Венецианский к/ф: "Мастера", "Мастера"!

Sep 10, 2012 14:04



Венецианский кинофестиваль закончился. Золотого Льва получил фильм южно-корейского режиссера Кима Ки-Дука «Пьета». Наши не получили ничего.

Потенциальные российские кинозрители фильм-победитель Венецианского кинофестиваля вряд ли увидят. «Пьету» Кима Ки-Дука, может, и закупит какой-нибудь продвинутый распространитель арт-хаусного кино в России, и покажет в паре кинотеатров - все-таки, «Золотой Лев» - 2012! Беда в том, что смотреть его трудно, практически с закрытыми глазами только и можно - уж слишком много в нем натуралистических сцен причиняемого ущерба здоровью:


центральный персонаж «Пьеты», жестокий ростовщик, идет на самые радикальные меры для востребования долга с недобросовестных заемщиков, и - вполне в духе времени - освоил такой замечательный доступ к финансовым потокам, как страховку по потере трудоспособности: сначала он вот до этой нетрудоспособности заемщика и доводит разнообразными пыточными приемами, перед которыми орудия труда российских рекетиров 90-х годов - паяльник и утюг - выглядят просто детскими игрушками,



а потом - заставляет их получать страховку, которую потом сам и отбирает. (Опять же, буквальное воплощая знакомую нам как фигуру речи угрозу «всю жизнь потом на лекарства работать будешь!»). Высокое же венецианское жюри наградило фильм «Золотым львом», а публика в зале - продолжительными аплодисментами - не только за радикальный подход к изображению насилия, но и за остросоциальное звучание:



злой и патологически жестокий ростовщик не выглядит отстраненным метафизическим отморозком, а этакой язвой на теле общества, а само общество, состоящее из тех, кого он пытает весь фильм - нарисовано достойным всякого сочувствия и жалости.

Немало поспособствовали успеху фильма, вероятно, и христианские аллюзии - или, лучше сказать, антихристианские - фильм называется «Пьета» - это сцена в христианской иконографии, изображающая Деву Марию с мертвым сыном на коленях. В фильме, чье название отсылает к этим, самым известным в истории, матери и сыну,



мать и сын тоже присутствуют - это вот как раз герой-ростовщик и его мать, которой единственной удается немного смягчить его жестокосердие. (Нет, такие слова как «жестокосердие» - остались в прошлом веке. Патологическая жестокость и склонность к садизму - здесь подходит больше).

Вот подобные аллюзии нынче очень расхожий фестивальный товар. Другой тому пример - фильм австрийца Ульриха Зайдля «Рай: вера», в котором, правда, уже безо всяких аллюзий, героиня прямо-таки впадает в безумие на религиозной почве и использует скульптурное изображение распятия … совсем неподобающим образом. Критикам понравилось, фильм получил «Серебряного льва».

В общем, что можно сказать? Здорово, что на этом фоне все-таки "Мастер" любимого нашего автора незабвенной " Магнолии l Magnolia", Пола Томаса Андерсона, был воспринят и получил по заслугам: и приз за лучшую режиссуру, и еще два - за две сразу! - лучшие мужские роли!





Андерсен снимает настоящее большое кино, а не спекулирует на теме. Поэтому вот этот фильм и остается ждать на российских экранах с нетерпением - он рассказывает о зарождении сайентологии, о ее создателе - не называя имен, но за главным героем фильма «Мастер» стоит реальный персонаж, Рон Хаббард. И актер, сыгравший эту роль, Филип Сеймур Хоффман, и его партнер по фильму - обращенный в новую веру, который вскоре воспротивился отцу-основателю - его играет Хоакин Феникс - получили, оба, призы за лучшие мужские роли.



А еще в фильме великолепное изображение, ретро-стиль Америки конца 40-х годов, множество персонажей и сложная, неоднозначная история - вполне достаточно, чтобы подогревать наше любопытство! Запомните: «Мастер», режиссер Пол Томас Андерсон. В нашем прокате - с 15 ноября. "Мастер" тоже исследует тему веры, но только делает это неконъюнктурно.

Сама личность Хаббарда и то, как была создана Церковь Сайентологии, сама эта история потрясающе интересна и прямо-таки взывает к экранному осмыслению. А когда начинаешь осмыслять, то параллели с зарождением и распространением христианства всплывают сами собой, их за уши притягивать не надо: человек, обладающий уникальной способностью воздействовать на других, собирает вокруг себя круг преданных сподвижников,



создает мощную теоретическую базу об устройстве мира и человека, демонстрирует чудеса исцеления - и как далеко может зайти вера в него у тех, кто его окружает и подвергается его бесспорной психократическому влиянию непосредственно и постоянно? Интересно, говорят, это лучший фильм Андерсена! (Про " Нефть | There Will Be Blood" такого не говорили!) Будем ждать!

Что касается неудалых наших: просчитались! Вот вроде Кирилл Серебренников с "Изменой" четко все простроил: холодная картинка, отвлеченные герои, камерность, немногословие, европейские актеры... Но - нет! Не было русского следа в кадре - и приз от Серебренникова уплыл. Ни имен, не мест действия, ни русских каких-то реалий узнаваемых. А надо, чтоб были!

Ну, ладно, наш мега-мизантроп Алексей Балабанов, (его фильм "Я тоже хочу" бесславно прошел в программе "Горизонты"), наоборот, выдал целую кучу узнаваемых реалий, начиная от героев - Бандит - Проститутка - далее по списку, заканчивая целью и местом действия - полуразрушенная колокольня. Да все это в сопровождении вполне аутентичного русского рока. Но - тоже: не пригодилось! Безрадостно, безнадежно, беспросветно. Ну да, а пытки у Кима Ки-Дука все-таки заставляют что-то там видеть в человеке... Внутри...

Обижают наших! Не пускают влиться со своим безрадостным свиным рылом в их кровопускательный и богоборческий калашный ряд! Если оставить в стороне свои зрительские внутрироссийские обиды на этих самых режиссеров, которые тебя, как публику, давно вычеркнули из списков своих приоритетов, то прямо-таки по-человечески больно за них становится:

вот это ж люди - взрослые, как бы самодостаточные и профессиональные, но - поборов свои амбиции и ограничивая себя в самовыражении, то есть, наступая на самое святое и священное право художников, за которое при прежнем проклятом режиме готовы были ... ну, не знаю, партбилет отдать и от профсоюзной путевки в санаторий отказаться, а то и лишиться права на выезд на зарубежные кинофестивали! -

Теперь практически те же самые, или - такие же - люди, режиссеры, профессионалы и эгоцентрики, готовы всем этим поступиться - и делать все, как скажут взрослые дядьди и тетьки из Евросоюза. Научите только, а мы уже согласны! Мы рады учиться вашему киноязыку, вашей образности, вашим подходам к темам - и к актерской школе, мы все будем делать, как вы скажете!

Ну, то есть люди реально пошли на курсы повышения квалификации - или, что больше похоже на правду - переучиваются старательно и дисциплинированно на другую специальность, и выполняют по-честному все задания, ну - учатся хорошо, добросовестно и прямо-таки преданно заглядывая учителю в глаза! А этот учитель отдает приз Киму Ки-дуку,



который со своим азиатским экстримом плевать на него хотел, на европейского учителя, да еще и наоборот, этому европейскому учителю еще когда-то его, этот азиатский экстрим, и впарил как обязательный предмет, а сам приезжает за призом в старейшую евпропейскую кино-метрополию в своем национальном платье и поет песню на корейском языке! Вот и будь после этого отличником!

Вместе с этим смотреть: Венецианский кинофестиваль 2012: Балабанов и Серебренников, Малик и Андерсон, Наше Венецианское Ура!
Вместо этого смотреть: Предсказуемый Канн-2012, Оскар-2012: Хорошо забытое старое, Берлинский фестиваль: наших нет, ММКФ - 2012: Итоги. Документальное.
В этот день в 2011 году: Хочу, как ты | The Change-Up
В этот день в 2010 году: Вампирский засос | Vampires Suck
В этот день в 2009 году: Антрихрист | Antichrist
В этот день в 2007 году: Вкус жизни | No Reservations

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








Серебренников, Андерсен, Хоффман, Феникс, кинофестиваль, 2012, Венеция, Ки-Дук, Балабанов, Зайдль

Previous post Next post
Up