Теперь, когда речь уже зашла о меньшинствах, живущих в регионах, можно и карту выложить. При ее чтении надо иметь ввиду, что ситуация на территории непризнаной Нагорно-Карабахской Республики конечно уже другая - курдов там осталось мало, азербайджанцев не осталось совсем. В остальных отмеченных местах национальные меньшинства являются заметным меньшинством, а не большинством. Большинством они являются только в случае маленьких точек (так отмечены деревни компактного проживания; почему-то не отмечена на карте последнее "русское" пятно, которых в XIX веке было довольно много), да лезгины на небольшой придагестанской полоске.
Таты, они же ранее "кавказские персы",
ираноязычный народ, чей язык близок к фарси, и которые составляли большинство населения в Южной Азербайджане до тюркского завоевания, а затем постепенно начали принимать азербайджанскую идентичность и процесс этот идет до сих пор. Также проживают на юге Дагестана. В 1886 году на территориях Российской Империи, вошедших позже в состав Азербайджанской ССР, татов было 119 489 человек (8,5 %, почти все - 118 тысяч - в Бакинской губернии). На тот момент они составляли большинство населения на полуострове Апшерон (где расположен Баку; так при завоевании Россией Баку в начале 19 века, все население города - 8 тысяч человек - составляли таты), а также на юге Губинского уезда.В переписи 1926 года их число уже лишь 28,7 тысяч, а по переписи 1959 года упало до 11,5 тысяч человек (в 59-ом население Азербайджана было менее 4 миллионов). По переписи 2009 года татов в Азербайджане 25 тысяч, большая их часть (14 тысяч) живет в Губинском районе, где составляют 9% населения. Еще 9 тысяч живет в Хачмазском районе (граничащем с Дагестаном; там они составляют менее 6% населения).
Я был в самом крупном
татском селе Лахидж (900 жителей, Исмаиллинский район), из которого сделали туристическую достопримечательность. Причем "в интернетах" пишут, что жители села называют себя "лохиджи", отделяя от остальных татов - но сам я говорил с несколькими людьми, и все они себя только татами и называли, про самоназвание "лохиджи" говорили, что это какая-то глупость (также занятно, что в быту у них продолжает доминировать кириллица азербайджанского типа, а не официальная латиница). При этом официальная статистика 2009 года вообще не отмечает ни одного тата в Исмаиллинском районе. Таты Апшеронского полуострова (которые сами себя называют "парсами") в большинстве своем приняли азербайджанскую идентичность - еще в 50-ые большая часть пожилых людей и стариков еще говорили на татском, а молодежь на азербайджанском. В переписи 2009 года только 10 человек на Апшероне указали себя татами (а в Баку вообще 0). Такие статистические выверты дают основание считать, что а) процесс ассимиляции все же идет, и достаточно заметными темпами, б) официальная статистика явно занижает число татов, многие из которых явно не декларировали свою национальность. То же подтверждают и этнолингвисты из США, которые в 2005 году провели масштабное исследование среди татов; они выяснили, что лингвистическая ассимиляция очень сильная, но при этом часть татов, даже перейдя полностью на азербайджанский, продолжают сохранять татскую идентичность.
Они обследовали и определили, что Губинском районе имеется 47 "татских сел", Исмаиллинском районе - 21; в Хизинском - 17, Дивичинском - 15 селений; в Шемахинском - 8; в Сиазаньском - 5. Так что эта идентичность постепенно "уходит под воду", оставаясь заметной только в кругу семьи и в селах компактного проживания (что очень хорошо отражает якобы полное отсутствие татов в столице, что как бы нонсенс). Формально есть программа изучения татского языка в начальных школах, но числа таких школ мне найтись не удалось, встретил только упоминания, что он есть даже не во всех школах, где компактно живут таты.
Талыши, еще один ираноязычный народ, но их язык относится к другой ветви иранских языков нежели фарси. В 1886 году талышей было 50 тысяч человек, и они составляли большинство населения на юге Бакинской губернии (сейчас в основном в Масаллинском, Ленкоранском, Ярдымлинском и Астаринском районах). Переписи дают очень сильные разбросы по числу талышей. В 1926 году их 77,3 тысячи (3,3% населения Азербайджана), в 1939 - 87 тысяч, в 1959 - уже всего 100 человек (!), из переписи 1979 года они вообще исчезают, в 1989 году их 21 тысяча, а по переписи 2009 - 112 тысяч; экспертные оценки дают цифры от 200 до 250 тысяч человек. Уже по одним этим цифрам понятно, что положение этой этнической группы схоже с положением татов. Самым крупным и заметным талышским обществом является "Общественный совет талышей Азербайджана" (ОСТА), одна из главных забот которого - поддержание талышского языка. Его преподают только в начальных классах, два часа в неделю (и то учебники по предмету были подготовлены только в 2006, и он является не обязательным и преподаются в 225 школах). Некоторые чиновники в южном регионе запрещают применение талышского языка даже в названиях коммерческих структур.
Примерно половина талышей живет в Иране (ареал их обитания рассечен ею примерно пополам, и там их положение не лучше). Также среди них есть очень сильно подавляемые сепаратистские тенденции. В 1990 была создана "Партия талышского национального возрождения", в июне 1992 года переименованная в "Талышскую народную партию" (а поскольку официальные органы отказывались регистрировать ее под этим именем, была переименована в "Партию равенства народов Азербайджана").
21 июня 1993 года даже была создана "Талыш-Муганская Автономная Республика", но уже 24 августа восстание талышей было подавлено, их лидеры были взяты под стражу, а партия распущена. Сейчас никаких явных внешних признаков сепаратистских тенденций среди талышей внутри страны не видно, но в мигрантской среде они уже проявляются.Занятный факт - талышский язык является наследником иранского языка "азери", на котором говорили в области Атропатена (от которых и пошло современное название страны).При этом визуально, по культуре и быту, по фамилиям - татов и талышей от азербайджанцев отличить невозможно. Таты и талыши составляют значительную (непропорционально большую) часть среди азербайджанских мигрантов в Россию.
Также среди татов и талышей чуть чаще встречаются фамилии с окончанием "заде" (с персидского переводится как сын, отпрыск; при этом несколько раз слышал от местных жителей объяснения (ошибочные), что это мол дворянское, благородное окончание, поэтому это окончание встречается и у азербайджанцев, и далеко не большинство татов/талышей его используют, поэтому однозначным маркером оно быть не может).
Курды. Отдельные курдские селения на территории Азербайджана существуют уже несколько сотен лет. По переписи 1989 года их было 12,2 тысяч человек. Карабахский конфликт внес в их жизнь серьезные изменения: вначале в 1988-1990 годах около 11 тысяч курдов-мусульман были депортированы из Армении вместе с азербайджанцами, причем многие в район, где жили их сородичи - находящийся между Нагорным Карабахом и Арменией, который в результате войны был занят армянами, и уже в 93-94-ом годах они уже все (кроме исповедовавших езидство) снова оказались в числе беженцев. Большая их часть переселилась в Нахичевань, меньшая в Кедабекский район (ну и в Баку, конечно, часть подалась). Преимущественно они мусульмане-сунниты, но есть и езиды и али-илахи (они же Ахл-е Хак - занятная исламская секта). Но если у езидов грузии есть в Тбилиси свой храм, то в Азербайджане ничего такого точно нет. В некоторых школах (в скольки узнать не удалось) в 1-4 классах есть программа изучения курдского языка, также печатается газета на курдском.
В целом получается, что ираноязычные меньшинства проходят процесс быстро ассимиляции, особенно важно в этом процессе то, что даже дома с детьми-школьниками начинают говорить на азербайджанском, чтобы они лучше учились. В менее закрытых и смешанных общинах языки меньшинств слабо используются даже в неформальной обстановке, в итоге оказывается, что дети знают язык предков достаточно слабо и редко его используют. Переход целых деревень на азербайджанский (с сохранением определенного знания об идентичности предков и в какой-то мере проецируя ее на себя) проходит буквально за два-три поколения, только более изолированные горные общины более склонны к сохранению старых языков.