Фильм «Прислуга» неизвестного режиссера Тейта Тейлора номинируется на Оскар как лучший фильм 2012 года. Плюс еще три номинации - актерские. За лучшие женские роли - две второго плана и одну - первого. Повышенное внимание американской киноакадемии к фильму легко объяснить традиционно актуальной в Америке темой взаимоотношений белых и черных.
Cправедливости ради, надо признать, что, может быть, именно благодаря такому вот пристальному вниманию и отслеживанию этой темы широкими кругами общественно-активных американцев на сегодняшний день черные американцы имеют самый широкий выбор жизненных перспектив. Вплоть до президента США.
Но американцы продолжают держать руку на пульсе: и снимают на эту тему, и номинируют, и награждают. Бывает, что - невзирая на особые достоинства фильма. Тема перевешивает. (Так это было в 2010 году с фильмом «
Невидимая сторона | The Blind Side»: он тоже номинировался как лучший фильм, а Сандра Буллок так и получила за участие в нем наконец-то свой первый Оскар за лучшую женскую роль). Тот фильм был интересным с познавательной, этнографической точки зрения: вот у них, значит, как. Фильм «Прислуга» - гораздо более широкого спектра действия. Его интересно смотреть.
Фильм очень зрелищный - в нем изображен очень яркий и колоритный мир, ностальгически и географически прекрасный мир американского юга 60-х годов. А еще фильм насыщен яркими, своеобразными персонажами. Женщинами. Не зря номинировали из фильма троих. Жаль, нельзя больше.
Вообще не понятно, почему на главную женскую роль номинирована вялая и печальная Виола Дэвис, (то есть ее персонаж - вялый и печальный), а не искрометная, зажигательная и, так уж вышло, самая главная двигательница сюжета - Октавия Спенсер?
Да и две белые красотки, (одна из них - номинированная на Оскар за лучшую женскую роль второго плана Джессика Честейн, но есть и другая, похожая на нее, как сестра-близнец, Брайс Даллас Ховард. У которой, кстати, реально есть сестра-близнец…) - одинаково достойны если не премии, тут надо сравнивать со всеми другими, то уж - номинации - точно: сильные, выразительные, очень характерные роли.
А уж совсем обидно за главную героиню - ее играет Эмма Стоун, (как две капли воды похожая на Линдси Лохан. Слава богу, Линдси Лохан в фильме нет), и на нее тоже смотреть интересно.
В общем, уже по тому, что из фильма ты запоминаешь сразу десяток персонажей, ясно становится, что впечатление все они вместе произвели немалое. Значит, режиссер постарался. А он постарался! Фильм на очень серьезную и не смешную тему снят в карамельно-идиллическом стиле мыльного сериала 60-х годов, (про жену-ведьму, например, «Моя жена меня приворожила»).
Можно сколько угодно надувать щеки в праведном феминистском порыве, презирать грошевый уют и клеймить позором мещанские радости благоустроенного быта. Но - не знаю, как это было на самом деле и было ли вообще - с кинематографической точки зрения это очень выигрышный мир: когда реальность и быт сами настолько декоративны, что их и специально декорировать не надо.
Для грубого и внятного искусства кино надо только довести до абсурдной яркости и четкости все их выразительные средства: прически, платьица, колясочки, садики, столики, машинки. Тейт Тейлор не первый это делает: в начале нулевых был фильм «Степфордские жены», в котором в накладных шиньонах и изящных платьях с розочками блистали Николь Кидман и Глен Клоуз. Но там эта приторная красота по-американски использовалась слишком уж прямолинейно, чтобы сказать, что за ней ничего нет.
А здесь яркую и идиллическую декорацию разрушает сразу же возвратившаяся из центра цивилизации обученная там разным премудростям местная девушка, (ее играет Эмма Стоун), которая уже не хочет быть частью этого чистенького аккуратного мира. И носит совсем другие платья и прически. И замечает в этой чистоте и красоте присутствие совершенно не красивых ситуаций. А потом и вовсе выводит из некрасивых и несимпатичных, настолько противоречащих внешнему уюту, стычек и конфликтов, систему.
Которой этот уют и обязан своими безмятежностью и благословенностью. Все здесь, в этом раю, устроено черными руками. Руками черных. А эти красивые белые леди, такие благовоспитанные и учтивые, ведут себя с черными и не красиво, и не учтиво. Но никому и в голову не приходит, что подобное положение дел нужно как-то менять.
Фильм "Прислуга" - о том времени, когда ветер перемен 60-х из центра долетел до благословенного Юга. В центре уже Президента Кеннеди убили, Мартин-Лютер Кинг на подходе, и за гражданские свободы - негров, в том числе - ломаются не только перья журналистов, но и копья. То есть - людей убивают. Или вот-вот начнут убивать.
А здесь, на Юге, так трудно посмотреть вокруг себя незамыленным взглядом, чтобы понять: все, к чему мы все здесь так привыкли - это не правильно. Что эти люди, предки которых были рабами, и теперь далеко не ушли, если их можно безнаказанно унижать, прогонять с работы без выходного пособия и для них не предусмотрено никакого другого вида деятельности, кроме как - обслуживать бывших хозяев.
Вот все эти пласты реальности и политической грамотности фильм «Прислуга» поднимает без всякого гражданского пафоса, в форме не просто легкой, а - невыразимо приятной. Его хочется смотреть, и продолжать смотреть. Он не назидателен, это не агитка. Это и не кусок жизни, не слепок реальности, выхваченный во всей ее первозданной грубости и шероховатости.
Это - фильм, над которым работали люди, обработанный продукт или даже - произведение искусства. Над которым люди мастерски потрудились - и сделали то, что хотели. Вот, наверное, главное достоинство фильма «Прислуга» - это мастерски сделанная вещь. И, когда ты его смотришь, ты это мастерство ощущаешь, чувствуешь и понимаешь не менее очевидно, чем перипетии сюжета. Это редкое свойство.
Прислуга | The Help: США, Индия, ОАЭ - 2012
Моя система оценок Poll Прислуга | The Help Вместе с этим смотреть:
Меня зовут Кхан | My Name Is Khan,
Миллионер из трущоб | Slumdog MillionaireВместо этого смотреть:
Невидимая сторона | The Blind Side,
Потомки | The DescendantsВ этот день в 2010 году:
Мотыль ушелВ этот день в 2008 году:
Новый мир киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События *
Афиша кино и новые фильмы *
Персоны *
Кинофестивали Фильмы по жанрам:
Абсурд -
Боевик -
Война -
Детектив -
Детское кино -
Драма -
Историческое -
Катастрофа -
Комедия -
Криминал -
Мелодрама -
Мистика -
Мультфильм -
Мюзикл -
Приключения -
Сатира -
Семейное кино -
Триллер -
Ужасы -
Фантастика -
Фэнтези -
Экшн