Этноязыковые группы Азербайджана (ч. 2 - русские)

Jun 12, 2020 11:17

Русские - составляют согласно переписи 2009 году третью по числу этническую группу Азербайждана (119 тысяч). Однако число русских имеет склонность к уменьшению - молодежь продолжает уезжать в Россию, старики и пожилые продолжают умирать, родившиеся в смешанных браках обычно принимают доминирующее этническое самосознание; на вскидку можно сказать, что скорее всего сейчас осталось порядка 100 тысяч человек. При этом родным языков у людей из смешанных браков чаще всего остается русский, и в итоге получаются очередные русскоязычные азербайджанцы. Феномена русских (русскоязычных) мусульман не получается, чаще всего потомки смешанных браков во-первых чаще не религиозны, и даже формально будучи причисляемыми к мусульманам реально ислам не практикуют, во-вторых они не считают себя русскими (за счет существования упомянутой ранее русскоязычной азербайджанской идентичности) (что отличается от Литвы, где существует заметная прослойка русскоязычных католиков, которая сформировалась в результате русско-польских браков). Вообще русские - единственная группа, представители которой есть вообще во всех районах Азербайджана, пусть в 34 районах (из 54 имеющихся) их и меньше 100 человек; и абсолютное большинство (108 тысяч из 119 по переписи 2009 года) проживают в Баку.

Русских можно условно поделить на три подгруппы. 
1) Молокане - потомки старорусских сектантов, которых начали ссылать на территорию Азербайджана в 1834 году, создавая отдельные . Хоть у многих бывших русских деревень названия уже поменяли на азербайджанские, и сейчас на карте есть Ивановка, Андреевка, Владимировка, Славянка, Новосаратовка.Кроме молокан ссылали среди религиозных диссидентов были и духоборы, и старообрядцы, иудействующие (отдельные деревни), но в 20-ом веке они совсем исчезли и растворились (только отдельные старики-духоборы остались в нескольких селениях). В конце 19-го века на территории современного Азербайджана проживало 28 тысяч молокан и 7 тысяч духоборов, было более сотни русских деревень. Большая их часть ныне совсем опустела (живут в основном азербайджанцы), в некоторых еще можно найти от одного до десятка русских пожилых людей и стариков, которые уже, впрочем, не составляют самостоятельных религиозных общин.
Сейчас по разным подсчетам молокан от 5 до 10 тысяч человек, действует четыре активных молоканских собрания - в Баку, Сумгаите, Ивановке (в ней может даже и не одно, сам там не был, разные упоминания встречал) и еще в каком-то селе. При этом ранее активная религиозная жизнь, искания, разделения на группы - все ушло в небытие (часть молокан, как и остальных частях Российской Империи, а затем СССР, стала баптистами), идет постепенное затухание традиции.
Уникальным явлением стала молоканская деревня Ивановка в Исмаиллинском районе, которая не только сохранилась как крупная молоканская община, но и осталась единственным действующим совхозом в стране (причем достаточно успешным), и превратилась в заметный бренд - есть сеть магазинов "Ивановка", а их хлеб можно купить в большинстве супермаркетов.

2) Потомки приехавших в царское время православных. Были и православные села, но значительная часть русских не из выселенных "сектантов" поселилась преимущественно в городах. В Азербайджане действует 6 православных храмов, принадлежащих Бакинской епархии РПЦ (из них 3 в Баку). У достаточно часто встречается, среди предков имеется кто-то из местных жителей - азербайджанец или лезгин.

3) Приехавшие в советское время и их потомки. Легко смешиваются с живущими с царских времен, но при этом среди них, особенно среди старшего поколения, есть люди, которые толком не выучили азербайджанский язык. Составляют большую часть русских страны.
Представители первой и второй группы часто говорят на русском с ярко выраженным местным русско-азербайджанским акцентом. Также русские часто считаются толковыми и ответственными работниками.

мысли, Азербайджан

Previous post Next post
Up