Прислуга | The Help

Feb 22, 2012 09:59



Фильм «Прислуга» неизвестного режиссера Тейта Тейлора номинируется на Оскар как лучший фильм 2012 года. Плюс еще три номинации - актерские. За лучшие женские роли - две второго плана и одну - первого. Повышенное внимание американской киноакадемии к фильму легко объяснить традиционно актуальной в Америке темой взаимоотношений белых и черных.

Cправедливости ради, надо признать, что, может быть, именно благодаря такому вот пристальному вниманию и отслеживанию этой темы широкими кругами общественно-активных американцев на сегодняшний день черные американцы имеют самый широкий выбор жизненных перспектив. Вплоть до президента США.

Но американцы продолжают держать руку на пульсе: и снимают на эту тему, и номинируют, и награждают. Бывает, что - невзирая на особые достоинства фильма. Тема перевешивает. (Так это было в 2010 году с фильмом « Невидимая сторона | The Blind Side»: он тоже номинировался как лучший фильм, а Сандра Буллок так и получила за участие в нем наконец-то свой первый Оскар за лучшую женскую роль). Тот фильм был интересным с познавательной, этнографической точки зрения: вот у них, значит, как. Фильм «Прислуга» - гораздо более широкого спектра действия. Его интересно смотреть.


Фильм очень зрелищный - в нем изображен очень яркий и колоритный мир, ностальгически и географически прекрасный мир американского юга 60-х годов. А еще фильм насыщен яркими, своеобразными персонажами. Женщинами. Не зря номинировали из фильма троих. Жаль, нельзя больше.



Вообще не понятно, почему на главную женскую роль номинирована вялая и печальная Виола Дэвис, (то есть ее персонаж - вялый и печальный), а не искрометная, зажигательная и, так уж вышло, самая главная двигательница сюжета - Октавия Спенсер?



Да и две белые красотки, (одна из них - номинированная на Оскар за лучшую женскую роль второго плана Джессика Честейн, но есть и другая, похожая на нее, как сестра-близнец, Брайс Даллас Ховард. У которой, кстати, реально есть сестра-близнец…) - одинаково достойны если не премии, тут надо сравнивать со всеми другими, то уж - номинации - точно: сильные, выразительные, очень характерные роли.



А уж совсем обидно за главную героиню - ее играет Эмма Стоун, (как две капли воды похожая на Линдси Лохан. Слава богу, Линдси Лохан в фильме нет), и на нее тоже смотреть интересно.



В общем, уже по тому, что из фильма ты запоминаешь сразу десяток персонажей, ясно становится, что впечатление все они вместе произвели немалое. Значит, режиссер постарался. А он постарался! Фильм на очень серьезную и не смешную тему снят в карамельно-идиллическом стиле мыльного сериала 60-х годов, (про жену-ведьму, например, «Моя жена меня приворожила»).



Можно сколько угодно надувать щеки в праведном феминистском порыве, презирать грошевый уют и клеймить позором мещанские радости благоустроенного быта. Но - не знаю, как это было на самом деле и было ли вообще - с кинематографической точки зрения это очень выигрышный мир: когда реальность и быт сами настолько декоративны, что их и специально декорировать не надо.



Для грубого и внятного искусства кино надо только довести до абсурдной яркости и четкости все их выразительные средства: прически, платьица, колясочки, садики, столики, машинки. Тейт Тейлор не первый это делает: в начале нулевых был фильм «Степфордские жены», в котором в накладных шиньонах и изящных платьях с розочками блистали Николь Кидман и Глен Клоуз. Но там эта приторная красота по-американски использовалась слишком уж прямолинейно, чтобы сказать, что за ней ничего нет.

А здесь яркую и идиллическую декорацию разрушает сразу же возвратившаяся из центра цивилизации обученная там разным премудростям местная девушка, (ее играет Эмма Стоун), которая уже не хочет быть частью этого чистенького аккуратного мира. И носит совсем другие платья и прически. И замечает в этой чистоте и красоте присутствие совершенно не красивых ситуаций. А потом и вовсе выводит из некрасивых и несимпатичных, настолько противоречащих внешнему уюту, стычек и конфликтов, систему.



Которой этот уют и обязан своими безмятежностью и благословенностью. Все здесь, в этом раю, устроено черными руками. Руками черных. А эти красивые белые леди, такие благовоспитанные и учтивые, ведут себя с черными и не красиво, и не учтиво. Но никому и в голову не приходит, что подобное положение дел нужно как-то менять.

Фильм "Прислуга" - о том времени, когда ветер перемен 60-х из центра долетел до благословенного Юга. В центре уже Президента Кеннеди убили, Мартин-Лютер Кинг на подходе, и за гражданские свободы - негров, в том числе - ломаются не только перья журналистов, но и копья. То есть - людей убивают. Или вот-вот начнут убивать.



А здесь, на Юге, так трудно посмотреть вокруг себя незамыленным взглядом, чтобы понять: все, к чему мы все здесь так привыкли - это не правильно. Что эти люди, предки которых были рабами, и теперь далеко не ушли, если их можно безнаказанно унижать, прогонять с работы без выходного пособия и для них не предусмотрено никакого другого вида деятельности, кроме как - обслуживать бывших хозяев.



Вот все эти пласты реальности и политической грамотности фильм «Прислуга» поднимает без всякого гражданского пафоса, в форме не просто легкой, а - невыразимо приятной. Его хочется смотреть, и продолжать смотреть. Он не назидателен, это не агитка. Это и не кусок жизни, не слепок реальности, выхваченный во всей ее первозданной грубости и шероховатости.



Это - фильм, над которым работали люди, обработанный продукт или даже - произведение искусства. Над которым люди мастерски потрудились - и сделали то, что хотели. Вот, наверное, главное достоинство фильма «Прислуга» - это мастерски сделанная вещь. И, когда ты его смотришь, ты это мастерство ощущаешь, чувствуешь и понимаешь не менее очевидно, чем перипетии сюжета. Это редкое свойство.

Прислуга | The Help: США, Индия, ОАЭ - 2012



Моя система оценок

Poll Прислуга | The Help

Вместе с этим смотреть: Меня зовут Кхан | My Name Is Khan, Миллионер из трущоб | Slumdog Millionaire
Вместо этого смотреть: Невидимая сторона | The Blind Side, Потомки | The Descendants
В этот день в 2010 году: Мотыль ушел
В этот день в 2008 году: Новый мир

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн








ретро, Дэвис, Стоун, Оскар, обзоры фильмов, Ховард, драма, Спенсер, США, Тейлор, *5*, комедия, Честейн, 2012, номинация, кино

Previous post Next post
Up