Оскар-2012: Хорошо забытое старое

Feb 27, 2012 16:26


Триумфальное шествие по миру французского фильма « Артист | The Artist» на Оскаре достигло апофеоза. Именно таких высокопарных и пафосных слов достойны не столько даже сам фильм, сколько единодушие мирового сообщества - к которому, как теперь выяснилось, полностью присоединяются и американские киноакадемики.

Они не только назвали «Артиста» одним из лучших фильмов 2011 года, (один из девяти, названных Киноакадемией - само по себе дорогого стоит!), не только номинировали его еще на 9 номинаций, но и отдали ему пять главных статуэток.

Французский фильм «Артист» режиссера Мишеля Хазанавичуса, с французским актером Жаном Дюжарденом в главной роли, увозит из Лос-Анжелеса пять Оскаров-2012 года, из них четыре - в главных номинациях: за лучший фильм, за лучшую режиссуру, за лучшего актера и за лучшую музыку. Единодушный восторг, с которым фильм «Артист» воспринимают в мире, просто заставляет заподозрить создателей фильма во владении неким магическим секретом:

простодушный и наивный черно-белый и немой фильм с кристально-прозрачным сюжетом собрал все европейские призы, (Пальмовую Ветвь Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль и без счета французских «Сезаров» и английских «BAFTA»), получил гроздь « Золотых Глобусов» и вот теперь - пять Оскаров.


Поневоле хочется поспорить о достоинствах ленты. Особенно если говорить о главных номинациях - режиссура и «лучший фильм». На церемонии вручения, (скучноватой, Билли Кристал не был в ударе, и шутки ему написали не смешные),



в качестве одной из немногих постановочных режиссерских находок были мини-интервью голливудских звезд - их показывали в зале, на большом экране, перемежая ими несмешные шутки Кристала - о том, что для них значат слова: «большое кино», «великий фильм».



И большинство из них на этот вопрос отвечали не ернически, а серьезно. Что не удивительно, ибо речь идет о деле, которому они посвящают свои жизни. То есть большинство актеров все-таки верят в «великий фильм», фильм, который не просто профессионально сделан, даже - безупречно, безукоризненно и совершенно. Но «великому фильму» этого мало.



Лучше всех, по-моему, высказался Эдвард Нортон: «когда фильм меняет твою жизнь, входит в твою память как событие твоей собственной жизни, поражает тебя до дрожи» - что-то такое он сказал. Не каждый фильм может быть великим. Не каждый режиссер может снять «великий фильм». Не каждый даже должен к этому стремиться. Это такой особый жанр, что ли.



И для его создания действительно требуется гораздо больше разнообразных граней режиссерского мастерства, чем для создания фильма просто хорошего, но - скажем - менее многогранного. Так вот, среди 9 заявленных Киноакадемией в номинации «Лучший фильм года» картин: «Боевой конь», « Хранитель времени | Hugo», «Артист», «Жутко громко, запредельно близко», « Человек, который изменил все | Moneyball», « Полночь в Париже | Midnight in Paris», « Прислуга | The Help», « Потомки | The Descendants», такой фильм был.



И его уже в этом качестве заметили. В Каннах. Фильм « Древо жизни | The Tree of Life» Терренса Малика в 2011году в Каннах получил Золотую Пальмовую ветвь как лучший фильм.

Таких фильмов немного и они выходят не каждый год. Таких режиссеров не много. В Америке особенно. Ну да, вот и ответ: в Америке все-таки величие фильма оценивают не фигурально, а материально - в миллиардах долларов сборов. (По-американски - «Титаник» - великий фильм.)

Так что возможности давить на их представление о величии у фильма «Древо жизни» не было никакой. «Артист» с коммерческой точки зрения гораздо больше пишется в американские представления о том, что такое хорошо и что такое плохо: он снят за смешные с точки зрения Большого Голливуда 15 млн. долларов, а в прокате принес уже в пять раз больше, не говоря уже о мировой славе, капитализацию которой вообще трудно подсчитать.

Во всяком случае, по-мальчишески взъерошенному продюсеру «Артиста», который вышел сегодня на сцену получать Оскар, больше не придется ходить с протянутой рукой - за право профинансировать следующий его проект наверняка будут биться … кто? Ну, какие-нибудь владельцы больших кошельков, воротилы Уолл-Стрит - или кто там платит за большое кино?

Так или иначе, сплоченное желание американских киноакадемиков продвинуть французское кино, выразившееся в количестве наград, вызывает прямо-таки изумление. Правда, сам французский фильм-триумфатор, в свою очередь, является кинематографическим приветом, реверансом и воздушным поцелуем в адрес Золотого Века Голливуда - Великого Немого, с его блеском и роскошью. И все эти приметы и свойства Голливуда никуда не делись и потом, с приходом в кино звука.



Волшебство и привлекательность мира киногрез - воспетые немым «Артистом» - все-таки, что ни говори, остаются главной не только творческой, но - жизненной ценностью всех членов американской киноакадемии. А фильм «Артист» эту ценность показал во всей красе. Так что его победа вполне заслужена.



Обидно за внучку Мартина Скорсезе, которая пришла на церемонию вручения Оскара в надежде, что киноакадемики разделят ее любовь - и к дедушке, и к его фильму «Хранитель времени». Киноакадемики же отдали фильму должное - пять технических призов, но не любовь. Призы - за операторскую работу, художнику-постановщику, за спец-эффекты и уже совсем специальные - за монтаж и сведение звука - получили люди, которые прекрасно сделали своё дело.



Но, когда отдельные цеха получают награды, а главные призы обходят фильм стороной, создается впечатление, что режиссер не справился с задачей и не свел работу всех этих цехов, всех этих замечательных профессионалов, к единой вершине общей работы на замысел, на идею. В данном случае это не так. Как бы ни упирались киноакадемики во внезапном пристрастии к черно-белому и немому, цветная 3-Д сказка Скорсезе - не набор хорошо смонтированных и хорошо озвученных спецэффектов, а очень цельная, трогательная и прекрасная история.



Рассказанная неожиданно-добрым дедушкой-Скорсезе. Теперь понятно, для кого.

Еще одна обида - за Бреда Питта. У него третья номинация на Оскар осталась без наград, вместо него ее получил, как и было объявлено, Жан Дюжарден. А почему Питт номинировался за «Человека, который изменил все»,





а не за «Древо жизни»? Вот там-то у Питта роль гораздо более выигрышная, многоплановая, разносторонний человек в разнообразных жизненных ситуациях - разве можно сравнить ту роль с очень прямолинейным и однонаправленным «Человеком, который изменил все»?

Правда, возвращаясь к реалиям, уж если киноакадемикам втемяшилось поразить всех своей оригинальностью и свежим взглядом, то они бы отдали приз Дюжардену в любом случае.



Мерил Стрип, наконец, получила свой третий Оскар. Пожалуй, это единственный случай, когда за актрису, получающую третий Оскар, так искренне рады все самые честолюбивые и завистливые люди планеты, собравшиеся в зале, где идет церемония вручения премии.



И весь остальной мир тоже. Собратья-кинематографисты встретили известие о присуждении Оскара Мерил Стрип долгими продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию. Весь мир любит Мерил. А она любит своего мужа - которого и расцеловала на глазах у всего мира, и первые слова благодарности были обращены именно к нему. У лучшей киноактрисы мира четверо детей и счастливый брак. Чтобы вам так везло!

Правда, те два Оскара, которые у нее были до сих пор, она получила очень-очень давно. И один из них - за роль второго плана. А второй - был даже не двадцать, а все тридцать лет назад.




Так что завидовать Мерил надо с оглядкой: без малого тридцать лет она чуть ли не каждый год, (это легко посчитать: 17 номинаций, из них три - увенчанные, значит, 14 раз), она приходила на церемонию вручения премии Оскар, полная сладостных предвкушений - и уходила не награжденной. И ни капельки не обижалась. По крайней мере, ее счастливое лицо и общая умиротворенность, исходящая от этой женщины, никогда не позволяли даже заподозрить, что она чем-то огорчена, обижена невниманием или несправедливостью.

Да даже и не скажешь, что она «умеет ждать». Она умеет жить. Мерил Стрип - Мастер Жизни. Все эти тридцать она лет играет лучшие роли в лучших фильмах - и понимает, что это ценнее любых призов. Но сегодня, кажется, всему миру приятно, что наградили Любимую Актрису.

Во вторую очередь, после мужа, любимая актриса поблагодарила любимого стилиста: гримера-парикмахера, с которым работает все эти тридцать лет, во всех фильмах, все роли. И вот сегодня, наконец, ему тоже дали Оскара - за лучший грим.



Это он так хорошо загримировал Мерил Стрип, превратив ее в Маргарет Тэтчер в фильме « Железная леди | The Iron Lady». Но и без сложного грима, на Красной Ковровой дорожке сегодня, Мерил Стрип в своем золотом платье выглядела ослепительно. Королева, одетая по-королевски.



Удается не всем и не всегда. На нынешней церемонии преобладал белый цвет. И правильно: все красавицы, отдавшие ему предпочтение, не прогадали и были хороши, свежи, нарядны и … белый добавляет невинности и наивности - качеств, которых как раз голливудским звездам, при всей их блистательности и избыточности, и не хватает. И Милла Йовович, и Дженнифер Лопес, и Кэмерон Диаз - в белом смотрелись очень свежо.





Особенно отличилась Гвинет Пэлтроу - в сочетании с ее природным цветом волос и ее природным утонченным аристократизмом ее белое платье - достаточно строгое, закрытое, сложное и, скорее скрывающее, нежели - открывающее - выглядело безупречным. Идеальным.



Если Гвинет сыграла на церемонии белого ангела, то черного - угадайте, кто?

Конечно, Анджелина Джоли: она вышла награждать сценаристов в пышном черном платье, с огромной юбкой на корсете. Бальное платье глухого черного цвета - мрачновато. Чтобы разбавить эту мрачность, Анджелине пришлось практически во всю длину обнажить ногу и выставить ее в разрезе не неким полунамеком, а таки абсолютно внятным восклицательным знаком.



Все вместе создало такую брутальную инсталляцию, в которой не хватало только бутафорского автомата Расхитительницы гробниц. Или подписи: «Под этим каблуком покоится Бред Питт». Бред Питт на церемонии явил свое зависимое от супруги положение … своей прической, которая почти копирует прическу Анджелины: длинные светлые, в рыжину, волосы ниже плеч.

Да, люди, долго живущие в браке, становятся похожи друг на друга. В нашем случае - попадают под влияние друг друга. Или так: более сильный в паре влияет на менее сильного и тот потихоньку перенимает его привычки. И прически.

Еще о красавицах: странный цвет платья предпочла Пенелопа Крус. На ней было платье столь трудно определимого цвета, что это интеллектуальное усилие и неопределенность, (как будто для него не придумано еще название), компенсировало его неяркость и безжизненность, в итоге произведенный эффект можно выразить словами: «изысканный» и «интересный». Не банальный. (Здесь он выглядит, как серо-голубой, но это обманчивое впечатление. Он гораздо сложнее).



А вот ярко-красный, обычно беспроигрышный и украшающий всех, цвет на этот раз не задался: Натали Портман в красном цвета выглядела слишком прямолинейно и




незамысловато. А Эмму Стоун, не такую безукоризненную красавицу, как Портман, красный вообще состарил и опошлил. Наверняка тут дело не в цвете и не в девушке, а - в освещении. Меняя которое, организаторы церемонии каждый год вносят дополнительную интригу для дам, выбирающих наряд для самого критичного события сезона.

Другие номинации: за лучшую женскую роль приз получила Октавия Спенсер - вполне заслуженно принеся хоть какую-то награду очень симпатичному фильму "Прислуга".



За лучшую мужскую роль второго плана наградили Кристофера Пламмера. Наконец-то. Этот актер в свои 82 года, (он стал самым старым человеком, получающим Оскар за роль, а не за вклад), уже один из тех, кто олицетворяет Голливуд и искусство кино в целом: от «Звуков музыки» 1965 года до прошлогоднего « Последнего воскресенья» и совсем уже недавней роли в фильме « Девушка с татуировкой дракона».

Тут, в общем-то, уже не важно, за какую роль в каком фильме - в фильме «Начинающие» Кристофер Пламмер сыграл роль отца, который открывает сыну свои нетрадиционные сексуальные пристрастия.



Если гей-сообщество как-то поучаствовало во вручении этой премии, то - отдельное спасибо. Актер сделал все, что мог.

Правда, рядом с ним в этой номинации стоял Макс фон Сюдов - он сыграл в одном из лучших, по версии киноакадемии, фильмов 2011 года - «Жутко громко, запредельно близко».



И тоже не имеет еще ни одной оскаровской статуэтки. И тоже супер стар - ему тоже 82 года. И тоже достоин Оскара больше, чем кто-либо. Почему достопочтенные киноакадемики ждут так долго? А они ждут, ждут…

Вот так и Том Круз, который - красавчик! - вышел вручать премию за Лучший фильм - состарится без Оскаров.



Конечно, мы все полюбили его не за это. Но потом, когда ему будут в 2057 году вручать, наконец, за какую-нибудь ролишку, Оскар, молодые и цветущие на тот момент наши правнуки будут с трудом вспоминать, что же сделал такого этот убеленный сединами мощный старик, что ему так аплодирует благодарное киносообщество?

А при жизни нельзя, что ли, успеть? При полнокровной, активной и цветущей творческой жизни? Ну да ладно. Вон, Вуди Аллен за своим третьим Оскаром вообще не приехал. Наш любимый режиссер уже не молод, и его отсутствие на церемонии, да еще учитывая, что сам он в числе награжденных - могло бы вызвать тревогу - как он там, не простудился ли? Но - нет, это его фирменный стиль и правило жизни. Он никогда не приходит.



За двумя предыдущими статуэтками не приходил, следующие двадцать номинаций пропустил, не пришел и за этой. Двадцать номинаций! Двадцать. А тут - подумаешь - и приз-то не за лучший фильм, не за лучшую режиссуру, не за лучшую роль, а за какой-то там … сценарий! Да эти сценарии Вуди Аллен печет, как блины, по три за раз. Ими ли ему гордиться!



А академия им гордится. Поэтому, не взирая на известные привычки и пренебрежения, киноакадемики награждают «Полночь в Париже» Вуди Аллена. Потому что, как ни крути, он - лучший. Лучший не сегодня, а всегда. Вот как Мерил Стрип. Как Скорсезе. А насчет Хазанавичуса и Дюжардена - посмотрим. Одна ласточка весны не делает.

Один Оскар - конечно, высочайшее личное достижение и недостижимая большинством людей мера успеха. Но все-таки - не мера таланта. И даже не мера того влияния, которое тот или иной фильм/режиссер/актер окажут на людей. На мир. Один Оскар. У «Артиста» их - пять. Так что о каком-никаком значительном влиянии говорить все-таки можно. И - что тут ходить вокруг да около! - влияние это - хорошее.

Редко бывают столь положительно заряженные одним добром и справедливостью фильмы. И еще гораздо реже такой фильм поднимается на такую высоту, чтобы быть видным издалека. Со всех сторон. От востока до запада.



Свет, который, благодаря своим создателям, распространяет этот бесхитростный добрый фильм, теперь стал еще виднее, значит - согреет и осветит еще большее количество людей. Так что на этот раз своими наградами киноакадемики способствуют совершенству мира. Спасибо им за это!

А так же за Оскар иранскому «Разводу», ("Развод Надера и Симин" - лучший фильм на иностранном языке) - как-то надо махать крылышками на этот огонь войны, который



накликивают вокруг Ирана политики и международные комментаторы. Как-то демонстрировать миру, что кроме бомб, есть и всякие мирные орудия воздействия.

Вместе с этим смотреть: Итоги Золотого Глобуса: без сенсаций, Кто получит Оскар 2012?, Канн 2011 Итоги
Вместо этого смотреть: Золотой Орел-2012: истекший киногод глазами Михалкова, Берлинский фестиваль: наших нет
В этот день в 2011 году: Магнолия l Magnolia
В этот день в 2010 году: Олимпиада. Какая боль!
В этот день в 2009 году: Евгений Урбанский

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








Дюжарден, Стоун, Оскар, Джоли, Крус, Спилберг, Пэлтроу, Портман, Спенсер, Фархади, Малик, Скорсезе, Пламмер, Пейн, события, фон Сюдов, Диаз, Круз, Хазанавичус, Питт, Стрип, Аллен, фестивали, 2012, Бежо, Лопес, Кристал

Previous post Next post
Up