Этноязыковые группы Азербайджана (ч. 5 - евреи)

Jun 25, 2020 14:43

Горские евреи. Исследователи относят переселение предков горских евреев из Персии на нынешнюю территорию к V-VI векам; они проживали в северной части современного Азербайджана (вокруг города Губа) и юге Дагестана (в 19-ом веке общины горских евреев были созданы и в других регионах Северного Кавказа, ныне территориях севера Дагестана, Чечни, Кабардино- Балкарии, Ставрополья и Северной Осетии). После переселения они переняли местный язык, а именно татский, и сформировали собственный диалект - джуури (или горно-еврейский). Горские евреи принадлежат сефардской религиозной традиции. В 1835 году, по официальным данным, в Губе проживало 2,718 евреев, а в уезде - 2,774 (имелось 6 синагог). К нынешнему времени язык горских евреев почти исчез из обихода эмигрантов, будучи замененным русским, ивритом или английским, но при этом 93% горских евреев Азербайджана в 2009 году сказали, что владеют языком джуури. Самая большая община горских евреев сейчас проживает в Израиле (по разным подсчетам - от 100 до 160 тысяч человек, но это скорее их число "по происхождению", чем продолжающих сохранять специфическую идентичность). Также крупные общины находятся в США (от 20 до 40 тысяч) и России (30 тысяч, большей часть в своем историческом ареале). Перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане только 5,5 тысячи - горских евреев. В основном они проживали в Губинском районе, а также Гусарском, Хачмазском и Огузском и г. Баку. Правда, эта цифра вызывала сильные сомнения и считалось, что на деле горских евреев в Азербайджане проживало тогда не менее 35 тысяч человек (в советское время многие горские евреи записывались татами).
У них сформировался и своеобразный институт "главного раввина" - даян был выборным главным раввином города, а затем и целого региона (так даян Дербента был главным раввином всего Азербайждана и юга Дагестана).
В современном Азербайджане горские евреи продолжают компактно проживать на территории Красного села (до революции - Еврейского), ныне пригорода Губы, где действует несколько синагог и музей горских евреев (согласно переписи их там проживает 2700 человек). Также горская синагога действует и в Баку (первая синагога была построена в 1919 году, затем еще одна в самом Баку и одна в пригороде Сабунчи, на тот момент их насчитывалось порядка 2 тысяч человек; современная синагога горских евреев была открыта в 2011 году).



(внутри горской синагоги Баку)

Статистика еврейской общины немного отличается - по их собственным данным сейчас в Азербайджане проживает 11 тысяч горских евреев (6 тысяч в Баку, 4 в Губе/Красной Слободе). Антропологически и по фамилиям горских евреев не отличить от азербайджанцев,  только имена их четко отличают, раньше они были явственно библейского происхождения, в советское время распространились русские формы имен (н-р нынешний председатель общины в Красной Слободе Юрий Нифталиев, предыдущим был Борис Симандуев). Интересно, что после переселения в Израиль значительная часть горских евреев продолжает сохранять русский как язык общения внутри общины, а от остальных общин Израиля их четко отделяет то, что они продолжают праздновать Новруз.

Ашкеназы (европейские евреи). Ашкеназы начали селиться в Баку с 1810 года, по сути вскоре после его вхождения в состав Российской империи (но активно только во второй половине века, когда начался нефтяной бум). В 1886 году в Бакинской губернии насчитывалось 8603 еврея (это горских и ашкеназов вместе взятых). 
По переписи 1897 года в Баку насчитывалось 2,341 еврей и 154 еврея в уезде (при этом в Баку большинство было ашкеназами, но не только, было некоторое количество и горских), а в 1913 - 9,7 тысяч. Перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане 30,8 тысячи евреев, из них 5,5 тысячи - горских евреев. 
По данным Еврейского агентства Сохнут, за период с 1989 по 1999 годы из Азербайджана уехало 31,3 тысячи евреев, то есть больше, чем проживало 10 лет до этого... Соответственно, в Азербайджане евреев больше не должно было бы остаться, однако перепись 1999 года зафиксировала 8,9 тысячи (в 2009 - 9100). По внутреобщинным данным ашкеназов сейчас в Азербайджане примерно 4,3 тысячи человек. Главную дореволюционную (хоральную) синагогу города построили в 1910 году; ее закрыли в 1932 году, а затем переделали в театр песни имени Рашида Бехбутова.



Ашкеназская синагога вновь была открыта в 1946 году (и основательно перестроена в 2002-2003), причем в ней было два молитвенных зала - большой для собственно ашкеназов и малый - для общины грузинских евреев (не путать с горскими, это отдельная еврейская община, которая на своем пике в Баку насчитывала порядка 7 сотен человек, сейчас также существует зарегистрированная община грузинских евреев Азербайджана, но она весьма малочисленна). Современные синагоги ашкеназов и горцев находятся совсем рядом друг с другом - по сути "через дорогу" - нужно перейти через недавно обустроенный широкий "Зимний" парк и окаймляющий его проспект.

Также на территорию Азербайджана было переселено несколько деревень субботников - русских крестьян, принявших иудаизм; в качестве самостоятельной общины не сохранились, скорее всего в советское время окончательно приняли еврейскую идентичность и влились в ашкеназскую общину. В 1999 году в Баку была открыта школа (и ешива) «Ваад ле-Ацала», в которой обучаются дети разных еврейских общин города.

В 2002 году на окраине Баку была открыта школа «Ор-Авнер», при которой также действует и синагога (проезжал мимо - комплекс выглядит довольно внушительно). Построили ее любавичские хасиды, создавшие параллельную общину (за что их не любят ортодоксальные евреи обоих направлений). Интересно, что в их школе учится примерно столько же детей, сколько в  «Ваад ле-Ацала».

При этом в Азербайджане существуют проявления антисемитизма, иногда совершаются акты вандализма на еврейских кладбищах, разбрасываются антиеврейские листовки, публичные лица иногда делают антисемитские заявления. Однако официальные власти страны поддерживают с Израилем очень хорошие отношения. Около синагоги стоит полицейский, который просто так не пускает внутрь, спрашивает что-то вроде "куда идешь" (я не очень понял, что он говорил) и зовет кого-то из представителей общины, так что просто так туда даже не зайдешь. В 2008 году группа из четырёх азербайджанцев и двух ливанцев планировала взорвать посольство Израиля, но была схвачена и осуждена. Сейчас рядом с посольством регулярно перекрывают дорогу опасаясь провокаций (видимо на какой-то праздник или наоборот годовщину чего-то - местные мне ничего толком объяснить не смогли; я по той улице почти каждый день проезжаю и уже два раза натыкался на перекрытый проезд; коллега рассказывала, что однажды видела как несколько лет назад в сторону посольства побежало несколько молодых людей и охрана их быстро спаковала).

мысли, Азербайджан

Previous post Next post
Up