Колокольный звон - такая же древняя пасхальная традиция, как крестный ход, христосование, крашение яиц и выпечка куличей. В наши дни, как и много лет назад, в течение всей пасхальной недели разрешено подниматься на колокольни. Тот, кто обладает мастерством звонаря, может взять канат и ударить в праздничный колокол.
В Старой и Новой Москве насчитывается примерно 600 колоколен и звонниц. Каждая имеет неповторимый набор колоколов, удивительную историю и, конечно же, свои легенды. В московском Кремле на колокольне Ивана Великого висит Большой Успенский колокол-гигант - он весит 66 тонн!
Своеобразие звучания колокол приобретает в процессе отливки, когда в расплавленную медь добавляют бронзу и олово. У мастеров есть свои секреты соблюдения пропорций. Если увеличить процент олова, звук будет менее глухим, но «юбка» колокола получится более хрупкая - она может треснуть от сильного удара.
Примеси и шлаки, которые поднимаются на поверхность в процессе плавки, тщательно удаляются, чтобы звук был наиболее чистым. В течение двух-трех суток колокол томится - остывает. Чем дольше процесс охлаждения - тем лучше кристаллизация, соответственно - выше качество звона.
В рамках Московского Пасхального фестиваля проводится Звонильная неделя, возрождающая традиции русских церковных звонов. В столицу съезжаются лучшие звонари со всей страны. Поднимаясь на колокольни московских храмов, они пробуют различные колокола и демонстрируют свой собственный характер звона.
Ученые говорят, что звучащие колокола излучают ультразвук, с помощью которого уничтожаются болезнетворные бактерии. Поэтому звонари редко болеют гриппом, простудой и ангиной. Причина здоровья еще и в том, что в любую погоду звонари находятся на свежем воздухе.
«Царский», или Большой Торжественный, - главный колокол храма Христа Спасителя - весит почти 30 тонн. Утраченный в годы революции, он был восстановлен в литейном цеху ЗИЛа по архивным рисункам и фотографиям. Этот колокол звучит лишь 4 раза в год по самым большим православным праздникам.
С четырех смотровых площадок на галерее Храма Христа Спасителя открывается вид на историческую часть города, на храмы, монастыри, высотные здания, Новый Арбат, Поклонную гору. В обычные дни на галерею можно попасть только в составе группы. На Пасху пускают и отдельных посетителей.
Исполнить мелодию на церковных колоколах не так просто, как это может показаться. Звонарь должен обладать отменной координацией. Правой рукой он тянет за веревки малых колоколов, левой - управляет средними, а нажимая ногой на педаль, бьет в самый большой колокол - благовестник. И все это - одновременно!
В ансамбле исторических колоколов Свято-Данилова монастыря находится 12-тонный «Большой» колокол, отлитый мастером Ксенофонтом Веревкиным. В 1930 году, в разгар гонений на церковь, безбожники решили пустить его на переплавку. Только чудо спасло старинный колокол от уничтожения.
Американский предприниматель Чарльз Крейн купил колокол «Большой» по цене металлолома и отправил его в США. 78 лет колокол висел на башне студенческого общежития в Гарварде. В 2009 году американцы вернули колокол в Россию, но для того, чтобы поднять его на колокольню, пришлось сооружать специальный механизм.
На вершине Меншиковой башни были установлены куранты, купленные за огромные деньги в Лондоне. С наступлением каждого часа включался механизм. Пятьдесят колоколов красиво и гармонично играли музыкальную пьесу. В 1723 году в крест башни ударила молния. Тяжелые колокола сыпались с высоты, уничтожая интерьеры церкви.
В Звонильной неделе все чаще участвуют девушки - выпускницы российских звонарных школ. Некоторые ценители колокольного звона говорят, что женщины-звонарши «играют» более эмоционально и романтично, чем мужчины. На самом деле все звонари объединены общей задачей. Для них важно показать людям красоту звучания каждого из колоколов.
Тембр звучания колокола выявляется при подвеске на колокольне. «Корона» с петлей должна располагаться строго по центру балки, бока - на равном расстоянии от проемов. Характер звука зависит от рельефа местности, наличия близлежащих строений, расположенности в сухом месте или у воды.
С верхней площадки 70-метровой колокольни храма Большое Вознесение у Никитских ворот просматриваются вертикальные доминанты Москвы: башни Кремля, купола Храма Христа Спасителя, увенчанный огромной звездой шпиль сталинской высотки на Котельнической набережной.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове - один из самых известных храмов Москвы. Здесь хранится особо чтимый список иконы Казанской Божьей матери и покоятся мощи святого чудотворца Алексия. С колокольни можно увидеть во всей красе здание в стиле классицизма с пятью горящими на солнце куполами и огромным золотым барабаном.
Важную роль в создании чистого колокольного звука играет внутреннее состояние звонаря. Если у него нет настроения и наблюдается некий душевный разлад, звон становится каким-то невзрачным и механическим. Звонить следует с чувством приподнятости, в полном согласии с собой и со всем миром.
К колоколам на Руси относились, как к существам одушевленным. Бывали случаи, когда за провинности их секли розгами, отправляли в ссылку и топили в воде. Как и люди, колокола носят собственные имена, имеют «язык», «голову», «тело», «губу». Любой колокол обладает неповторимым характером.
Поднявшись на колокольню, можно послушать малиновый перезвон, прочитать старинную надпись на колоколе, потрогать металлический орнамент и увидеть с большой высоты дома, мосты, машины и уменьшенных, спешащих по делам прохожих. А бьют в колокола пусть лучше звонари-профессионалы.
На закате звон колоколов переливается в воздухе и отражается в вашей душе. По характеру звона еще издалека можно понять, что происходит в церкви. Для различных церковных служб существуют свои особые звучания. Ритмичные, одиночные удары в один колокол - чаще всего Благовест, зовущий к Вечерне.