Этноязыковые группы Азербайджана (ч. 1 - азербайджанцы)

Jun 11, 2020 13:53

После двух лет жизни в Азербайджане сложились местами занятные наблюдения за местной этно-групповой идентичностью; я люблю людям задавать вопросы об их происхождении, языке, идентификации, вообще об этно-групповой и религиозной динамике вокруг них. Вот и решил свою наблюдения как-то систематизировать для самого себя, а потом и поделиться -  от обычного содержания блога текст очень сильно отличается, но может кому интересно будет.

Азербайджанцысоставляют абсолютное большинство населения страны - согласно переписи 2009 года 91% населения (при этом сюда включались и жители территории, которую контролирует Нагорный Карабах), учитывая прочие демографические тенденции и реально контролируемую территорию - так скорее всего на данный момент и все 93%. Тюрки-огузы начали массово заселять территорию современного Азербайджана в XI веке (и активное заселение разными волнами шло века два), после чего началось формирование собственно азербайджанского этноса - за счет смешения с местным кавказским и ирано-язычным населением (до этого персидские говоры сотни лет постепенно вытесняли более старые кавказские), из смешения этих трех основных групп и образовались азербайджанцы. Даже сейчас люди с большей частью тюркской крови  имеют более темную кожу и отличаются чертами лица от тех, в ком больше старой кавказской (часто обобщенно называемой албанской/алванской) крови (на севере Азербайджана похоже, что значительная часть это те же потомки алванцы, принявшие азербайджанский язык и идентитет без особого смешения).Язык имеет довольно легко различимые региональные диалектические особенности - и по выговору, и по лексике и даже по некоторым грамматическим формам; например нахичеванца можно отличить произношение Ц вместо Ч (НахЦыван вместо НахЧыван), гянджинцев  по Ж вместо ДЖ (Гянжя) - по крайней мере так мне говорили несколько человек, сам оценить не в состоянии.

Существует очень интересная специфическая группа этнических азербайджанцев, которая перешла в быту на русский язык, ее можно так и называть - "Русскоязычные азербайджанцы". Постепенный переход судя по всему начался еще при царе и стал более активным в советское время. Также в результате сформировался свой, специфический ярко выраженный азербайджанский русский акцент, для носителей которого это часто родной язык (интересно, что до переезда в Баку я о нем даже не слышал, в отличии от хорошо известного грузинского акцента). В нем чисто фонетически есть азербайджанское влияние - кроме добавления вопросительного "да?" в конце предложения, ему свойственно протяжное произношение гласных в конце слова (или просто добавление "эээээ", "аааа"). Собственно заимствованных азербайджанских слов в нем мало (и чаще их употребляют недавно на него перешедшие, или вообще выучившие русский, для которого он не родной). Или, например вместо "почему?" используют "зачем?", есть какие-то свои словечки (вроде "а-да" в значении "эй"; "демьянка" для баклажана), даже чуть специфическая жестикуляция.При этом получается, что есть семьи, в которых на русском говорят уже несколько поколений, часто это образованные люди (опять-таки на несколько поколений вглубь), сейчас занимающие нишу среднего класса (при этом есть и говорящие вообще без акцента, даже местно-регионального). Эти оба фактора также становятся причиной пониженной религиозности в этой группе (относительно средней по стране). Сложно сказать, сколько точно таких людей; сосредоточены они преимущественно в Баку, чуть меньше в Сумгаите и Гяндже (втором и третьем по величине городам). Их достаточно много, чтобы постоянно слышать как азербайджанцы в Баку между собой говорят по-русски (действительно часто), а на среднеуровневых работах так даже в небольшой группе людей будет минимум один такой человек. При этом среди рабочих/продавцов/таксистов и прочих подобных "пролетарских" профессий их уже относительно мало, на русском договориться получится уже достаточно редко. При этом есть интересная склонность к формированию эдакого суб-этноса - такие русскоговорящие склонны даже браки заключать между собой (встречал утверждения от молодых людей этой группы, что они встречаются только с такими же русскоязычными азербайджанцами). Иногда такие люди по-азербайджански говорят с акцентом и неуверенно.Ну и чаще всего смешанный азербайджанский брак (и не только с русскими, но и с лезгинами, талышами и прочими) в Баку приводит к образованию русскоязычной семьи (хотя н-р реально родной язык одного человека был азербайджанский, а в второй лезгинский). Учитывая, что никакой реальной статистики н существует, можно только примерно оценивать - например более 6% азербайджанцев во время переписи сказали, что свободно владеют русским (т.е. более полумиллиона) - но понятно, что сюда входят и просто хорошо на нем говорящие. Но чисто визуально, я сам бы оценил число таких "русскоязычных азербайджанцев" находящимся где-то в пределе от 100 до 200 тысяч человек.Причем самое интересное, что престиж русского языка не падает, а только растет. Государство (по понятным причинам) не собирается расширять русский сектор, и то и дело возникают разговоры о том, что его вообще стоило бы закрыть (а ведь для него создается полный комплект собственных учебников), но каждый год родители его штурмуют, без взяток в него практически не попасть, классы в нем переполнены. Цитата из одной статьи 2019 года:"В стране насчитывается 342 школы, где на русском языке обучается 120 тыс. детей. Из них в 16-ти школах нет азербайджанского сектора, т.е. эти учебные заведения преподают исключительно на русском языке. Примечательно, что за последние три года количество обучающихся на русском языке школьников увеличилось на 50%. Сейчас это примерно 8% всех обучающихся детей. " (За точность статьи ручаться не могу, так как местные говорят, что школ только с русским языком обучения вроде бы давно нет). И это только в государственных школах. Почти во всех частных школах (а их в Баку пара десятков) также есть русский сектор. Мои дочери учатся в одной из таких школ, и каждая в своей всей параллели (она состоит из 3 классов по 15 детей) является единственной славянкой, в некоторых параллелях вообще нет ни одного славянского имени-фамилии. И в классе больше половины детей - из азербайджаноязычных семей, в которых часто родители русского вообще толком не знают (а чуть меньше половины - как раз из русскоязычных азербайджанцев, некоторым уроки азербайджанского даются нелегко).

При этом интересно, что и в "английском секторе" (а это уже только частные школы)  азербайджанцы также составляют подавляющее большинство (хотя в Баку достаточно большой дипломатический корпус и очень много иностранцев работает в нефтегазовом секторе), многие из которых потом уезжают учиться на английском в зарубежные университеты (на вскидку, это до тысячи детей в год только выпускников английского сектора и еще пара тысяч уезжающих в англоязычные университеты). И по сути начинается становление новой специфической общности - уже "англоязычных азербайджанцев", по крайней мере я знаю молодую азербайджанскую семью, которые дома между собой говорят по-английски и для их ребенка английский - по сути родной), и, по их словам, они такие не одни.

Еще одна группа азербайджанцев - это  результаты переселений из-за азербайджанско-армянского конфликта 1988-94 годов, в результате которого жившие на территории, захваченной Нагорно-Карабахской Республикой (более 750 тысяч человек) и Армении (около 250 тысяч человек) переехали в Азербайджан. Т.е. порядка 10% населения страны. При этом понятно, что большая их часть переселилась в Баку и окрестности. Но даже 30 лет спустя они остаются отдельной легко идентифицируемой группой (пусть и активно смешивается с остальным населением). Переселенцы из Карабаха имеют статус беженцев. А переехавшие из Армении его не имеют, но при этом они образуют специфическую группу, которую называют Еразы - Ереванские азербайджанцы (в качестве новой, политкорректной расшифровки  "люди без места", ераз можно дословно перевести как "мало места"), причем это не только беженцы, но вообще имеющие корни из тех мест, даже переехавшие до конфликта. Их обвиняют в клановости, что держатся друг за друга, заняли важные места в управлении государством (в том же обвиняют еще и нахичеванцев), от нескольких азербайджанцев слышал высказывания про "этих еразов" (понятно, обычно в негативном ключе).

И последняя группа - азербайджанцы из Ирана. Собственно большая часть азербайджанцев как раз и проживает в Иране (точные цифры определить невозможно, адекватной переписи в Иране не было уже очень давно, если вообще хоть одна полноценная по этому вопросу была), разные оценки называют от 10 миллионов (очень про-иранские) до 35 миллионов (уже от самих азербайджанцев), реальность, как обычно бывает в таких случаях, скорее всего где-то по середине. При этом существовала периодическая миграция из Иранского Азербайджана в Российский/Советский - на рубеже XIX-XX веков десятки тысяч их приехали работать в нефтянке, сторонники независимого или свободного Иранского Азербайджана бежали их Ирана после обеих мировых войн (в 1945-46-ом Иранский Азербайджан имел фактически независимое правительство, которое год управляло территорией, на которой находились советские войска), а также сколько-то бежало после исламской революции. Также они очень сильные русофобы. Непонятно, насколько их реально много и насколько они реально составляют какую-то общину, их самих не встречал, только слышал об их существовании. Есть еще "Гразы" - грузинские азербайджанцы, но они и живут в Грузии (из районов Марнеули и Болниси), небольшой поток приезжающих в Азербайджан есть, но отдельной общины они вроде не образуют.

мысли, Азербайджан

Previous post Next post
Up