Сегодня начинает работу Венецианский международный кинофестиваль, один из главных киносмотров планеты, он же - старейший на планете, проводится с 1932 года. Несмотря на это, или, может быть, именно из-за старческой немощи, ныне Венецианский фестиваль как-то теряется на фоне безусловного европейского лидера -
Канна и заокеанского мега-шоу -
Оскара.
Что значит - «фестиваль теряется»? Это значит, что у него нет внятной программы отбора. Вот у Канна - это новаторство в киноязыке. У
Берлинале - острая социальная направленность. А на Венецианский, кажется, везут все, что не пригодилось в Каннах, или - не поспело к сроку. Ну, надо сразу сказать, что Венецианский все равно выходит представительнее
Московского, там всегда знаковые имена в конкурсной программе присутствуют, а не только в качестве свадебных генералов, которых удалось заманить на ковровую дорожку.
Фильмы, которые представляет Венецианский кинофестиваль, не реже каннских фаворитов оказываются на наших экранах. Да и смотреть их полегче. Полегче вот именно потому, что они не настолько новаторские, не настолько заняты поисками нового кино-слова, а, может быть, чаще оказываются просто фильмами высокого качества на серьезные темы. Рассказанные старым языком, понятным зрителю.
На нынешнем фестивале свои фильмы представят режиссеры интересные, режиссеры загадочные и - в разных программах покажут свои фильмы наши, российские режиссеры. Что для нас, российских кинозрителей и кинолюбителей, представляет особый интерес. С них и начнем.
В конкурсе - «Измена» режиссера Кирилла Серебренникова. Камерная евродрама личных взаимоотношений на четверых, международный состав участников, неизвестные актеры - плюс наша не-актриса Алина Джанабаева, солистка Виагры. По крайней мере, прослеживается внимательное отношение режиссера к тому, на что нынче клюет международное фестивальное сообщество: примерно по такой же рецептуре сделаны многие награжденные в последние годы и в Каннах, и здесь, в Венеции, фильмы.
В том числе и обласканная Канном «
Елена» Андрея Звягинцева, и его же более раннее «Возвращение», ставшее Венецианским триумфом. И «
Овсянки» Алексея Федорченко. Вообще, наших в Венеции любят - и раньше, и сейчас. В предыдущий исторический период лауреатами Венецианского фестиваля были такие любимые и великие советские фильмы, как «Иваново детство» Андрея Тарковского и «Урга» Никиты Михалкова, «Весна» Григория Александрова и «Гамлет» Григория Козинцева, «Садко» Александра Птушко и «Морозко» Александра Роу.
А в последние двадцать лет Венецианский фестиваль стал главной мировой площадкой, на которой российское кино присутствует и получает регулярное международное признание: его получили и «Бумажный солдат» Германа-младшего, и «
Первые на Луне» Алексея Федорченко, и «Дом дураков» Андрона Кончаловского и - в прошлом году! - «
Фауст» Александра Сокурова. Так что можно сказать про Венецию с уверенностью, подтвержденной фактами, что российское кино здесь не только любят, но и пестуют - вон, Звягинцев и Федорченко - буквально птенцы Венецианского гнезда.
Кирилл Серебренников, режиссер с большим театральным стажем, и в кино уже не новичок, два его фильма - "Изображая жертву" и "Юрьев день" становились кинособытиями, вызывали споры, запомнились и остались вехами отечественного кино нулевых. При этом, надо сказать, что в примороженной эстетике нового европейского кино он чувствует себя как рыба в воде - фильмы у него выходят не натужные и вымученные, послушно сконструированные по модным лекалам, а живорожденные. Практически подкупающие своей искренностью. Так что в Серебренникова мы верим, у его "Измены" есть все шансы.
Но. В другой программе фестиваля, «Горизонты», предполагающей, как слышно из названия, открытие новых горизонтов в кино, принимает участие другой наш режиссер, которого пестовать и окучивать не надо, хотя международный киноприз не помешал бы и ему - а кому бы он помешал? - Алексей Балабанов, признанный на родине мастер, чьи фильмы - перечислять все не будем, но, на вскидку - "Брат 2" или там "
Груз-200", (рифма, однако!), вызывают не просто "неоднозначную реакцию", а прямо-таки
бури и шквалы несогласий, неприятий и гневных отповедей. Непременно их вызывают, но никогда не оставляют сомнений в безусловном мастерстве автора. Итак, Балабанов, в привычном тандеме с продюсером Сергеем Сельяновым, представит в Венеции фильм «Я тоже хочу». Его тоже можно назвать камерной - на пятерых участников - драмой, но уж никак не «евро…», а, скорее, пост-тарковской: пять человек, странным образом подобравшиеся, ищут на заснеженных пространствах между Санкт-Петербургом и Угличем мистическую колокольню счастья, которая отсылает прямо в рай - но не всех, а - достойных.
Сам автор определяет жанр фильма как православное роуд-муви. Можно привести даже культовый эпиграф из песни легендарной питерской группы «АукцЫон»: «Долгая дорога бескайфовая». Лидер группы, Леонид Федоров, написал музыку к фильму, а шоумен Олег Гаркуша - сыграл одну из главных ролей. А еще в эпизоде снялся сам Балабанов. Пожалуй, этот фильм - «Я тоже хочу» - и является одним из главных в программе фестиваля - по крайней мере, для российского зрителя.
А еще - уже в основном конкурсе - новые киновысказывания супер-американцев Терренса Малика и Пола Томаса Андерсона. Терренс Малик, легендарный затворник, в прошлом году явил миру сложно сконструированную кинопоэму, киномистерию - «
Древо жизни | The Tree of Life», выставил ее на Каннский фестиваль и получил Золотую Пальмовую Ветвь - после десятилетий молчания.
Теперь вот долго отмалчиваться не стал, привозит в Венецию драму «К восхищению» - неудачные супружества плюс мятущийся священник, со звездным актерским составом: Рейчел МакАдамс, Бен Аффлек, Рейчел Вайс и Хавьер Бардем.
Пол Томас Андерсон - обладатель Оскара 2008 года за фильм «
Нефть | There Will Be Blood», в историю кино - и в сердца своих поклонников - вошел более ранним, 1999 года, фильмом «
Магнолия l Magnolia». С тех пор мир ждет от него повторения чуда. Пока - не получается. Но на этот раз Пол Томас Андерсон обещает, по крайней мере, очень интересную тему - и тоже с блестящим кастингом: драму «Мастер» уже сейчас называют одним из главных претендентов на Оскар-2013.
Как была создана сайентология и как Рон Хаббард, на ее основе, создал религиозную школу, секту, охватывающую сейчас тысячи самых успешных людей мира вообще, Америки - в частности и Голливуда - в том числе? В фильме речь пойдет о годах зарождения движения, о конфликте основателя школы с ближайшим другом и сподвижником… Тема настолько интересна, насколько и опасна - для приверженцев дела Мастера.
Один из самых деятельных и известных в мире сайентологов, Том Круз, даже выставил свои требования к режиссеру Андерсону - своему другу и сподвижнику по фильму «Магнолия». Андерсон на обострение не пошел, и, кажется, после просмотра рабочих материалов Круз остался удовлетворенным. Однако - все это в высшей степени интересно и интригующе. В главных ролях в фильме «Мастер» снялись Филипп Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дёрн и - постаревший, фантастически изменившийся Хоакин Феникс. Дуэт этих двоих - Хоффмана и Феникса - обещает мощный драматический всплеск.
Независимо от того, какую оценку фильм получит на фестивале, ждать его будем с нетерпением. (Но все-таки оценки хочется хорошей.) Еще в конкурсе ленты Такеши Китано - новый «Беспредел», Кима Ки Дука - «Пьета», Брайана де Пальмы - «Страсть». Но больше всего хочется увидеть "Я тоже хочу" Балабанова и "Мастера" Пола Томаса Андерсона. Удачи им!
Вместе с этим смотреть:
Предсказуемый Канн-2012,
Оскар-2012: Хорошо забытое старое,
ММКФ - 2012: Итоги. ДокументальноеВместо этого смотреть:
Венецианский кинофестиваль 2011: Начало,
Венецианский кинофестиваль 2010. НачалоВ этот день в 2011 году:
Ингрид Бергман киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн