Татары. Относительно массовое переселение татар в Азербайджан началось в XVIII веке, но его пик пришелся на советский период. Татары сыграли очень заметную роль в кратко существовавшей Азербайджанской Демократической Республике (многие государственные функционеры ранее пробовали силы в госстроительстве "Крымской народной республики") в 1918-1920 годах.
Согласно переписи 2009 года 25,9 тысяч человек назвали себя татарами, и почти все (более 25 тысяч) из них - Баку, действуют две татарские организации. Интересно, что несмотря на лингвистически-религиозную близость (тюрки, мусульмане) и отсутствие институций (вроде собственных школ), им удается сохранить свой идентитет. Многие (все несколько, что я встречал, но для статистики этого все же маловато) в быту давно перешли на русский язык.
Турки-месхетинцы. В 1990 году около 50 тысяч месхетинских турок из Средней Азии (Фергана, Узбекистан) были переселены и получили убежище в Азербайджане. Согласно Закону "О гражданстве" 1998 года, все они также имеют право на получение гражданства. При этом то и дело в городе можно встретить рядом два флага - азербайджанский и турецкий (над магазинами, на балконах, на машинах), и я сперва думал, что это как раз турки-месхетинцы так себя выделяют. Но мне объяснили, что это сторонники продвигаемой Турцией идеологии "бир миллят - ики дёвлят" (один народ - два государства).
Также определенно должны существовать общины казахов, узбеков и туркмен (в советское время была заметные общины), но я с ними ни разу не сталкивался и ничего о них не слышал.
В Баку проживает заметное количество пакистанцев (как-то они виднее, чем прочие иностранцы), которых достаточно легко пускают в Азербайджан. То и дело натыкаешься на магазин "пакистанских товаров" или "пакистанский ресторан" (причем часто "индийско-пакистанский", и совсем разных уровней - от очень солидных ресторанов в самом центре, до дешевых забегаловок, которые находятся на удалении от центра, в совсем не туристических местах; на вскидку чуть ли не десяток в голову приходит). Очень их много среди "студентов подготовительного курса" разных бакинских университетов - уже в Баку они пытаются получить шенгенскую, американскую или еще какую-нибудь визу.
Прочие иностранцы. Так как в Баку довольно много международных компаний (особенно в сфере нефтедобычи), в которых работает иностранный персонал, в 1998 году сформировалась протестантская (евангелический) внеденоминационная (т.е. очень широкого охвата, без четкой догматики) христианская община - Baku International Fellowship, которая проводит богослужение на английском и ориентирована именно на экспатов (чтобы не иметь проблем с властями из-за прозелитизма). Собираются в съемных помещениях (сейчас в гостинице Хаятт), часто меняют пасторов (первый постоянный появился в 2005, с 2018-го служит уже пятый), т.к. они и сами экспаты. Судя по фотографиям, церковь (несмотря на постоянную смену прихожан) собирает более сотни человек.
Примерно схожая ситуация с англоязычной католической общиной, состоящей из различных меняющихся экспатов разных национальностей, которых на службы собирается до сотни (на Рождество и Пасху так и пару сотен приходит).
На этом серию этоязыковых наблюдений завершаю, все замеченное разнообразие охватил.
Если кому интересно, могу еще один выпуск посвятить чисто религиозной ситуации в стране (тем ее аспектам, что не были затронуты; преимущественно об исламе и протестантах).