Такла-Макан - Тибет плюс Кайлас
Экспедиционный отчет о путешествии 2010г
через пустыню Такла-Макан, хребет Кунь-Лунь и Тибетское нагорье к горе Кайлас
в дневниковых записях, фотографиях и «картинах маслом»
Продолжение.
Начало здесь Фильм об экспедиции Карта экспедиции В этой части отчета - мы пересечем границу Кунь-Луня и Тибета
21 апреля. Семнадцатый день маршрута
Сегодня мы выехали чуть раньше обычного, в 8:10. Утро было мрачным и холодным, я надел на себя сразу два полара. Но, после первого же пятикилометрового прогона пришлось раздеваться. Так всегда: пока стоишь, сквозняк, гуляющий по долине, махом выдувает все тепло, а начинаешь крутить педали, - тут же становится жарко. Потому перекуры у нас короткие.
Ухабистая, гребенчатая дорога ползет вверх по долине без особых перепадов высоты.
1.
За два часа мы накручиваем 15 км, доезжаем до моста и пересекаем реку. Если судить по карте, то где-то здесь и проходит географическая граница территории Аксай-Чин, раньше принадлежавшей Индии.
2.
3.
Аксай-Чин - это название хребта в составе Кунь-Луня, а также и района в целом. Тут же находится высочайшая вершина Кунь-Луня с тем же именем - Аксай-Чин (7167м).
Горы, которыми мы любовались вчера, постепенно отдаляются. Над ними висят свинцовые тучи, но периодически вершины очень эффектно высвечиваются солнцем. Снежные заряды периодически настигают нас, и прямо на глазах серо-коричневая земля покрывается белой порошей.
4.
5.
6.
Дальше трасса заходит в ущелье, и местами идет по полкам, вырубленным в прижимах над рекой.
7.
8.
Ровно в полдень «включается» сильный попутный ветер, но не успеваем мы проехать и 10 км, как природная стихия, будто поняв свою оплошность, разворачивает воздушные потоки на 180 градусов.
Вместе с тем у нас появляется еще проблема: Тёма начинает все сильнее отставать. У него опухает и все сильнее болит колено (обострилась старая травма) и вот, наступает момент, когда он совсем уже не может ехать. Мы останавливаемся, дожидаемся пока нас догонит джип и объясняем нашему шоферу, что Тёму надо посадить в машину.
-No,no,no, - возражает Чен. - В салоне совсем нет места, машина перегружена.
Тогда Игорь, который сейчас едет с Ченом, говорит:
- Давайте, я сяду на Тёмин велосипед, а Тёма пусть едет в джипе.
- No, No, No!!! - Еще сильнее пугается водитель. Он изображает вид умирающего велосипедиста, а руками показывает медленное-медленное вращение педалей, мотает головой и настойчиво повторяет:
- No, no, no! No, no, no!!! (Что угодно, только не это!). - Он боится, что скорость нашего движения тут же упадет
Чен очень устал, он страдает от горной болезни, мечтает вернуться домой. Он хочет поскорее сопроводить нас до намеченного пункта и передать в руки тибетского туроператора.
Но, других вариантов для решения проблемы нет, и «в команде происходит замена», «запасной игрок выходит на поле».
Отправляем джип вперед, и наказываем Тёме через 10 км остановиться, и кипятить воду.
А встречный ветер между тем, как назло, свирепеет.
К назначенному месту приезжаем в 13: 30. Велокомпьютер показывает, что мы отмотали уже 40 км. Высота местности 4191 м. Отдыхаем до 14:45, а Серега Якунин по спутниковому телефону звонит нашим китайцам и начинает переговоры о корректировке места встречи. Вообще-то по изначальному плану к 25-му числу Чен должен сопроводить нас до города Али, где нас будет встречать уже другой гид - из Лхасы - с автобусом. Но сейчас мы отстаем от графика уже на 200 км, а чтобы проехать такое расстояние с нашими темпами, потребуется еще четверо суток. У нас нет этого времени, да и денег нет, чтобы платить турфирме за дополнительные четыре дня сопровождения. Поэтому Серега просит туроператора, чтобы гид на автобусе «принял эстафету» на пару сотен километров западнее намеченного. Конечно, это тоже будет нам не бесплатно, но зато мы сразу наверстаем отставание.
9.
Не успев отъехать, Женя обнаруживает на своем байке спущенное колесо. На следующих десяти километрах он меняет камеру еще дважды. Последний раз - перед въездом простенькое придорожное селения со сложным названием Дахунглутонг.
10.
В поселке расположена очередная база дорожников, есть продуктовая лавка и столовая. Хозяева харчевни - китайская семья - предоставляют возможность позвонить по своему сотовому телефону. Это стоит 25 юаней. Местная связь какая-то очень хитрая, узко локальная. Наши телефоны почему-то совсем не ловят сеть.
В столовой тепло, посреди комнаты стоит красивая чугунная печь. На ней соблазнительно шкворчит масло и жарятся лепешки.
11. Серега звонит тибетскому туроператору. Рома ждет лепешек.
На стене висит зеркало. Это тоже соблазн - увидеть свое отражение. Я с опаской заглядываю в него - не пропал бы аппетит и настроение. Но, вроде, ничего, терпимо. Есть не расхотелось.
12.
Чен, соскучившийся по общению на родном языке, с удовольствием общается с хозяевами. Он рассказывает им о нашем путешествии, и о том, какие мы герои.
Пока все наслаждаются сверхплановым отдыхом, Сергей ведет напряженные челночные переговоры через мистера Вильяма с партнерской турфирмой из Лхасы. Вместо встречи в Али Якунин просит их проехать еще 200 км на юг и забрать нас в селении Сумжи. Фирма соглашается и объявляет дополнительную плату: примерно по 200 юаней (меньше 1000 руб.) с человека. Мы, конечно же, согласны, и в 16:50 довольные выдвигаемся дальше.
Но, не успли мы отъехать от Дахунглутонга и трех километров, как нас догнал Чен, забрал Сергея и увез его назад в деревню. Я почти уверен, что причина тут одна: «Тибетцы поняли, что продешевили». И точно: через час от вернувшегося капитана узнаем, что 1000 руб. - это неверный тариф. А «правильная цена» -1800 рублей с каждого. Вот это - очень по-китайски!
В ожидании Сереги с «новым прайсом» мы совсем потерли из виду Иваныча с Игорем, которые, не останавливаясь, укатили потихоньку куда-то далеко вперед. Целых два часа против ветра мы пытались настигнуть отщепенцев, обозлились на них, а когда, наконец, с очередного холма беглецы они стали видны, Якунин скомандовал сворачивать к реке и табориться. «Нужно слегка проучить безумцев».
13.
14.
Время было 19:45. Вадиму с Игорем пришлось вернуться пару километров назад, после чего Иваныч получил втык от Директора:
- Ты-то, Иваныч, самый опытный, должен уж знать, что нельзя так делать…. Мало ли что сзади могло с кем-то приключиться!
- Да, а чё? Мы едем и едем, я и не думал….
- А, вот, надо было думать!
15.
В общем, немного поворчали, но даже и не поссорились. Вадька вообще человек не обидчивый, да и Серега совсем не злопамятный.
А вечер случился довольно симпатичный. Но ветреный….
16.
Т - 68,64 км
t - 6:46
t общ. - 103:00
A - 10,1 км\час
М - 29,5 км\час
D - 1359 км Высота ночевки: 4517 м (По альтиметру часов «Suunto» -4455м)
Температура воздуха утром - в районе нуля градусов(от -2-до +2С)
Часть шестая
СОБСТВЕННО ТИБЕТ
Четвертый этап экспедиции
22 апреля. Восемнадцатый день маршрута
Последний перевал перед Тибетом.
В эту ночь местный бог погоды совсем спать не ложился. Ветер бушевал всю ночь, не стих он и с рассветом. Выехав на трассу в 8:30 мы тут же попали под его ураганный напор. Энергия встречного ветра была такова, что порой мы были вынуждены просто останавливаться. Это отбирало массу сил и очень замедляло наше продвижение вперед.
17.
Дорога плавно поднималась в гору, к перевалу, при этом пологие подъемы и спуски чередовались, однако педали приходилось крутить постоянно. Из-за ветра и какого-то оптического обмана порой было не понять: вверх или вниз по склону ты едешь.
18.
19.
В полдень мы перекусили сникерсами, а в 13:20 стали на обед на высоте уже 4976 м, проехав за четыре часа лишь 25 км.
20.
В 14:20 мы продолжили взбираться вверх. Чуть дольше часа мы преодолевали следующие 5 км и, наконец, выехали на перевал Китайдабан (5190 м).
21. Перевал Китайдабан
22. На перевале
Это была наибольшая высота с начала нашего путешествия и кульминационный момент экспедиции. За перевалом простирается плато Чантанг Тибетского нагорья.
23. Плато Чантанг. Вид с перевала Китайдабан
Часть дела сделана! Мы практически в Тибете. Долго радуемся, осматриваем местность, достаем видеокамеры и фотоаппараты.
24. Это флаг нашей команды
На перевале свистит ветер, по склонам, совсем рядом с нами танцуют смерчи. Смерч, между прочим, настоящий. На наших глазах он зарождается из небольшого пылевого вихря и потом сворачивается в изогнутую трубу, уносящуюся высоко в небо.
25.
26.
Впереди перед нами длинный спуск и внизу - холмистая равнина с цепочками гор. Вдалеке видны замерзшие озера (разливы воды).
Картина маслом «Китайская паника»: Пока мы радуемся, прыгаем, обнимаемся и фотографируемся, мимо нас через перевал без остановки проезжает джип с нашим Артемом. Чен мучается головной болью, страдает от горной болезни и поэтому катит вниз напролом. Возмущенный Тёма в джипе орет: «Стой, гад! Остановись, несчастный хунвейбин!». Чен показывает на свою голову, крутит ею и не слушается. Тёме удается заставить шофера нажать на тормоз лишь в километре ниже перевала. Теперь Артем сильно хромая, спешит подняться наверх, чтобы попасть в исторический групповой снимок.
На самом перевале, похоже, велись боевые действия. Каменный грунт изрыт траншеями - окопами вдоль линии водораздела. Для чего-то сооружена каменная площадка, на ней-то мы и прыгали от радости чуть ни час. В 16:20 поехали вниз
Спуск с перевала начинается серпантином, а потом распрямляется. Мы несемся вниз по песчаной дороге, и я чувствую, что каждый из нас радуется: уже не должно быть таких больших перевалов с превышением в 1-1.5 км.
27.
Тибетское плато приподнято высоко над уровнем моря, здесь тысячи, сотни тысяч гор, но дорога идет по межгорным долинам без таких резких, как в Кунь-Луне перепадов высоты.
Но, первые километры непосредственно по Тибету повергли меня в шок. Уж сколько раз с начала путешествия меня посещала мысль: «Ну, такой ужасной гребенки еще не было…», Всякий раз кажется, что «тогда было не так плохо, как теперь». Но какая началась гребенка после спуска с Китайдабана! Такой гребенки точно еще не было! Проехав пару километров по горизонтальной дороге, без всяких подъемов, я был готов дальше идти пешком. Я, конечно, этого не сделал, ведь «лучше плохо ехать, чем хорошо идти», но еще через километр дорога вышла на насыпь через широко разлившуюся реку (как озеро), и вот на этой насыпи я сдался:
- Парни, давайте остановимся на пять минут, - взмолился я. - Руки уже руля не держат.
Я бросил велосипед и пошел фотографировать замерзший водоем с горами на дальнем плане.
28.
Дальше, за озером дорога стала немного ровнее, то есть «чудовищная» гребенка сменилась на «просто ужасную». И сколько мы дальше не ехали, трасса повсюду оставалась «стиральной доской».
29.
30.
31.
До 18:45 мы сражались с двумя враждебными стихиями - «гофрированной» землей, вытряхивающей душу и «сжатым в струю» воздухом, выдувающим мозг. Это реальные ощущения: от непрерывного ветра буквально дуреешь.
32.
Никто не сдался, но мы решили, что пора бы уже и отдыхать, и встали лагерем практически на обочине дороги. Трасса пустынная, машин можно сказать, что нет, они единичны, опасаться нечего. В поисках укрытия мы поставили палатки на дне небольшого оврага, похожего на воронку. Но эта выемка все равно плохо спасала от ураганных порывов, валивших палатки.
33.
Тучи над нами висят, похожие на спутанные клочья темно-серой ваты. А на перевале Китайдабан, и вообще в той стороне, откуда мы спустились, небо, тем временем, стало совсем черным, даже жутко представить, что там теперь творилось. Там наверху ни одна палатка бы сейчас не устояла. Мы находились, к счастью, почти на 400 м ниже.
Поужинали, разложили топокарты…. Спать еще рано, а есть никогда не поздно и все время хочется.
- Эй, завхоз, жрать охота! - кричит из палатки Шаман сквозь вой ветра в соседнюю палатку Амиду. - Дай чего-нибудь поесть пацанам!
- Не заслужили! - Молниеносно отказывает Амид.
- Тебя плохо слышно, - ветер! - Хитрит Шаман в расчете, что Амид сжалится над голодающими соседями.
- Зато я хорошо слышу!
… В экспедиции принято недоедать и худеть. Не бывает толстых тибетцев …
Т - 50,17 км
t - 6:16
t общ. - 109:15
A - 7,99 км\час
М - 32,4 км\час
D - 1400 км Высота ночевки: 4815 м
Температура воздуха днем +7С
Продолжение, ч.22. Содержание Отчета
1.Втупление (Вместо предисловия) 2. Глава 1. Замут, или «А почему именно в Тибет?» 3. Глава 2. Заезд. Поезд Чита-Пекин 4. Пекин 5. ПоездПекин -Урумчи. Автобус Урумчи - Лунтай 6. Глава 3. Такла-Макан. 1-й день маршрута. Царство пыли 7. Такла-Макан. 2-й день маршрута. Царство песка 8. Такла-Макан. 3-й день маршрута 9. Такла-Макан. 4-й день маршрута 10. Такла-Макан. 5-й день маршрута 11. Окончание этапа «Такла-Макана». Глава 4. Древние оазисы Ния - Хотан. 6-й день маршрута 12. Оазисы. Город Хотан и другие оазисы. 7-й день маршрута 13. Оазисы. 8-й день маршрута 14. Ечен. 9-й день маршрута 15. Глава 5. Хребет Кунь-Лунь. 10-й день маршрута 16. Хребет Кунь-Лунь. 11-й день маршрута 17. Хребет Кунь-Лунь. 12-й день маршрута 18. Хребет Кунь-Лунь. 13-й день маршрута 19. Хребет Кунь-Лунь. 14-й и 15-й дни маршрута 20. Хребет Кунь-Лунь, Аксайчин. 16-й день маршрута 21. Аксайчин - плато Чантанг (Тибет). 17-й и 18-й дни маршрута