10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Носом по льду»

Jan 02, 2025 21:00



[прошлые выпуски] 10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2010-2016. «Люди вокзалов». Часть 1
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2010-2016. «Люди вокзалов». Часть 2
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2010-2020.«День памяти жертв теракта в Беслане. Аланское подворье, храм Рождества Богородицы на Солянке»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2010-2020. Казанский вокзал
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2011. Приёмка в пионеры
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2011. «Космический карнавал»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2012. «Будни женской колонии». Иваново
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2012.«Обирок. Арт-хутор близ Чернигова в мирные времен
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2012. Тбилиси
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2013. Вифлеем
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2014-2019. В Крыму
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2015. «Багрец и золото»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2015. «Додескаден»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2015. «Люди, море, жизнь». Махачкала
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2015. «Магазин за углом молока». Хэйхэ
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2015. «Ночь перед Рождеством»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2015. «С мечтой о звездах»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2015.«Пасхальный звон»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2015. «Путешествие в Норинскую к месту ссылки Иосифа Бродского»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016-2019. Петербургские впечатления
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Барнаул»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Вечерняя Москва»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Вечерняя Москва». Часть 2
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Гений места»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Израиль». Часть 1
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Израиль». Часть 2
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Крым»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Караимская улица». Евпатория
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Крапивна жжёт»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. Крещенская служба в церкви Покрова Богородицы. Дербент. Памяти священника Николая Котельникова.
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Место силы посреди моря»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Московские зарисовки»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Московские зарисовки». Часть 2
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Мурманская область»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016.«Осень в Смоленске»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016.«Осень в Смоленске-2»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016.«Осень в Смоленске-3»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Открытие выставки «Переспелые пальцы слонов»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016.«Пятый фестиваль современного искусства «Форма»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016.«Пасхальные дни в Грузии»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Пасхальный фестиваль»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Разноликая Москва». Часть 1
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Разноликая Москва». Часть 2
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Романтики племени рома»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Санкт-Петербург»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016. «Тамбов»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2016.«Убитые шедевры»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017. «Буйство проросшего зерна». Часть 2
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017. Once Upon a Time... in Tverskaya Street
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017.«Авангардная Москва»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017. «Буйство проросшего зерна»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017.«Белая ночь в селе Териберка». Мурманская область
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017.Благотворительная ярмарка движения «Вера и Свет»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017. «Город-герой Минск»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017. «Картины зимней Москвы»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017.«От весны до осени»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017. «Между серпом и молотом»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017. «Масленица в гончарной школе «Дымов Керамика»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017. «Празднование Дня города Москвы»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2017. Столетие революции
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2018. Витебск
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2018. От классики до авангарда. Одесса
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2018. «Одесские зарисовки»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2018. «Костромская глубинка»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2018. «Последний день «ДК Петлюры»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2018. «Зимние зарисовки»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2018. «Зимний зоопарк». Москва
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2018. «Московские зарисовки»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина.2019.«Астрахань уходящая»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Бодрящий лёд»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019.«Бразильский карнавал в Измайловском парке»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. День Победы в Бежецке
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина.2019. Весна в Астраханском заповеднике
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Конец августа в Шуе»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Крылья Татева». Часть 1
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Ледовый карнавал для участников «Московского долголетия»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Новый год у бездомных»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Осень в Кенозёрье». Часть 1
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Осень в Кенозёрье». Часть 2
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Приют «Собачий рай»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Горские евреи города Дербента»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. Дербент
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. Магалы. Древние кварталы Дербента
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. Сбор винограда в Дербенте
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. Синагога Келе Нумаз. Дербент
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Немецкое прошлое Советска»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Сокровища московских закоулков»
10-е годы XXI века на снимках Игоря Стомахина. 2019. «Соленое царство»

В Санкт-Петербурге у набережной Лейтенанта Шмидта стоит ледокол «Красин» - судно с интереснейшей судьбой, которое принимает на борт экскурсантов. Корабль был построен в 1916 году в Англии по заказу российских властей. Это был самый мощный в мире ледокол в начале XX века. После постройки он носил название «Святогор», а в 1927 году получил новое имя - «Красин». Бесстрашный флагман проводил грузовые суда через арктические торосы, ломая мощные льды и маневрируя среди айсбергов.



01. Ледокол «Красин» на стоянке в акватории Невы
Во время Второй мировой войны он участвовал в полярных конвоях, доставлявших в нашу страну вооружение, боеприпасы и горючее, подвергался атакам и вступал в бой с врагом. В конце 1950-х годов ледокол был модернизирован. Угольные котлы паровых машин были заменены на мазутные. Появилась новая по архитектуре надстройка, в корме оборудовали вертолетную площадку. В наши дни «Красин» стал «живым музеем», но и сейчас он входит в состав российского флота, на нем есть капитан и команда. При необходимости ледокол может сняться с прикола и выйти в плавание.

Выпуклые борта
В ходе экскурсии можно осмотреть каюты, подняться на капитанский мостик, спуститься в трюм, побывать в рулевой и штурманской рубках. Поднимаясь на борт, можно заметить, что ледокол довольно пузатый, его борта имеют бочкообразную форму. Если бы борта были прямые, то льды могли бы затереть судно. Сила льдов такова, что при сдавливании корабля с двух сторон она может пробить металлический корпус. Еще семьсот лет назад жители Белого моря - поморы - сделали вывод, что парусный коч, путешествующий во льдах, должен иметь круглую форму.



02. Набережная Лейтенанта Шмидта с борта корабля
Верхняя часть носа ледокола короткая и прямая, а нижняя скошена под углом 30 градусов. Водоизмещение - 10 тысяч 620 тонн. Наползая на льдину двухметровой толщины, нос ледокола ломает ее на ходу. Капитан смотрит на цвет льдины, на парение воздуха над ней, и по этим приметам определяет толщину и крепость льда. Если она слишком велика, в танки, расположенные в корпусе, с помощью насосов набирается вода. Судно становится еще тяжелей и может раскалывать более толстые льдины.

Крышка на иллюминаторе
Кают-компания для старшего командного состава рассчитана на 22 человека. Вся мебель закреплена, подвинуть стол или кресло не получится. Мебель закреплена для того, чтобы она не каталась от переборки до переборки во время качки. Но кресла вращаются, а длинный стол с одной стороны более узкий, чем с другой. Это позволяет во время совещания увидеть любого человека. Посуда не должна ездить по столу, поэтому по краю столешницы тянутся откидные бортики. Качка бывает не только бортовая, но и килевая.



03. Кают-компания для старшего командного состава
В поперечные пазы вставляются дополнительные перегородки, предотвращающие катание посуды. Высокие пороги у каждой дверцы нужны для того, чтобы в помещения не попадала вода. Во время похода волна может быть такой сильной, что иногда даже разбивает иллюминаторы. Поэтому на иллюминатор крепится металлическая крышка - бывалые моряки ее называют «броняшка». Если идет высокая волна, следует не только закрыть иллюминатор, но и опустить на него крышку, как можно плотнее прикрутив ее винтами.

В арктической пустыне
В мае 1928 года, возвращаясь из полярной экспедиции, у берегов Шпицбергена потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Девять членов экипажа вместе с исследователем Умберто Нобиле оказались среди арктической пустыни. Лишь на десятые сутки юный советский радиолюбитель Николай Шмидт с помощью самодельного однолампового приемника поймал сигнал бедствия. Шесть стран послали свои спасательные отряды, но только ледоколу «Красин» удалось найти аэронавтов, затерянных среди льдов Ледовитого океана.



04. Спецвыпуск газеты Осоавиахима, посвященный спасению экспедиции Нобиле
Весь мир узнал об удаче нашей спасательной операции. Благодаря этому событию ледокол стал знаменитым и получил орден Трудового Красного Знамени. Через 30 лет в Ленинграде начал строиться первый атомный ледокол «Ленин». Устаревший по техническим характеристикам ледокол «Красин» чуть было не отправили на переплавку. Но тут все вспомнили о подвигах «Красина» и том, что если что-то случится в Арктике, то спасать будет ледокольный флот нашей страны. «Красин» остался в строю.

Глобус звездного неба
В штурманской рубке демонстрируется оборудование, которое с давних времен находилось на кораблях, причем некоторые приборы используются и в наши дни. В разные столетия техника помогала отвечать на вопрос, где находится корабль. Подзорная труба, циркуль, карта и глобус со странными изображениями - лебедь, орел, дракон. Это глобус звездного неба. Рядом - секстант с окуляром и зеркалами. С его помощью определяли местоположение корабля по солнцу и по звездам. Недостаток секстанта в том, что он не работает в пасмурный день. А вот компьютер работает в любую погоду.



05. Навигационные приборы в штурманской рубке
Последний свой рейс «Красин» совершил в 1989 году, когда компьютеры уже использовались. На мониторе возникает фотография, сделанная спутником на околоземной орбите. Среди облаков видно Балтийское море, Финский залив и Санкт-Петербург. Черный и серый ящички - GPS-навигаторы, которые по спутниковой связи с точностью до доли секунды вычисляют координаты. Эхолот отраженным сигналом определяет глубину морского дна. Если она мала, эхолот подает сигнал. Осадка у ледокола в незагруженном виде составляет 7 метров.

Трехкомнатная каюта
Каюта капитана - самая большая каюта на корабле. Она состоит из трех комнат - это рабочий кабинет, салон и спальня с санузлом. В кабинете принимаются самые важные решения. Здесь можно увидеть главный документ корабля - судовой журнал. Каждые четыре часа в него заносится новая запись по итогу обхода судна. Корабль поддерживается в рабочем состоянии, хотя действует как музей. В настоящий момент у него тоже есть капитан и команда. В салоне - встроенная мебель, мягкие диваны, радиоприемник, столик для угощений.



06. Труба над кроватью капитана - устройство для переговорной связи
Спальня небольшая, в ней от силы помещается пять-шесть экскурсантов, поэтому заходят туда по очереди. Труба над кроватью - переговорная связь с капитанским мостиком. Если возникает опасная ситуация, сверху в трубу кричат. Капитан вскакивает и поднимается наверх. Всего за 102 года на корабле было 52 капитана. Столь высокая сменяемость объясняется тем, что капитана назначают на определенный рейс с конкретным заданием. После выполнения задачи капитана приказом переводят на другой ледокол.

За штурвалом
Справа от корабельного штурвала закреплено кресло вахтенного офицера. Он единственный из всех, кто находится в рулевой рубке, имеет право сидеть. Все остальные, включая рулевого, обязаны стоять. Рулевой должен держать правильный курс. Перед ним расположен деревянный ящик с боковыми окошечками. Цифры в окошечках показывают курс корабля. Есть еще гирокомпас, показывающий на Северный полюс. Раньше использовался магнитный компас - он давал направление на Магнитный полюс. Но магнитное поле подвижное, и показания могут давать некоторую неточность.



07. Каждый прибор в рулевой рубке имеет свое назначение
При этом гирокомпас работает от электричества. А если вдруг электричество пропало? Тогда магнитный компас, пусть даже с погрешностью, вполне устроит моряков. Во льдах, конечно, строго держать курс не получится. Рулевому приходится постоянно лавировать, крутить штурвал влево и вправо. Вахта у рулевого длится час, и в конце этого часа у него побаливают руки. Двигатель находится четырьмя уровнями ниже, в машинном отделении. Ледокол на ходу грохочет и скрежещет, разговор по рации будет не слышен. Для связи используют машинный телеграф.

Стоп машина
На рычагах машинного телеграфа обозначены команды. Переводя рычаг на себя, кораблю приказывают отправиться назад. Если от себя - то вперед. Рычаг в среднем положении - «стоп машина». При переводе рычага сигнал идет механику, и тот смотрит, на какую команду показывает стрелка. Всего рычагов три. Каждый управляет своим винтом двигателя - центральным, правым и левым. Вместе винты дают мощность 10 тысяч лошадиных сил. Это позволяло ходить только в летнюю навигацию, но «Красин» несколько десятилетий был самым мощным ледоколом в мире.



08. Мостик для подъема на борт ледокола
Связь с командой осуществляется при помощи трубы, в один конец которой кричат, а к другому прикладывают ухо. Такую систему придумали еще в XIX веке. Ей можно пользоваться и без электричества. В трубе нет ничего, что могло бы сломаться. Но для того, чтобы ею пользоваться, нужно иметь мощные легкие и луженую глотку, ведь до машинного отделения целых 90 метров. Есть и телефонный аппарат с ручкой, расположенной сбоку. Ее нужно крутить, чтобы внутри выработался ток. Когда электричества достаточно для разговора, на аппарате не мигая горит лампочка.

Ледокольное будущее
России и сейчас нужны ледоколы, ведь по территории нашей страны проходит многокилометровый Северный морской путь. Поднявшись на корму «Красина», можно увидеть ледокольное будущее. На противоположном берегу Невы судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» строит дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин». На этом берегу предприятие «Балтийский завод» строит стразу три атомных ледокола: «Урал», «Сибирь» и «Арктика». Все возводятся по одному проекту, поэтому у них одинаковые характеристики. Водоизмещение у новых ледоколов втрое больше, чем у «Красина», а по мощности каждый из них превосходит в восемь раз.



09. Судовая рында ледокола «Красин»
Они могут совершать навигацию не только зимой, но и летом. Им «по зубам» лед толщиной 3 метра. У этих кораблей надстройка составляет 10 этажей. Они могут менять осадку с 11 метров до 2,30 метра. Сегодня это самые мощные ледоколы в мире. В ближайшее время они будут спущены со стапелей и начнут проводить через торосы грузовые суда, изучать Арктику и, конечно же, приходить на помощь тем, кто оказался в беде.

Бонус



Санкт-Петербург. Ледокол «Красин».











Санкт-Петербург. Ледокол «Красин». Каюта капитана





Санкт-Петербург. Ледокол «Красин». Рулевая рубка



Санкт-Петербург. Ледокол «Красин». Кают-компания



Санкт-Петербург. Ледокол «Красин». Рулевая рубка





Санкт-Петербург. Ледокол «Красин». Штурманская рубка

Россия, Санкт-Петербург, история, фото

Previous post Next post
Up