Религия в Азербайджане

Aug 06, 2020 09:23

Сегодня напишу о той части религиозной жизни Азербайджана, которые не затронул в серии об этно-языковых группах, и этим завершу заметки.
Азербайджан гордится, что он самая светская из всех мусульманских стран мира, и в целом это похоже так и есть (хотя страны Средней Азии могут за это звание конкурировать). Традиционно считается, что в Азербайджане 2/3 - шииты и 1/3 - сунниты (встречал утверждение о разделении 60/40); шиитов больше в центре и на юге страны, сунниты доминируют на севере, но при этом очень четкого разделения нет; также нет и реальных данных о вероисповедании, такой вопрос при переписи населения не задавали с царских времен. Также среди "традиционных" шиитов больший процент реально не практикующих.



Шииты совершают три намаза в день, читая в первый раз один одну молитву, а днем и вечером объединяют по два намаза в один.Также узнал, как легко визуально отличить шиитскую мечеть от суннитской - у шиитов перед входом стоит ящик, в котором лежат "мохуры" - такие камни или бруски глины или спрессованной земли (обычно круглые, изредка встречал квадратные или шестиугольные - не знаю, прячется ли за этой разницей какая-то идеологическая часть), которые они используют во время намаза - во время наклона лбом касаются мохура, а не пола.
При этом очень значительная часть азербайджанцев скорее "пофигиты" - т.е. они считают себя мусульманами, но реально ислам не практикуют, и когда спрашиваешь такого, шиит он или суннит, то скорее всего в ответ услышишь что-то вроде "я не очень разбираюсь".
По официальным данным на  сегодня  в  Азербайджане  имеется  2250  мечетей,  из  них  136 располагаются в Баку, но лишь около 800 (более 35%) из них используются верующими, еще примерно 50 мечетей открывают временно, по конкретным поводам. Соотношения шиитских/суннитских я вообще нигде не нашел. При этом в Баку, на вскидку, я знаю порядка 20 действующих мечей, но возможно их больше в жилых районах, в большинстве которых я просто не бывал.


Процент реально исповедующих ислам в столице относительно небольшой - на глаз можно сказать, что в Баку с покрытой головой ходят менее 5% женщин, в провинции процент выше, но нигде, судя по всему, не превышает 15-20%. При этом есть определенная тенденция к тому, что следование всем правилам ислама чуть популярнее у молодых, в некоторых светских семьях даже становится семейной трагедией, когда дочь начинает носить хиджаб. Также все популярнее становится и соблюдение рамадана, чтение Корана (на азербайджанском его название звучит как "Гуран"). При этом молодое поколение, как и во многих других местах, легче поддается влиянию радикального, "чистого" ислама (ваххабитам/салафитам - мне показывали одну их мечетей, которая считается салафитской, также вроде по одежде салафитов как-то отличают). В начале XXI века "салафитов" в Азербайджане было до 60 тысяч человек, тогда же они раскололись на умеренных (до 40-50 тысяч) и радикальных (до 10 тысяч), но власти стали преследовать всех подряд, и "умеренные" тоже ушли в подполье (как оно сочетается с тем, что в народе знают, какие мечети салафитские - не очень понимаю).


Так порядка тысячи радикальных салафитов из Азербайджана подались воевать за ИГИЛ, там сформировали даже свой отряд (джамаат); более 300 из них было убито, еще более 3 сотен были лишены Азербайджанского гражданства, более сотни оказались в тюрьме после возвращения. Одну из таких историй - гражданки Азербайджана (этнической лезгинки), которая так уехала с мужем в Сирию, муж был убит, а она до сих пор с детьми отирается в лагерях беженцев в Турции, знаю от ее родственницы.

Существует достаточно большой страх исламизма и власти, при этом часто всяких митингующих и бунтовщиков записывают в мусульманские радикалы - таким европейские и прочие правозащитники как-то чуть меньше сочувствуют (тут вообще очень сложный вопрос, исламистскими радикалами называли и участников митингов в Гяндже в 2018-ом году, и митингующих 14 июля этого года, которые ворвались ночью в здание парламента, и далеко не факт, что они были исламисты, по крайней мере обе акции по своей сути совсем не исламистские - однако при этом есть вероятность, что радикальные исламисты причастны к этим акциям, просто активно участвуют в "движухах").
Все действующие мечети страны (как шиитские, так и суннитские) находятся в юрисдикции "Управления мусульман Кавказа" (до 1992 г. - Духовное управление мусульман Закавказья), которым аж с 1980 года руководит шиит ( талыш по национальности) шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде (считается одним из крупных олигархов, причем одним из немногих, не связанных с Семьей, а являющимся как бы немного независимым источником силы), а его заместителем (с 1989 года) является суннит муфтий Салман Мусаев. Деятельность за пределами юрисдикции Управления незаконна. Управление абсолютно про-властно и пользуется всесторонней поддержкой государства. Также сейчас стараются давать образование будущим имамам и прочим работникам мечети в Бакинском Исламском Университете, чтобы как можно меньше было влияния извне (на шиитов из Ирана, на суннитов из Турции, Саудовской Аравии, Катара и т.п.)Также при помощи каких-то хитрых подсчетов, Управлению удалось сдвинуть исламский календарь на один день, так в Азербайджане в этом году 1 махаррама - 21 августа, в остальном мире - 20 августа. Соответственно на это очень хорошо ловятся все те, кто непослушен Управлению и начинает отмечать праздники на день раньше, и, соответственно, неблагонадежен (сюда попадают как различные салафиты, так и просто больше слушающие каких-то иностранных проповедников).



(мавзолей дервиша шейха Дири Баба, XV век)

Некогда в Азербайджане был достаточно силен суфизм (собственно азербайджанская династия Сефевидов, ставшая правителями Персии, также выросла из шиитского ордена-тариката сефевийе, который военизировался и захватил власть). Вообще суфизм, в котором сочетается поэзия, танцы и культура, экзальтация и мистика, воинственность и политика - очень интересная вещь. Но при царе, а затем и в советское время суфийская традиция была фактически уничтожена, да и в современном Азербайджане ему возродиться, судя по всему, тоже не дают. Почитание гробниц и ханег (суфийских храмов, все уже очень давно не действующие) в Азербайджане скорее стихийное и спорадическое, не институционализированное. Среди мест с суфийской историей, которые имеются в Азербайджане и почитаются верующими, можно упомянуть гробницы шейха Захид Гилани (основателя ордена Захидийя, находится в Ленкоранском районе в селе Шыхакеран) шейха Мовлана Юсиф Баба (предтечи суфистского ордена Халватийа , в селе Шихлар, хачмазского района), шейха Баби Якуба (из ордена Халватийа), дервиша шейха Дири Баба (в селе Маразы/Гобустан, гобустанского района), ханега Пир-Мардакян (в  селе Гейляр Шемахинского района), ханега на реке Пирсагат с гробницей шейха Пир-Гусейна (в селе Губалы Балоглан, гаджигабульского района). Единственным заметным остатком суфизма в стране  являются суфии-ашики (народные музыканты), у которых есть группы этнической музыки, и которых иногда приглашают играть на свадьбах (когда они играют, то так и говорят, мол была"суфийская свадьба"), в какой-то другой деятельности не замечены.
Только в специализированной литературе нашел упоминания о том, что в стране действуют сторонники суфийских тарикатов (орденов) накшбандийа (самый активный из них), кадирийа, сулейманийа и мавлавийа, но число приверженцев каждого не превышает пары сотен, они не активны в публичном пространстве и по сути них практически никто не знает.



(гробница дервиша Баба Сейид-ага в селе Махмудавар, масаллинский район)

Чуть активнее движение "нурчу", оно же «Хизмет  хярякати» («Движение  служения») или «Гюлен джамааты», или проще говоря - гюленисты. На пике развития гюленистов было более 10 тысяч человек, но с 2014 года власти Азербайджана начали ограничивать их деятельность, а затем и преследовать (за два года до аналогичных событий в Турции), и часть гюленистов покинула страну, часть ушла в подполье.

По слухам вице-президент/первая леди Азербайджана и ее дочки благоволят восточной мистике, практикуют йогу, и вообще различный экзотический эзотеризм им не чужд.
В ноябре 2018-ого года в Баку приезжал и выступал в Центре Гейдара Алиева индийский йогин и мистик Садхгуру(Джагги Васудев). Сам факт выступления в Центре, который является одним из важнейших выразителей официоза высочайшего уровня, сам по себе показателен. Лекцию посетила дочка президентской четы Лейла (самая активная и, вероятно, влиятельная из детей), она же была инициатором перевода и написала предисловие к книге мастера йоги Свами Шивананды «Йога и сила мысли», которую в 2019-ом издали на азербайджанском. В Баку действует с десяток разных йога-центров, которые, безусловно, имеют очень заметный религиозный оттенок. Также действует крупная Индийская Клиника, которая кроме обычных медицинских процедур предоставляют и нетрадиционные "медицинские" услуги. Такие духовные практики не встречают противодействия со стороны властей, и даже скорее имеют их благословение.
Кришнаиты появились еще 1992-ом, но общину их зарегистрировали только в 2009, и официально их только около 50 человек (половина - этнические азербайджанцы).
Прочая эзотерика и астрология тоже присутствует - на улицах или в газетах не встретишь массовой рекламы, но какие-то астрологические магазинчики встречаются, одна знакомая является адептом "женщины-рентгена", которая безошибочно ставит все диагнозы, еще знаю о женщине-консультанте, которая вроде как "психолог", но с каким-то генетически-родовотравмическим шизоуклоном. То есть такая индивидуальная эзотерическая религиозность не лезет изо всех щелей, но к ней относятся достаточно толерантно и не щемят.
Одним из исконно азербайджанским "эзотерических" знахарских обрядов является "чылдаг" - "снятие страха огнем" представляет собой прижигание кожи в нескольких местах, фактически это такой местный вариант "борьбы со сглазом", чаще всего обряду подвергаются дети, но бывает, что проводят его и взрослые.Самое известное святилище "чылдаг" (даже с вывеской на стене) находятся не далеко от Баку, в поселке Маштага. Некоторые исследователи считают обряд пережитком зороастризма (учитывая, что он наиболее популярен в татском Абшеронском полуострове, где зороастризм был наиболее силен, в этом есть определенная логика).
Еще один популярный обряд - "изгнание духов", когда "исцеляемого" лупят палками из гранатового дерева. Так в 2018-ом году одного 25-летнего парня забили до смерти. Эти традиционные практики уже не слишком благосклонно воспринимаются властями, но борьбу с ними спускают на тормозах.

Бахаи появились в Азербайджане вскоре после своего возникновения (что не удивительно, учитывая близость с Ираном), и до революции их число выросло до 2 тысяч человек, и сильно упало в советский период. Сейчас имеют 9 общин (при этом только две из них зарегистрированы) и еще столько мелких групп, до общин не достягивающих, а общее их число вернулось к дореволюционному - порядка двух тысяч человек (более 80% - новообращенные), практически исключительно азербайджанцы (с небольшим числом татов и талышей).

Протестанты. Кроме упомянутой ранее Baku International Fellowship, хватает в Азербайджане и прочих протестантов. Баптизм начал распространятся в среде русских молокан, и русские доминировали в баптистских церквях до 90-ых годов. Как и во всем СССР они разделились на зарегистрированных и нет ("инициативников"). И если более консервативные, закрытые инициативники так и остались преимущественно русскими (имеется достаточно крупных общины - в Баку, Сумгаите и Ивановке, в которых большая часть верующих пожилые), то в среде официального союза произошли заметные перемены. В 90-ые годы азербайджанская молодежь выделилась и создала собственные церковные общины (при этом оставаясь в одной организации). В богослужебной практике они начали применять национальные азербайджанские инструменты. И если число прихожан русских церквей постепенно снижается, и в них доминируют пожилые люди, то в азербайджаноязычных идет рост и большинство членов церкви - молодые. В Азербайджане существует 25 общин зарегистрированного Союза ЕХБ, объединяющих более 3 тысяч активных верующих.

Адвентизм сперва начал распространятся в среде немецких поселенцев,и только потом начал охватывать русских молокан. Еще в 80-ые русские составляли подавляющее большинство верующих, значительная смена в этническом составе началась в 90-ых. Сейчас азербайджанцы составляют уже 60% процентов верующих (которых около 600 человек).

Пятидесятники появились в начале 1930-ых и преимущественно рекрутировали верующих из баптистской среды, но вскоре попали под волну репрессий, и в итоге весь советский период действовали нелегально, выйдя из подполья только в 90-ых. Крупнейшая организация - Церковь христиан веры евангельской Азербайджана - 11 общин и 850 верующих.

Харизматы начали появляться в Азербайджане с 1993-го года.
Церковь "Слово жизни" (он же "Собор хвалы") выросла до 1200 человек.
Церковь "Великая благодать" (в 2010 снята с регистрации), насчитывает более 400 человек. Церковь "Новая жизнь" - до 120 человек. "Виноградник" более 200 человек. Церковь "Алов" (Пламя) - группа церквей, которые основал ветеран карабахской войны и патриотизм у них занимает важное место в учении, только прошедшие военную службу могут занимать какие-то должности в церкви. Есть несколько мелких, встречающихся по домам и законспирированных церквей.

Свидетели Иеговы - на 2015-ый год их было примерно 2700 человек, в том году 105 человек было крещено.

Фактически протестантам крайне сложно заниматься распространением своего учения, за это их штрафуют, вызывают в полицию на допросы, активистов задерживают, пасторов арестовывают и помещают под домашний арест; некоторые общины то и дело не могут найти помещения для богослужений, а за богослужения на дому им выписывают штрафы. Ряд церквей не прошли перерегистрации и их деятельность тем более затруднена. С другой стороны, некоторые церкви с заметным вкраплением патриотизма действуют без особых проблем. Однако не смотря на определенные трудности их число постепенно растет, причем уже 10 лет назад их было около 20 тысяч человек, вероятно сейчас уже каких 25 тысяч есть. Они составляют собственную специфическую субкультуру, которая скрыта от общества, практически не видна на публике. Интересно, что у всех нескольких человек, кого я спрашивал, есть какие-то знакомые или даже дальние родственники, обратившиеся в протестантизм. Почти у всех протестантских церквей типологически общая история - когда-то в них доминировали русские, затем начался приток азербайджанцев, которые начали создавать собственные церкви, в русскоязычных церквях начало расти число людей из смешанных семей и русскоязычных азербайджанцев. Также у них очень распространены браки внутри общины.



Так, я летом прошлого года сходил посмотреть на богослужение "Новая жизнь", которое проходит в здании лютеранской кирхи (принадлежит филармонии, т.е. это одна из церквей, находящихся в фаворе), и там было всего четыре человека (из примерно 80) со славянскими чертами лица. Богослужение было двуязычным, Интересно, что когда на русском говорили просто Иисус, то на азербайджанском в этом же месте говорили Иса, а если "Иисус Христос" - то Меси (мессия), "Бог" только пару раз на азербайджанском назывался "Аллахом", почти всегда - "Тен".

секта, мысли, религия, Азербайджан

Previous post Next post
Up