Как известно, буддизм в Тибет был принесен из Индии и одним из первых проводников нового учения был Гуру Ринпоче (Падмасамбхава).
Маршрут
велоэкспедиции команды “Gobike” в 2010 г. прошел через монастырь (точнее это целый храмовый комплекс под открытым небом на склоне горы), сооруженный на месте, где великий учитель провел в одиночестве многие годы, медитируя в пещере.
Храмовый комплекс Гуру Римпоче находится вблизи селения Монтсер, в нескольких десятках километров к западу от самого священного места в Тибете - горы Кайлас и является важнейшим местом паломничества буддистов. Дело в том, что в монастыре Гуру Ринпоче буддист может проверить, как изменилась его карма после совершения коры вокруг Кайласа.
1. Храмовый комплекс Гуру Ринпоче в Тибете
Паломники приносят и оставляют в храме Гуру Ринпоче камни с письменами. За многие столетия камней собралось тут десятки и сотни тысяч, и на каждом высечено по-тибетски: «Ом мани падме хум»
Ом ма́ни па́дме хум одна из самых известных мантр в буддизме, особенно характерная для тибетского буддизма.
Эта мантра наделена множеством значений. Все они сводятся к объяснению смысла совокупности сакральных звуков составляющих её слогов. Сама мантра редко интерпретируется в значении, обусловленном её буквальным переводом: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!».
В частности, Далай-лама XIV поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды. Второе слово (мани - «драгоценность») соотносится с бодхичитта - стремлением к Пробуждению, состраданием и любовью. Третье слово (падме - «цветок лотоса»), соотносится с мудростью. Четвёртое слово (хум) олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.
У данной мантры имеется собственное название, а именно «Шестислоговая», которое традиционно объясняется способностью шести слогов мантры спасать живых существ от рождения в шести юдолях сансары (адских миров, мира голодных духов, мира животных, мира людей, мира полу-богов, мира богов), при этом каждый слог символизирует определенный мир. Другим, гораздо более распространённым просторечным обозначением этой мантры является «мани», под каковым именем она широко известна и используется тибетскими и монгольскими буддистами.
(Источник информации- Википедия)
Великое множество камней поражает, но еще больше я был впечатлен, с каким искусством высечены надписи.
2. Жертвенники с камнями
Среди громадного обилия надписей можно определить несколько разных стилей резьбы. Есть крупные, «размашистые» петроглифы, а есть просто ювелирная работа, когда на плите строчка за строчкой каллиграфическим мелким почерком повторяющаяся мантра тянется непрерывно, заполняя всю поверхность камня.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Виден почерк разных художников и понятно что разные группы каменных мантр выполнены в разных мастерских. Процесс явно поставлен на поток. Но отдельные нестандартные экземпляры, вероятно, сделаны по особому заказу. Среди «простых текстов» попадаются раскрашенные петроглифы, или мантры в виде цветка лотоса, где каждый из шести звуков мантры высечен на своем лепестке.
9.
10.
11.
Я пытался узнать, где можно приобрести изящную плитку с мелкой тибетской вязью. В результате поисков удалось побывать в двух мастерских, занимающихся тиражированием каменных мантр. Одну мастерскую мы нашли в поселке Дарчен у подножия Кайласа. Другую - в Лхасе. Но, в обеих из них камнерезы владели лишь грубой техникой. Очень грубой.
Пришлось покупать то, что есть. Небольшая каменная табличка стоит недорого: 30-40 юаней (то есть, примерно 150-250 рублей). Но в сувенирной лавке в Лхасе за то же самое просят уже в десять раз больше.
В следующей главе отчета об экспедиции
«Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас» я более подробно расскажу о храме- монастыре Гуру Ринпоче.