Антрихрист | Antichrist

Sep 10, 2009 10:50




Наконец-то добралась, все уже отстрелялись, но все же...
"Антрихрист" - типичный случай терапевтического кино. Терапевтического для автора, а не для зрителя. К чести автора надо отметить, что ничего особо травматичного для зрителя в свой фильм он не заложил. То есть ужасные в пересказе сцены на экране выглядели очень сдержанными - такими технически-деловыми, без смакования кровавых и неэстетичных подробностей.  В результате рассказывать и слушать об этом страшней, чем смотреть - удивительный случай для кино и для Ларса фон Триера. Что и подтверждает подозрение - не для зрителей этот фильм был снят. Ларс фон Триер так лечил самого себя. Избавлялся от навязчивых идей и фобий.


Кошмарные сны, знаете ли, плохие мысли. Вполне распространенный для интеллектуального пациента способ борьбы с ними - взять и описать их на бумаге. Сочинить историю. Нарисовать картину. Ясное дело, для режиссера с мировым именем нет ничего проще, чем выложить их на пленку. Издевательством и шокингом, достойным скандалиста и парадаксолиста фон Триера,  является не скорбное бесчувствие его умозрительных персонажей, а дерзость - подсунуть мировой кинообщественности плод своего реально больного, (у него и справка есть о депрессии, которую он переживал как раз перед и во время съемок "Антихриста"), воображения, всучить его каннским отброрщикам, а потом еще и заставить их - магией своего имени! - увидеть в игре Шарлотты Генсбур тень пальмовых ветвей. Иллюзионист, одно слово!
Вот у меня такая версия о создании Ларсом фон Триером  и явлении миру фильма "Антихрист". Психотерапевтической - сугубо утилитарной! - целью объясняется и нехарактерная камерность, и скромность в масштабах. И нарочитая серьезность просходящего. И визуальные (а уж, конечно, не философские!) отсылки к Тарковскому.
Предполагать же другое - а именно, что зрелый мастер мирового класса, потрясший мир еще 15 лет назад новым словом "Рассекая волны", что он вдруг спекся и стал снимать невнятные символистские дуэты, обилием пауз и невразумительных диалогов достойные принадлежать курсовой работе какого-нибудь ВГИКовского старшекурсника… Предполагать такое - обижать любимого режиссера.  Дело не в мыслях и не в идеях. Ну, не любите вы женщин и считаете их исчадиями ада … Да нет, и в мыслях и в идеях тоже. Потому что эти мысли и идеи тоже достойны ВГИКовского старшекурсника (или даже - младшекурсника), а не основателя ДОГМЫ.
Бывает, что мозг болеет, и его, как и было выше сказано, захватывают больные - плохие - мысли и ночные кошмары. Тогда надо лечиться. Что мастер и делает. Снимая этот фильм. И, Бог даст, исцелится!
Но считать этот костылек, выструганный краснодеревщиком из первой попавшейся под руку осинки, шедевром его высокого искусства - когда ему просто так, на первое время, чтобы вывих вылечить, так будет ходить удобнее - считать «Антихрист» шедевром я отказываюсь. И не дам себя запутать, как Каннское жюри. Вон наш Эльдар Рязанов - великий режиссер, кто ж спорит, ну, так что же теперь, давайте в новогоднюю ночь будем смотреть «Ключи от спальни»?
Но я верю в выздоровление - и вот почему: неистовый Ларс в этом вполне подразумевающем неистовство фильме вовсе не неистовствует! Он не вываливает на зрителя, как это он умеет, чтобы чертям тошно стало, все до донышка, чтобы зрителя перепахало и вывернуло наизнанку, чтобы он лил слезы и содрогался от рыданий… (На "Танцующей" всхлипы в зале заглушали звук с экрана, а после сеанса очередь в женский туалет выстроилась, как в мавзолей.) Тут, на "Антихристе", кто-нибудь содрогался от рыданий? Кто-нибудь ушел раздавленный и опустошенный? (Подчеркиваю - не изумленный и разозленный, а загруженный и ушибленный?) Нет.
Потому что Мастер не давил на эмоцию, не старался захватить нас тем, чем захвачен сам. Потому что понимает: его это - касается. Зрителя - нет. Значит, болезнь зашла не слишком далеко. А пока хочется передать больному пакет апельсинов, упаковку мангового сока и коробку шоколадных конфет "Мишка". Пусть выздоравливает!

Антрихрист | Antichrist: Германия, Дания, Швеция, Франция, Италия, Польша - 2009



Моя система оценок

image Click to view



On-line RSS
Подписка на ленту журнала



Ежедневно
Получение новых материалов журнала
по электронной почте
FeedBurner
Еженедельно
Дайджест журнала по электронной почте
Рассылки.Mail.ru
Subscribe.ru

КиноУХО Авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

Дания, 2009, обзоры фильмов, Триер, Италия, Польша, Швеция, драма, Дефо, Франция, *2*, кино, Генсбур, Германия

Previous post Next post
Up