Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас
Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»
Продолжение.
Начало здесь Фильм об экспедиции Карта экспедиции 29 апреля. Двадцать пятый день путешествия. Кора вокруг Кайласа.
Конец апреля, а весна в Тибете только начинается. Если в оазисах пустыни Такла-Макан еще две недели назад вовсю цвели сады, то здесь, на высокогорье, вблизи Кайласа по ночам продолжаются заморозки.
Селение Дарчен находится на отметке 4600 м над уровнем моря, а наша ночевка была еще выше - на 4730 м.
В 8 часов, когда мы вылезли из палаток, температура воздуха держалась около нуля, небо было чистым и предвещало хороший день. Вода в речке, рядом с которой мы ночевали, бежала, но ее тихие участки за ночь сковало коркой свежего льда, а прошлогодняя сухая трава на берегу и на склонах долины светилась и поблескивала от инея.
1.
Времени в нашем графике теперь было предостаточно, поэтому мы не торопились снимать лагерь. А пока дежурные кипятили воду, я поднялся на береговую террасу, по которой протоптана широкая паломническая тропа.
Первое, что привлекло внимание - это тибетские зайцы, прыгающие среди травы, камней, и неотличимые от них по окраске. Всегда интересно наблюдать любую живность.
2.
Потом я пошел осматривать буддийскую ступу в виде сквозной беседки.
3.
Справа и слева от нее находятся два круглых постамента.
4.
Это - жертвенники, и на каждом из них кучей сложены большие и маленькие каменные плитки,
с начертанными молитвами «Ом Мани Падме Хум» . Эта основная тибетская мантра высечена и на отдельных больших валунах, торчащих из земли.
5.
Побродив примерно час по заиндевелому каменистому «лугу», я обнаружил другие любопытные вещи. Самое непонятное ¬- подобие свалки рогов и черепов яков, козлов и баранов в одном месте. На вываленный мусор это не похоже, потому что кучки рогов можно найти не только на земле, но и на плоских поверхностях больших камней. Для чего-то их туда специально положили.
6. Вдалеке, внизу у реки видны наши палатки
7.
С первыми солнечными лучами, упавшими в долину, на тропе появились и первые туристы. Двое молодых мужчин пришли на поляну со ступой.
8.
Оказалось, что приехали они в Тибет из Москвы, но являются подлинными буддистами и выполняют Большую кору с надлежащей тщательностью. Паломники перекинулись со мной парой фраз, спросили, не знаю ли я как пройти к «каменным зеркалам Кайласа». Я замешкался с ответом, тогда они сказали: «Ладно, мы сами разберемся…, где-то они здесь…». Затем паломники направились к ступе, обошли ее несколько раз по часовой стрелке. После чего сообщили, что сейчас они будут проходить сквозь ступу, и попросили в этот момент их не фотографировать. Я так понял, что этот проход является важной составляющей ритуала очищения кармы.
В 9:20 в стороне от «входной ступы», мимо нее, по дороге, без остановки и ритуалов вглубь ущелья проехал грузовой автомобиль - автолавка. Зрелище буднично прогремевшей автолавки с едой для туристов вслед за созерцанием таинством обряда, торжественно выполненного двумя одухотворёнными мужчинами, сразу вернуло меня к реальности. Реальность была дополнительно усилена призывами наших дежурных. Они уже приготовили основу для завтрака - чистый кипяток, - и созывали всех к своим мискам: «Жрать идите!!!»
Лагерь на берегу речки мы покинули между 10 и 11 часами утра. Перед этим сфотографировались на фоне Южного лица Кайласа.
9.
Затем дружно поднялись на террасу к ступе, погуляли вокруг, выполнили на всякий случай ритуал кругового обхода и сквозного прохождения.
10.
11. Круговой обход
12.
К этому времени тут появились другие паломники, не европейцы.
13. Тибетский паломник к Кайласу присел на камешек рядом с жертвенником
Затем мы пошагали дальше по тропе вверх по ущелью.
14.
Тропа следует по холмам, по берегу, иногда проходит у самой воды.
15.
16.
Минуем совсем маленькое безымянное(?) селение. А на противоположном крутом склоне стоит среди скал небольшой буддийский монастырь.
На этом интервале коры вершина Кайласа по большей части не видна, ¬- тропа идет вдоль подножия скалистого западного склона горы.
17.
Но вот, дорога выходит в расширяющуюся часть долины и вновь есть возможность увидеть теперь уже западную стену Кайласа, или, как говорят, его «Западное Лицо».
18. Западное Лицо Кайласа
Через три часа пути мы вышли к месту, где широкое ущелье заворачивает к востоку, и на этом повороте разбит палаточный лагерь.
19. Вдалеке показался палаточный лагерь
20. Очередная снежная туча выползает из соседнего ущелья…
Здесь туристы и паломники могут поесть и отдохнуть. Впрочем, расчёт, конечно только на туристов, потому что истинные паломники очень скромны и в своих запросах, и в своих финансовых возможностях. Особенно те, кто совершают кору практикой простираний. Единственной пищей для них служит цампа и па-ча. Цампа - это ячменная обжаренная мука, замешанная на воде до состояния густого теста. Па-ча - тибетский соленый чай с молоком или жиром. Возможно, у кого-то из них есть также сушеное мясо.
В общем-то, и в палаточной столовой еда не намного богаче. Можно найти тут еще разве что лепешки, рис, какой-нибудь китайский «Доширак» и такие же китайские печенюшки.
Возможность посидеть в тепле и чего-нибудь пожевать подвернулась очень своевременно. Мы уже подустали, время близилось к 14 часам, а погода после полудня переменилась: нахмурилась, облака выползли из-за гор, спустились к земле, из них посыпались смежные заряды.
В огромном брезентовом укрытии обстановка была по-тибетски аскетичной, но вполне комфортной по сравнению с тем, что творилось на дворе. В центре разместилась кухня с жестяной печью, остальное пространство занято длинными столами и лавками. И народу ютилось тут довольно много: несколько небольших групп туристов.
21.
Мы заказали па-ча и пару термосов кипятка, чтобы заварить свои «космические» порошки «Гала-Гала».
22.
23.
Примерно полчаса потратили мы на обед, и в 14: 30 уже вновь шагали по тропе, плавно уходящей вверх по левому борту долины вдоль реки.
Дорога продолжала оставаться твердой, сухой и ровной, и идти по ней было бы легко, если не давала бы знать о себе высота, продолжающаяся плавно, но постоянно возрастать.
24.
Пешеходов на маршруте в целом прибавилось. Среди них были и местные тибетцы, и китайцы, и заадные туристы. Было заметно, что все чувствуют себя по-разному. Для гостей же из Европы, прибывших совсем недавно и не акклиматизировавшихся, каждый шаг дается с трудом. Тяжелее всего высокому пожилому европейцу в австрийской вязаной шапке. Он идет налегке, с одной тростью, а все его вещи несут несколько потеров. Мы его заметили еще в столовой, он там ничего не ел, понятно, что человеку худо. Теперь идет медленно, по лицу видно, что чувствует себя он очень неважно, но терпит, не сдается.
25.
26.
А жители Тибета совсем не испытывают симптомов горной болезни: идут себе как на прогулке, хотя высота местности здесь уже где-то ближе к 5000м. Мало того, одна женщина шлепает в обуви на каблуке без пятки (туфли «сабо»), и еще при этом бегом обгоняет по обочине замешкавшихся на узкой тропе понурых туристов!
У нас в команде тоже не все ровно. Разболелся Андрюха Шаман. У него очень сильно воспалился, загноился глаз, поднялась температура…. Парни - Антон, Амид, Иваныч, Жека - разобрали из рюкзака Андрея все тяжелые вещи, но он все равно идет тяжело, только на силе духа. Периодически останавливаемся, и Игорь промывает какими-то лекарствами глаз Шамана.
27.
Как всегда, бодрее всех - Иваныч и Серега Якунин. Наш Директор Походов уже зазнакомился и разговорился с тибетцем - гидом москвичей, и теперь оба шагают рядышком по тропе и непринуждённо болтают на английском. Мне тоже интересна беседа, но я в основном могу лишь слушать. Как только скажешь два-три слова, - тут же начинается одышка. А Сереге - хоть бы что!
Чужой гид рассказывает интересные вещи, и вообще от него можно многое узнать, не то что от нашего Тотена, оставшегося отдыхать в Дарчене.
28.
29.
Впереди на противоположном берегу реки, на склоне стоит еще один монастырь, а внизу, у реки на той же стороне, за мостиком красуется довольно большое каменное здание - гестхаус. Оказывается, это двухэтажное пристанище для паломников построил на свои деньги какой-то индийский меценат-миллионер.
30. Вдалеке у реки виден монастырь на склоне
Постепенно мы все дальше продвигаемся по кольцевому треку, и приближаемся к тем местам, откуда можно осмотреть северную стену («Северное Лицо») Кайласа. Мы не собираемся ночевать в гостинице, и Серега выясняет у нашего тибетского попутчика, где лучше поставить палатки, чтобы оттуда было удобно подойти ближе к северной стене, считающейся самой красивой у Кайласа.
Паломническая тропа проходит по днищу долины, а мы забираемся вверх по левому ее борту, к устью бокового ущелья, в конце которого стоит полосатая черно-белая громадина. Кайлас с северной стороны имеет форму скорее не пирамиды, а «спортивной шапочки» с почти вертикальными стенами внизу и чуть более пологими склонами у макушки.
31. Сергей Якунин. А за ним - Кайлас
32. А это вид вниз, в долину, где стоит гостиница. Фигурки наших, - немного отстали
33. Вот они: гостиница и монастырь выше по склону. А под горой виднеется еще один приют
Мы забрались на склон до высоты 5130м, нашли ровное место у ручья, берущего начало из-под ледника у подножия самого Кайласа, и сняли рюкзаки. Будем ночевать здесь. На часах 16:30, и до заката есть достаточно времени, чтобы прогуляться наверх, к Северному Лицу.
Нет проблем шагать наверх по ледяной броне, сковавшей ручей, по каменистому склону, где между камней местами даже есть тропа…. Подъем не крутой. Но почему-то, все равно не идется. Ноги тяжелые, кислорода в воздухе не хватает. 50-100 шагов, - и нужно переводить дух.
34.
Ручей спадает вниз каскадами. Поднимаешься по скользкому слону уступа, и кажется, что наверху сразу уткнешься в Северное Лица Кайласа. Но оказывается, что это был лишь очередной перегиб долины, а до стены все так же далеко.
35.
36.
Так ступень за ступенью мы полтора часа идем вверх по ущелью, и Кайлас вблизи кажется еще более величественным и огромным.
37.
38.
Без сомнения, с точки зрения альпинизма гора является очень сложной для штурма. С наскока, быстрым набегом в альпийском стиле ее явно не возьмешь. Возможно, именно поэтому великий и легендарный Рейнхольд Месснер не воспользовался полученным от китайцев разрешением, и не предпринял попытку восхождения. А, может, просто он поближе познакомился с тибетцами, и понял, что после спуска с вершины религиозные фанатики возьмут и, не задумываясь, отрежут ему голову. Говорят, что тибетцы на самом деле - это очень жестокие люди.
Время 18 часов. Мы на высоте больше чем 5300м. Как-то уже не охота подниматься еще выше.
39.
А день заканчивается, и скорое наступление сумерек - это прекрасный повод, чтобы возвращаться назад. Нужно еще до темноты поставить палатки, а потом поснимать Кайлас в закатном свете.
На спуск потребовалось гораздо меньше времени - всего лишь 30 минут. И вскоре мы уже у того места, где оставили рюкзаки.
40.
Здесь, у подножия горы довольно тихо, хотя и прохладно, а там наверху свирепствует ветер, сметая снег с белой макушки в виде флагов. Снег не залеживается и на отвесных склонах Кайласа, периодически ссыпаясь с карнизов маленькими лавинами.
Солнце садится и уже откуда-то сбоку, из-за соседней горы подсвечивает западную «грань пирамиды» Кайласа.
41.
42. Соседние горы целиком озарены закатом
А облака над «спортивной шапочкой» тем временем окрашивается в оранжевые и багряные тона. И на их фоне черная каменная глыба Кайласа выглядит зловеще и торжественно. Прекрасный объект для сочинителей легенд, сказок и небылиц….
43.
44.
Продолжение.
Часть 30 Содержание Отчета
1.Втупление (Вместо предисловия) 2. Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?» 3. Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин 4. Пекин 5. ПоездПекин -Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай 6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли 7. Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка 8. Такла-Макан. 3-й день маршрута 9. Такла-Макан. 4-й день маршрута 10. Такла-Макан. 5-й день маршрута 11. Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута 12. Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута 13. Оазисы. 8-й день маршрута 14. Ечен. 9-й день маршрута 15. Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута 16. Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута 17. Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута 18. Хребет Кунь-Лунь. 13-й день маршрута 19. Хребет Кунь-Лунь. 14-й и 15-й дни маршрута 20. Хребет Кунь-Лунь, Аксайчин. 16-й день маршрута 21. Аксайчин - плато Чантанг (Тибет). 17-й и 18-й дни маршрута 22. Тибет. Плато Чантанг. 19-й и 20-й дни маршрута 23. Тибет. Плато Чантанг. Сумжи - Домар. 21-й день маршрута 24. Тибет. Домар - Али. 22-й день маршрута 25. Тибет. Али - Монастырь Гуру Ринпоче. 23-й день маршрута 26. Монастырь Гуру Ринпоче - гора Кайлас. 24-й день маршрута 27. Особая глава. Мистика Кайласа. 24-й день маршрута 28. Монтсер - Дарчен в редакции «Реальность Кайласа». 24-й день маршрута (вторая половина дня) 29. Кора вокруг горы Кайлас. 25-й день путешествия.