Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас. Полный рассказ, ч. 19

Dec 02, 2011 22:52

Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас

Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»

Продолжение.    Начало здесь

Фильм об экспедиции
Карта экспедиции

В этой части рассказа мы едем здесь, через хр. Кунь-Лунь:


18 апреля. Четырнадцатый день маршрута

Ночью ветер прекратился, и утро было тихим. В 8 часов, все вдесятером мы продолжили путь по правому холмистому берегу Раскемдарьи.

1. Долина Раскемдарьи


    Многочисленные подъемы сменялись спусками, но в целом мы понемногу набирали высоту поднимались вверх.

2.


3.


4.


5.


6.


7. Раскемдарья


8.


Километров через двадцать на дороге нам повстречались туристы из Европы на трех джипах, с китайскими сопровождающими. Гидов, однако, было больше. Туристы ехали нам навстречу и были какие-то ли сонные, то ли замученные. Китайцы выглядели свежее.

9.


Нам задали несколько стандартных вопросов и сфотографировали. Мы в ответ очень сильно хотели узнать расстояние, оставшееся до перевала. Один из туристов - швейцарец посмотрел на километровый столбик, прикинул в уме и сказал: «Двадцать километров. Там идет снег». Как, еще двадцать!? Чену, выходит, что, совсем нельзя верить?

10.


Путь к перевалу Кыргызджангал
    Еще через несколько километров, (в 11:15) мы приблизились непосредственно к подножию перевала.
Отсюда (291-й километр от Еченга) всякая халява заканчивалась, и начинался крутой взлет, витиевато закрученный во многокилометровый горный серпантин. Мы медленно поползли в гору.

На шестом или седьмом витке серпантина, нас догнала военная автоколонна. Два или три десятка новеньких грузовиков с кунгами и несколько «навороченных» китайских Хаммеров, обвешанных кучей антенн, мощно, легко и уверенно поднималась по крутой дороге. От могучей вереницы и ее слаженного движения исходили флюиды технической силы и готовности к боевым действиям в любую минуту.

Автомобили долго следовали мимо нас, мы прижались к краю трассы, и вдруг, идущий в хвосте колонны Хаммер, резко свернул к обочине и остановился прямо перед нами, всклубив дорожную пыль. Из машины энергично выскочил офицер и рванул к Якунину, стоявшему впереди. «Ну, всё, приехали. Нас запеленговали с GPS-навигатором! - Мелькнула первая мысль у Сереги. - Сейчас будет тотальный обыск и арест», - так рассказывал он после.
    Однако, вместо того, чтобы заорать: «Стоять, руки вверх, оружие - на землю!» лейтенант (а может, это был даже майор) с радостным видом принялся пожимать всем нам руки и расспрашивать: «Кто вы, откуда такие герои!?». Тогда Амид смело выпятил грудь вперед:
    - Карифана, смотри! - сказал Димка и распахнул куртк учтобы командир увидел пришитые на жилетке китайский и российский флаги. - Видишь: «China - Russia»! Дружба, хао, спорт олимпик!
Офицер что-то крикнул, стал в обнимку с Амидом, а из машины вышли другие военные и принялись снимать нас видеокамерой.
    - Вот, смотрите, - обратился к сослуживцам старший колонны. - Эти люди, - он обвел нас рукой, - герои - спортсмены из дружественной страны России. А мы своим военным присутствием на этой территории делаем безопасным их путешествие!
    Может быть, я и неточно перевожу китайскую речь, но по жестам и интонациям суть выступления была очевидна.
    После короткой политинформации военные принялись фотать нас сотовыми телефонами с удвоенным энтузиазмом. Затем командир еще что-то гаркнул, бойцы резко вытащили из машины коробку бананов и стопку хлебных лепешек, и раздали каждому из нас паек лично в руки. Прозвучала последняя команда: «По машинам!», военные прыгнули в джип, и он ушел вверх по серпантину.

Мы с удовольствием слопали подарки и продолжили штурмовать перевал. Подъем давался совсем не легко. Вначале старались ехать по возможности кучнее, но поднявшись примерно наполовину высоты стали двигаться дальше каждый по своему самочувствию. Здесь петли серпантина последовали одна над другой, и можно было, даже растянувшись, видеть контролировать местоположение всех. В результате шестеро из нас оторвались вперед, трое держались в зоне видимости, и только десятый безнадежно затерялся где-то сзади. Чен, тем временем, обогнал всех и укатил наверх.

После 4000 м мышцы работают очень плохо, воздуха не хватает, пульс сумасшедший. Двигаемся интервалами по одному километру, но едем! С велосипеда не слажу, хотя кто-то внизу уже идет пешком. Стараюсь ни за кем не гнаться (но и не отставать) и не смотреть на спидометр. Но глаза сами, по мимо моей воли каждые десять секунд поглядывают на цифры: 800, 900… 1000 метров! Ура, отдыхаем! Долго стоять нельзя. После остановки первые 50-70 метров ноги совсем отказываются крутить педали, потом включаются, и снова мозг следит за компьютером: 100… 200… 300 метров…. Верхушки перевала не видно, но веришь цифрам и надеешься: осталось совсем немного…. Однако не тут-то было, никаких признаков конца подъема.

А дорога вырублена в склоне так, что захочешь поставить палатку - не найдешь ни одной площадки. И Чена давно не видно; его бы догнать и спросить, что там, далеко ли еще….
    Время от времени пробрасывает снежком. Снова отдыхаем и снова: «Ну, что, погнали еще километр!?» - «А куда деваться? Поехали».
    Вытягиваем еще тысячу метров, и видим за поворотом стоит наш джип! Остановился не где попало, а в таком месте, где склон выположен, и рядом с трассой есть небольшая выемка, откуда выгребали грунт. Это, пожалуй, единственное подходящее место для палаток.

11.


Однако никто не говорил, что на сегодня мы закончили. Надо решить: штурмовать перевал сегодня, или оставить до утра. Но, прежде нужно дождаться отставших товарищей.
    Подходят Жека, Тема и Шаман. Не хватает еще одного. «Доктора видели?». - «Нет». Отправляем Чена вниз за Игорем. Жуем сникерсы с водой, смотрим наверх, куда под самые тучи устремляется серпантин. Отсюда видно, что витков дороги до перевала Кыргызджангал наберется еще километров на пять, если не больше. Это с нашими темпами - часа четыре ходу. Высота здесь уже 4654м.

Чен возвращается за десятым участником и подбирает в трех километрах ниже по дороге.
От нашего графика мы отстаем на два дня и, хотя еще только 16 часов, все же правильнее будет отдохнуть до утра и восстановить силы. «Нет смысла убивать людей», - решает Серега, и мы принимаемся ставить лагерь. Фактически мы устраиваем полудневку.

12.


А с неба срывается снежная крупа....

Т - 37,3 км
t - 5:00
t общ. - 83:36
A - 7,46км\час
М - 26,1 км\час
D - 1146 км Высота ночевки: 4654 м

19 апреля. Пятнадцатый день маршрута

Мы не слышали, как ночью шел снег. В утреннем сумраке белая земля и горы выглядели достаточно зловеще.

13. Место ночевки. Снимаем лагерь


Водитель Чен плохо пережил эту ночь. У него ярко выраженные симптомы горняшки: сильная головная боль, тошнота и критически высокое давление. Доктор Игорь определил у него предынфарктное состояние, напичкал таблетками, и джип поспешно укатил через перевал вниз. Перед тем как уехать, Чен от страха за свое здоровье скомкал и выбросил пачку сигарет.

В девятом часу мы вразнобой - кто пешком, кто верхом - покинули лагерь. Я выехал в 8:35, а Якунин в это время уже заканчивал первый виток серпантина.

14. Подъем на перевал


За ночь силы, конечно, восстановились, но зато сама дорога стала сложнее. Местами она просто обледенела. Иногда, стараясь сходу взъехать на крутой пригорок, сильнее жмешь на педали, а под снегом оказывается ледяная корка, колесо пробуксовывает, ты теряешь равновесие и сваливаешься на землю. Это в лучшем случае - просто падаешь. А, в худшем - еще и сильно ударяешься. Воздух наполнен снежной пылью, видимость ограничена, но все равно сквозь пелену далеко вниз просматривается грандиозный серпантин, по которому мы взобрались.

15. Вид с верхней части склона перед перевальной седловиной


До перевала оставалось, оказывается, только 5км, но нам вчера времени понадобилось бы точно раза в три дольше, чем сегодня. В 9:48 несколько человек почти одновременно выезжают на перевальную седловину. А Серега уже полчаса, как ждет наверху у плаката, которым отмечена перевальная высота 4930м и название: Кыргызджангал.

16. На перевале


17. Мелкий ремонт


Фотографируемся у плаката и начинаем затяжной спуск в долину. Идет снег, временами скрывая горы. Катимся вниз по гофрированной дороге с торчащими из нее камнями.

18. Начало спуска с Кыргызджангала


19.


Эту езду правильнее назвать скачками, но зато путь все время только вниз. Быстро теряем высоту и вскоре оказываемся на целый километр ниже, чем были два часа назад.

В 12:30 становимся на обед у ручья на высоте 3900м.

20. Стали на обед


Погода к этому времени меняется и добреет. Снег подтаивает, дорога раскисает. Суровые заснеженные горы, с низко нависшими над ними тучами, над ними остались позади, а над долиной облачное покрывало прохудилось и сквозь его разрывы на землю все чаще пробиваются снопы солнечных лучей.

Отдых длится примерно часа полтора, и затем мы продолжаем спуск по долине, теряя с таким трудом набранную высоту. Дорога идет о правому борту реки вдоль русла. Солнечные пятна перемещаются по днищу долины, по склонам гор, высвечивая то один, то другой кусочек живописного ландшафта, но любоваться красотами в полной мере не дает бешеная скачка. Вцепившись в руль и напружинив все тело, мы несемся по ухабам.

21.


22. Видна дорожная гребенка


23.


В результате безжалостная езда и чудовищная тряска приводит к вынужденной остановке:сразу в двух местах лопается металл моего переднего багажника.
Хорошо, что есть Андрюха Шаман, который не дает багажнику умереть окончательно. Но часть груза после ремонта приходится с переда переместить на задний багажник.

24. Едем дальше вниз по долине


Наконец, ущелье, по которому мы пол дня спускались с гор, влилось в большую долину, вдоль левого берега реки трасса вновь пошла вверх с плавным набором высоты.
    На слиянии долин, чуть в стороне от трассы за рекой находится селение Шахидула. А рядом с дорогой, по берегу бродят домашние яки и встречаются развалины старых глиняных (саманных) построек.

25. Полудикие (или, полудомашние) яки


26. Останки глиняных построек


Тем временем задул мощный лобовой ветер настолько сильный, что,несмотря на очень пологие подъемы, езда превратилась в новое испытание на выносливость.

27. Сильный встречный ветер... не сфотографируешь


Весь день мы не видели нашего гида. Спасаясь от горной болезни, Чен удрал с перевала до самого низу, насколько это было возможно. Только через 60 км от места, где с ним утром расстались, в шесть вечера мы настигли джип.Чен остановился и поджидал нас за километр перед небольшим горным селением Саншили.
    Перед въездом в селение на землю повалило большой железный транспарант. Ветер согнул три толстые железные опоры. Видимо с гор тут дует нередко и не слабо.

28. Перед въездом в поселок. Пастухи


В поселке расположена военная база (воинская часть) и, разумеется, очередной чек-пост. Гид еще раз предупредил, чтобы мы не вынимали фотоаппараты.
    Горный аул стоит на пустынной каменистой речной террасе и представляет из себя по сути один ряд построек вдоль дороги. Заехав в селение, мы остановились, если можно так сказать, в его центре, возле столовой. Чен объяснил, что мы не сможем ехать дальше, пока из Урумчи некто важный не позвонит местному коменданту с распоряжением пропустить нашу группу, и вновь предостерег от любых фото и видеосъемок в поселке

В ожидании волшебного звонка мы расположились в китайской харчевне. Это - огромное удовольствие после многодневной тряски в велосипедном седле расслабиться на обычном стуле, в крошечном теплом помещении, за обычным столом, уставленным тарелками с не совсем обычной едой.(Обычная еда для нас, напомню, в последние две недели - это два пакетика сушеной каши, залитых стаканом кипятка). Примечательно, что в столовую далекого горного кишлака китайцы завезли даже рыбу. Это было неожиданно и очень вкусно. Все удовольствие обошлось нам в триста юаней. Всегда после подобной расслабухи как-то не сильно хочется спешить к новым приключениям.

Однако, «все хорошее когда-нибудь заканчивается», а все самое хорошее - всегда обязательно впереди. Мы вновь выходим на холодный ветер, во-первых, потому, что все съели, а во-вторых, - военное начальство пускает нас дальше по маршруту.
    Дорога в селении Саншили после столовой проходит прямо сквозь воинскую часть.Как на параде строем прокатившись по гладкому бетонному плацу с фонарями в19:30 мы благополучно выехали за ворота военной базы, где нас вновь поджидала ухабистая грунтовка и сумасшедший ветер в грудь.

29.


Мы осилили еще 5-6 км, после чего Директор Походов позволил, наконец, свернуть к реке и ставить лагерь на берегу и «немножко отдыхать».

30. Здесь мы будем "немножко отдыхать" до утра


Т - 65,9 км
t - 5:36
t общ. - 89:11
A - 11,8км\час
М - 31,3 км\час
D - 1212 км              Высота ночевки: 3635 м
Температура воздуха днем (в обед) +6С

Продолжение. Часть 20

Содержание Отчета

1.Втупление (Вместо предисловия)
2. Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?»
3. Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин
4. Пекин
5. ПоездПекин -Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай
6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли
7. Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка
8. Такла-Макан. 3-й день маршрута
9. Такла-Макан. 4-й день маршрута
10. Такла-Макан. 5-й день маршрута
11. Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута
12. Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута
13. Оазисы. 8-й день маршрута
14. Ечен. 9-й день маршрута
15. Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута
16. Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута
17. Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута
18. Хребет Кунь-Лунь. 13-й день маршрута
19. Хребет Кунь-Лунь. 13-й и 14-й дни маршрута

Путешествия, Такламакан-Тибет

Previous post Next post
Up