Церковь Швеции

Jul 23, 2020 09:03

Блог постепенно съезжает с традиционной тематики на что-то совсем иное (написать что-ли в противовес хотя бы суперкраткие отклки на 4 просмотренных в этом месяце хоррор-фильма).

Телеграмм-канал "Религия сегодня" (имхо просто отличный, редчайший случай аналитики) своим постом всколыхнул мои воспоминания. Пост вот такой (имоджи при копировании стерлись):


Вот такая реклама запущена в Facebook официальной русскоязычной страницей Швеции.
Напомним, что Церковь Швеции - крупнейшая лютеранская конфессия в стране. Ее членами являются 59,3% шведов (ок. 6 млн. человек), однако еженедельно богослужения посещают около 2% прихожан (примерно, как в православные в России).
Главой Церкви Швеции является архиепископ Уппсалы. С 2014 года эту должность занимает 65-летняя Антье Якелен, поэтому в настоящее время главой Церкви Швеции является архиепископесса.
К рекламе в Facebook есть лишь один вопрос - по каким параметрам они делали тaргетинг."

Только данные (о 59,3% шведов-лютеран) в посте немного устаревшие, за 2017 год.

Вот что я писал в другом месте пять лет назад (причем ровно 5 лет - 23 июля 2015 года):
"
Продолжаю интересоваться грустной статистикой, и на этот раз почему-то обратил внимание на Церковь Швеции. Пример интересен тем, что в стране идет два процесса - уменьшение процентов шведов вообще (на данный момент 20% населения страны это мигранты и их потомки), и массовый отход от лютеранских традиций среди самих шведов. В 1972 году более 95% (7,75 миллионов человек) населения Швеции были номинальными прихожанами Церкви Швеции, и можно однозначно утверждать, что лютеранство безраздельно главенствовало в духовной жизни страны. Миграция в Швецию началась в 60-ых годах, и ее темпы с тех пор не уменьшаются. Либерализация же церковной жизни качалась еще в 50-ых; в 1957 году было решено рукополагать в священный сан женщин (первые рукопложения, после периода обучения, были в 1960-м); с 1982 года отменено разрешение священникам отказываться от сослужения с пасторами-женщинами; в 1997 рукоположена первая епископ-женщина. В 2000 году Церковь была отделена от государства (от школы она была отделена еще в 1958), а в 2006 году законодательно обязана благословлять однополые браки. При этом в Церкви Швеции есть такая демократическая вещь, как всеобщие выборы, когда любой прихожанин может зарегистрироваться и проголосовать на выборах в Генеральный Синод. Как бы получается, что это собственно церковный народ благословляет все изменения, что церковь идет вслед за всеми общественными веяниями. Но при этом она умудряется с удивительной скоростью терять своих приверженцев.

В год отделения Церкви от государства (2000) уже только 83% населения были членами церкви, однако их абсолютное число (7,36 миллионов человек) не столь разительно отличается от того, что было 30 лет назад - число лютеран сократилось всего на 400 тысяч человек. Однако после отделения от государства пошел лавинообразный процесс - за первые четыре года раздельного существования число верующих лютеранской церкви упало на 200 тысяч человек, и падение продолжилось (примерно по 1 проценту в год). В 2010 году членов Церкви Швеции было уже лишь 6,6 миллионов человек (ровно 70% населения), а в 2014 - 6,29 миллионов (64,6%). Т.е. за 15 лет самостоятельности церковь потеряла более миллиона прихожан! Такими темпами в 2025 году членов ЦШ останется менее половины населения страны (а темпы, думаю, только будут нарастать).

Причем процесс идет аж в трех направлениях:
1) Естественная убыль за счет смерти людей старшего возраста, которые были больше вовлечены в церковную жизнь.
2) Чудовищное уменьшение детского вовлечения в деятельность церкви. Больше половины населения своих детей даже не крестит. В 2014 году в Церкви Швеции было крещено около 53 тысяч детей, что составляет 46,3% от всех рожденных детей. Процент в семьях, где хотя бы один из родителей является членом церкви все же больше, но и он не очень утешителен - всего 67,9%. При этом всего 8 тысяч человек старше 12 лет активно вовлеклись в жизнь церкви (чаще всего под этой формулировкой имеется ввиду конфирмация).
3) Взрослые члены церкви ее сознательно покидают (частично, безусловно, из-за церковного налога - не видят смысла платить за то, чем вообще не пользуются).

Но еще большую опасность представляет их апатия. В 2010 году только 18% населения Швеции ответила, что верят в Бога (как-то подозрительно близко к числу мигрантов, хотя это явно совпадение). Реальная вовлеченность шведов в церковную жизнь мала, только 2% верующих регулярно хотят в кирху, средняя посещаемость - 4% верующих, т.е. примерно половина присутствующих на богослужении это «захожане». Получается, что только 125 тысяч шведов (2%) активно вовлечены в церковную жизнь, тех что заходят периодически в несколько раз больше, но похоже, что мало-мальски активных членов церкви (которые ходят на службу хотя бы три раза в год) не более полумиллиона. При этом активных приверженцев прочих протестантских церквей в стране - 275 тысяч; православных - более 100 тысяч, католиков - более 90 тысяч (но тут тоже надо учитывать, что в православной и католической среде уровень практической религиозности далеко не 100%). А людей мусульманского происхождения уже более полумиллиона; по разным оценкам (очень уж сильно различающимся) активно верующими мусульманами являются от 80 до 400 тысяч человек. Так что в ближайшей перспективе Церковь Швеции утратит не только доминирующую роль, но и роль хотя бы самого крупного и влиятельного игрока на духовном поле…"

Конец цитаты. Собственно тенденция, как и ожидалось, продолжилась.
На 31 декабря 2019 года уже только 5 миллионов 823 тысячи жителей Швеции были прихожанами ЦШ (56,3% населения страны). Т.е. продолжается падение в среднем по 1,5% в год. Было крещено 42,7 тысяч детей - всего 37% от всех новорожденных (всего 5 лет назад было 46% - за какие-то жалкие 5 лет падение на 10%!). Умерло 68,5 тысяч прихожан (26 тысяч натуральной убыли), а покинуло церковь на 52 тысячи человек больше, чем к ней присоединилось. То есть к 2025 году точно менее половины жителей Швеции будут считать себя даже формально лютеранами (против 95% в 1972-ом).

Очень интересно было бы посмотреть на гендерно-возростной состав пасторов (нашел только, что в целом в церкви 22 тысячи сотрудников, но сюда явно много кто входит). Судя по тому, что женщин теперь половина, я бы рискнул предположить, что есть определенный перекос в сторону женщин среди молодежи (по натуральной причине - девушкам больше нравится работать с людьми, чем парням, а пасторская работа это преимущественно именно работа с людьми), т.е. постепенно женщин-пасторов должно становиться все больше - интересно какое соотношение полов в их семинариях. При этом инклюзивность - это так, в лучшем случае оттягивание естественного конца, превращения ШЦ в небольшой клуб по интересам. Просто в современном мире у большинства населения нет потребности в церковных институциях, зачем идти в церковь, если можно в воскресение поспать? Поэтому больший потенциал для удержания своих прихожан есть у консервативных религиозных течений - их НАДО, их навязывание императивного ЗНАНИЯ лучше держит людей "в узде", создает иное мироощущение, в какой-то степени закукливаясь внутри себя, противопоставляя "миру" - но при этом, конечно, и резче отталкивает. Примерно тот же процесс активно происходит и у прочих скандинавских лютеран, у англикан Британии и США.

мысли, религия

Previous post Next post
Up