Космополис | Cosmopolis

Aug 30, 2012 09:53


Фильм Дэвида Кронненберга «Космополис» был участником последнего Каннского кинофестиваля и быстро добрался до наших экранов. Не иначе, как благодаря известной любви российских девушек к исполнителю главной роли в фильме, Роберту Паттинсону - герою вампирской саги «Сумерки». В том, что на роль блистательного миллиардера, финансового гуру кризисной фазы капитализма, безупречного и недосягаемого во всем, режиссер Кроненберг пригласил бывшего вампира, есть очевидная ирония.

Вторая толика иронии просквозила в самом начале фильма «Космополис»: когда безупречный от макушки и до кончиков ботинок из кожи австралийского сумчатого грызуна герой фильма отвечает начальнику личной охраны на вопрос, куда это он собрался в разгар уличных беспорядков и суеты, связанной с приездом в город Президента Соединенных штатов - так, что нескончаемой длины белый лимузин миллиардера вряд ли проедет по пробкам - и вот этот набриолиненный Роберт Паттинсон лениво говорит: «Мне надо постричься».


Ну, вот, собственно, и все. Что примечательного случилось в фильме. Все остальное будет менее примечательным. Паттинсон сядет в свой лимузин и медленно поедет по беснующемуся городу. В 2003м году, когда был опубликован литературный первоисточник фильма, роман "Космополис" Дона Делилло, беспорядки на улицах Нью-Йорка предполагались метафорой и гиперболой, но - никак не реальностью, в этом была заявка на некую фантастичность происходящего, чуть ли не на антиутопичность. Однако эта сказка слишком быстро стала былью и теперь, менее, чем 10 лет спустя, выглядит чуть ли не привычными кадрами из выпуска новостей.



В мега-автомобиль Паттинсона по дороге будут подсаживаться по дороге разные люди, любовницы, работники и слуги. (Одна из них - совершенно неожиданная в этом фильме Жюльет Бинош. Давно и хорошо знакомая актриса как будто даже не время пытается повернуть вспять, а все наши представления о ней, как он нежной и трепетной французской фиалке - а оказывается, под маскою овцы таился тигр!)



День финансового короля будет проходить на колесах, как символ того, что он вечно движется, он не стоит на месте, даже когда сидит, или когда проктолог исследует его прямую кишку. Курс юаня все равно остается под его неусыпным наблюдением.

В общем, рассказывать об этом фильме интереснее, чем его смотреть. Потому что представить можно то, чего там нет. Можно представить, как этот фильм бы снял Тарантино. Или Вуди Аллен. С этими бесконечными диалогами-монологами. Ну да, бывают такие экранные - и даже очень долгие, и маловразумительные - диалоги-монологи, которые становятся главными фишками фильма. Но - не в этот раз.

Чрезвычайно многословные, но бесконечно абстрактные, беседы, которые ведут в фильме все, кому не лень, рисуют портрет не героя, или других персонажей, или обстоятельств, или времени - они рисуют портрет автора, Девида Кроненберга, который, говорят, написал сценарий фильма за 6 дней. Право слово, лучше бы он потратил побольше времени. Очень хороший режиссер, Кроненберг умеет создавать ярких героев.



Он умеет создавать их мир. Внятный, живой, живущий по своим законам, мир, который зритель по ту сторону экрана воспринимает как мир, а не как выгородку в павильоне. И здесь, в «Космополисе», это все есть. Есть герой, есть мир. Есть великолепная метафора капитализма - как вот этого вампира в сверкающем лимузине, размеренно и планомерно преодолевающего, перемалывающего город и мир, не вступая с ним в коммуникации, просто посылая электронные пучки сигналов во всемирную сеть.

Но это метафора - на одну песню. На одну трубку. Для фильма надо что-то еще. Вот еще мог бы этот фильм - или предшествующий ему литературный первоисточник - сочинить Виктор Пелевин. Вот и телеги про финансовый капитализм тогда были бы внятные и парадоксальные, и встречи у нашего упыря-миллиардера прошли бы на должном уровне и с нужными людьми. Правда, нельзя не упомянуть о таком парадоксе: впечатление от фильма осталось гораздо лучше, чем сам фильм.



Вроде смотреть его никому не пожелаешь, а вспоминать - интересно. Все-таки Дэвид Кроненберг - хороший режиссер. Хоть и снял плохой фильм.

Космополис | Cosmopolis: Канада, Франция - 2012



Моя система оценок

Poll Космополис | Cosmopolis

Вместе с этим смотреть: 4:44 Последний день на Земле| 4:44 Last Day on Earth, Милый друг | Bel Ami
Вместо этого смотреть: Generation П, Сумерки. Сага. Рассвет | The Twilight Saga: Breaking Dawn - Part 1
В этот день в 2011 году: Меланхолия | Melancholia
В этот день в 2010 году: Кэмерон Диаз
В этот день в 2009 год: Прикольная Прага - лето 2009. Часть 4


киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








*3*, Кроненберг, обзоры фильмов, притча, Бинош, 2012, Франция, Паттинсон, Канада, кино

Previous post Next post
Up