальнобойщики перекрыли дорогу
http://www.youtube.com/watch?v=UlZDGmf6wes
Дагестанские дальнобойщики: Ротенберги хуже, чем ИГИЛ
https://www.youtube.com/watch?v=-AJ8wY1NAMc
Пикет дальнобойщиков Волгограда у офиса системы "Платон"
https://www.youtube.com/watch?v=h85KGPv31XM

деньги, экономика, система, Иноземцев, забастовка, протест, налоги, автомобили, водитель, транспорт

Previous post Next post
Up