Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ. Ч. 30

Nov 19, 2012 02:42

Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас
Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции

30 апреля. Двадцать шестой день путешествия. Кора вокруг Кайласа.

Черная ночь выстудила и заморозила всю долину, заковала ручей в ледяной панцирь. Но теперь она проходит. Небо светлеет, Кайлас вырисовывается на нем черным силуэтом, потом лучи солнца падают на гору и Северное Лицо озаряется улыбкой золотисто-розовым светом.

1.


Боги на вершине Кайласа, и люди у его подножия все вместе встречают рассвет. У людей костенеют пальцы, и примерзают руки к штативу и носы к фотоаппаратам. Холодно!

Свет быстро меняется, и через полчаса от горы уже исходит не тепло, а холод.

2.


Заканчиваем сборы и с места снимаемся в 9:30. К этому времени солнце осветило весь склон, воздух уже немного прогрелся, и руки перестают мерзнуть, как час тому назад. Но, все равно, перчатки - не лишние.

3.


4.


Вчера мы прилично отклонились от стандартного маршрута, паломнической тропы и ночевали на высоте 5130м. Теперь чтобы продолжить кору, нам придется спуститься вниз до самой реки. Терять высоту жаль, но иначе не попадешь на правый борт долины, а именно туда переходит паломническая тропа.

Совсем неподалеку от площадки, где стояли наши палатки из дикого камня на склоне сложен большой чартен (ступа) с молитвенными флажками.

5.


Такие сооружения строят ни где попало, а лишь в особых местах. В данном случае - это проход в ущелье к северной стене Кайласа. Мы ничего не знаем о ритуалах местных монахов, но возможно, они ходят молиться к самому подножию горы, куда мы вчера не дошли.

6. Сегодня получше можно рассмотреть двухэтажную гостиницу.


Новостройка имеет какой-то нежилой вид. Как-то же надо еще и отапливать такое большое здание. Но возле него расположен действующий, более практичный палаточный приют. В нем, видимо, и провели ночь два московских буддиста с гидом. Утром мы их снова встретили на тропе

Брод на другой берег находится примерно в двух километрах выше гостиницы и гомпы (тибетского монастыря).

За реку машины не перебираются, следов нет, а тропа уже конкретно отсюда нацелена вверх, к основному перевалу Далма. Подъем долгий, однако, не сложный.
    Выше брода река уходит на юг, куда-то к восточной стене Кайласа, прячась между его отрогами, а тропа коры вначале резко взбирается в гору, и затем сворачивает на восток, в долину бокового притока.

7.


Тропа, по которой идут паломники на этом интервале широкая, - целая дорога, сплетенная из множества тропинок, вытоптанных на склоне тысячами ног. Набор высоты плавный, одним словом, простираниями двигаться здесь можно. Но что-то нам совсем не встречаются ползающие паломники. Видимо, ползти все же, таких сподвижников не так уж и много. Все идут ногами.

8.


Некоторые большие камни украшены рельефными цветными надписями: «Ом Мани Падме Хум», по-тибетски.

9.


10.


С тропы открывается шикарный вид одновременно и на северную, и на восточную грани Кайласа. Гора вызывает восхищение своей монументальностью. Все ее стороны - гладкие отвесные стены. Это просто какой-то неприступный каменный монолит!

11.


После сухого твердого склона тропа Большой коры выходит в верхнюю долину, на обширный высокогорный луг, с остатками снега.

12.


Здесь вновь мы минуем обширную свалку обуви, одежды, головных уборов и волос.
Впереди уже виден участок подъема к наивысшей точке на маршруте коры. И перед восхождением на перевал Далма паломники заранее избавляются он каких-нибудь вещей. Или переодеваются здесь (?).

13.


14. Ближняя седловина справа - это путь подъёма к перевалу


Высокогорный луг очень сильно обводнен: лужи и на тропе, и рядом в бороздах между кочек. И целые болотистые разливы по руслу ручья.
   Вот на этом интервале простираться совсем уже не кошерно, не разумно не эффективно. Пожалуй, тут даже гидрокостюм не выручит.
    Честно говоря, и ногами-то идти здесь не комфортно…. А дальше - основной участок кармических испытаний - восхождение на перевал Далма с последующим непростым спуском вниз. Это серьезная, трудная часть коры.

Примерно через километр после свалки, за болотом начинается взлет. Весь склон и тропа покрыты снегом. Нельзя сказать, что подъем слишком крутой, но идти наверх нелегко. (А ползти простираниями - тем более проблематично). При этом высота над уровнем моря уже давно перевалила за 5300 м, и горную болезнь никто не отменял.

15. Тропа наверх, к перевалу Далма


16. Наш Рома Коробков шагает наверх


На подъеме наша команда сильно растянулась по склону. Первые два лидера взошли на Далма ровно в полдень. Остальные подтягивались в течение следующих сорока минут.
    Перевал не имеет классических очертаний, это каменистая наклонная седловина, или, скорее даже - перегиб склона, за которым следует спуск с горы. Все в снегу. Высота перевальной точки 5655м.
    Как и полагается, посредине перевала Далма сложен чартен, и сам он, и все вокруг него густо увешано, замотано и опутано яркими гирляндами молитвенных флагов и флажков, растянутых между витыми в землю кольями и камнями. Мотки старых веревок, выцветших под солнцем, снегом и дождем, истрёпанных ветрами, свалены тут же на земле. Вместо изношенных паломники постоянно приносят и крепят новые полотнища и связки.

17. Выход на перевал


18. Перевал Далма


Есть и другой способ засвидетельствовать факт своего паломничества. В трещинах большого камня воткнуты специально принесенные на перевал фотографии «для паспорта». Не исключено, правда, что это снимки не самих восходителей, а их родственников, которые «тоже хотели, но сами не смогли…».

19.


Прибежал наверх Иваныч, бросил свой куль, и снова ускакал вниз то тропе, чтобы забрать рюкзак у сильно отставшего Тёмы. Вскоре Вадим опять вернулся, а попутно успел еще предложить свою помощь молодым двум тибетским паломницам, шедшим следом за нами. Те, правда, заскромничали, отказались, и минут через пятнадцать сами вышли на перевал празднично наряженные в национальную одежду, с украшениями из бирюзы, коралла и перламутра. Переоделись они явно незадолго до этого или, может быть, еще в начале подъема на Далма.
    Первым делом девушки остановились перед чартеном, обнажили головы, открыли лица и стали делать «комплекс упражнений», подобный простираниям, но в упрощенном варианте.

20.


Закончив молитву, он вновь набросили платки и нацепили повязки по самые глаза и подошли к самой перевальной точке, где отдыхала наша компания.

21.


22.


23.


24.


25.


Кстати, повязки на лица - очень не лишний в горах аксессуар для защиты от просто-таки термоядерного солнца. Мы сами обмазались толстым слоем крема, да еще прилепили бумажки на нос.
Всю процедуру поклонения горе Сергей и Рома снимали на видео, а потом предложили посмотреть запись девушкам. И угостили их конфетами.

26. Девушкам нравятся конфеты и видеозапись


27. Девушки уходят вниз…


Пока мы сидели на перевале, сюда поднимались все новые и новые путники. персонажи. Колоритный тибетский странник пришел в одиночку. С черными косами, нарядно одетый, с кинжалом на боку, обвешанный четками,… очень яркий персонаж.

28.


Он также остановился перед молитвенным местом, неспешно достал из рюкзака новое полотнище с мантрами, привязал к чартену и долго потом совершал поклоны в сторону Кайласа.

29.


30.


Поток народа через перевал приличный. На маршруте коры много паломников, и часто это - молодые люди.

31.


32.


33.


Одному из этих ребят - 17 лет. Это понятно по удостоверению личности, с которым, судя по всему, теперь в Китае модно фотографироваться для неоспоримого свидетельствования важных событий в жизни.

34.


Дождавшись последнего нашего товарища, в 13:50 мы пошли вниз. За перевалом было много мокрого снега, фирна, а местами льда. Через 2-3 км пологий склон обрывается крутым уступом, и дальше предстоит непростой спуск в долину.    В этом месте мы сделали небольшой привал.

35. Долина внизу далеко просматривается


В наступившей тишине стали слышны удары по камню и пение. Звуки доносились откуда-то со склона горы, но долго мы не могли обнаружить, где именно стучат и поют.

36. Сами попробуйте тут кого-нибудь найти:


Наконец, глазастый Иваныч углядел на большом камне примерно в километре от нас двух солирующих каменотесов, высекающих очередное «Ом Мани Падме Хум».

37.


Так вот откуда берутся молитвенные надписи на каменных глыбах!

Спуск с уступа в долину способен полностью разрушить веру в то, что кто-то из людей способен пройти Большую кору вокруг Кайласа практикой простираний. Ну, или, наоборот, - может породить легенды о сверхчеловеческих способностях некоторых паломников. Дело в том, что слово «тропа» здесь практически непригодно. Спускаться с горы приходится по крупноглыбовой осыпи, лавируя и протискиваясь между камнями, прыгая по ним, как по ступеням.

38.


39.


В долине, в конце спуска, у подножия горы стоит палаточный лагерь. С точки зрения маркетинга место для бивака выбрано очень грамотно. Еда, чай и небольшой отдых очень востребованы сразу после спуска.

40.


Дальше вниз по долине, да еще после перекуса идти уже намного проще. Но до финиша еще очень далеко.

41.


Долина узкая, зажата горами. Места очень аскетичные: практически одна земля и камень.

42.


Трава очень скудная, но ее хватает для выпаса яков.

43.


А еще из живности (уже не одомашненной, а совершенно дикой) здесь можно встретить довольно многочисленные колонии сурков.

44.


45.


Где-то на этом отрезке коры в просветах боковых ущелий правого борта можно постараться увидеть восточную стену Кайласа. Но вид очень невыразительный, не заслуживающий слов восхищения. Виден лишь кусочек вершины, который я не стал фотографировать даже «для протокола».

46. Просто шагаем вниз


Тропа долгое время идет по левому берегу, но потом переходит на правый. Нам легко удалось пересечь русло по камням и льду, не замочив ног, но в летнее время преодолеть русло шириной 100-150 м посуху не получится. Вряд ли даже яростные фанатики смогут преодолеть реку ползком. А, это значит, что они «недорабатывают» сотни метров из общей дистанции? Загадка.

Перебродив на правый берег, и пройдя еще примерно с километр, мы догнали, наконец, двух женщин, выполняющих кору практикой простираний.

47.


48.


Очень интересно было бы узнать, сколько дней они в пути, и другие подробности. Но завести разговор с паломницами нам было совершенно нереально. К тому же мне даже показалось, что наше пристальное внимание слегка их смутило.

49.


Чтобы не мешать, мы обошли паломниц стороной и пошагали дальше.

50.


А, через триста метров встретили еще одну странницу. Судя по всему, все трое были из одной компании. Но эта - последняя - не ползла по дороге, а совершала простирания, стоя на одном месте. В руках она держала четки. Женщина, не обращая ни на кого внимания, методично опускалась на колени, распластывалась на земле. Поднималась на ноги, возносила руки со сложенными ладонями над головой, подносила их ко лбу, к груди, к животу, опускалась на колени, простиралась на земле с вытянутыми вперед руками…. Вновь становилась на ноги.… После каждого цикла она брала камешек из кучки слева от себя, и перекладывала его в кучку справа. Камешки - это своеобразные счеты. Бусины четок (их 108 штук) тоже используются для отсчета.

51.


В этих бесконечных многочасовых простираниях на одном месте и кроется отгадка непролазных мест коры. Те участки, где невозможно ползти, паломники меряют шагами, а потом отрабатывают потерянные метры «бегом на месте».

Рядом с паломницей были какие-то вещи, а также чайник, термос…. Понятно, что это место является на сегодня полевым лагерем трех соратниц.

52.


До вечера мы шагали вниз по долине и периодически на тропе нам встречались другие попутные группы туристов-паломников. Некоторые - довольно многочисленные.

53.


54. Эти туристы отдыхают возле каких-то строений, похожих на монастырь или приют.


В туристических группах наряду с тибетцами шагало и немало китайцев. А многие паломники очень колоритны.

55.


После месячного путешествия выяснилось, что мои ботинки мне малы и совсем непригодные для трекинга. Это стало понятно именно сегодня, после того, как мы много километров прошли вниз, а при такой ходьбе и набиваются пальцы ног тесной обувью. Короче, я был счастлив, когда ходовой день, наконец, подошел к завершению, и Директор дал команду сворачивать с тропы к речке, становиться на отдых.
    Мы перебрались через проволочное ограждение, отделяющее тропу от берега реки, и… дальше все как обычно: палатка, горелка, «Гала-Гала», чай, сон, могучий храп и ядреный запах туристической обуви…. Кайфища!

Продолжение Часть 31

Содержание Отчета
1.Втупление (Вместо предисловия)
2. Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
3. Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
4. Пекин
5. ПоездПекин -Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай
6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
7. Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
8. Такла-Макан. 3-й день маршрута
9. Такла-Макан. 4-й день маршрута
10. Такла-Макан. 5-й день маршрута
11. Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута
12. Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута
13. Оазисы. 8-й день маршрута
14. Ечен. 9-й день маршрута
15. Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута
16. Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута
17. Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута
18. Хребет Кунь-Лунь. 13-й день маршрута
19. Хребет Кунь-Лунь. 14-й и 15-й дни маршрута
20. Хребет Кунь-Лунь, Аксайчин. 16-й день маршрута
21. Аксайчин - плато Чантанг (Тибет). 17-й и 18-й дни маршрута
22. Тибет. Плато Чантанг. 19-й и 20-й дни маршрута
23. Тибет. Плато Чантанг. Сумжи - Домар. 21-й день маршрута
24. Тибет. Домар - Али. 22-й день маршрута
25. Тибет. Али - Монастырь Гуру Ринпоче. 23-й день маршрута
26. Монастырь Гуру Ринпоче - гора Кайлас. 24-й день маршрута
27. Особая глава. Мистика Кайласа. 24-й день маршрута
28. Монтсер - Дарчен в редакции «Реальность Кайласа». 24-й день маршрута (вторая половина дня)
29. Кора вокруг горы Кайлас. 25-й день путешествия.
30. Кора вокруг горы Кайлас. 26-й день путешествия.
31. Кора вокруг горы Кайлас. с. Дарчен, о. Манасавр, с. Баян. 27-й день путешествия.

Такламакан-Тибет

Previous post Next post
Up