Есть ли у монады "Я"

Jan 30, 2024 23:13


Из «Монадологии», небольшого текста - 90 нумерованных тезисов (Это №№  10-12):

«Я также принимаю за бесспорную истину, что всякое сотворенное сущее подвержено изменению - а следовательно, и сотворенная монада, а также что это изменение в каждой монаде непрерывно.

Из сказанного следует, что естественные изменения монад происходят в силу внутреннего ( Read more... )

перевод, Лейбниц

Leave a comment

Comments 37

ivanov_petrov January 30 2024, 20:44:04 UTC
Кроме самого факта изменения, следует указать на свойство (или совокупность свойств), которые изменяются в результате указанного изменения.
Примерно это пытаются сказать.
В схоластике - дифференциальный признак.

Reply

gignomai January 31 2024, 08:05:58 UTC

Не понял. Это Вы к чему?

Reply

ivanov_petrov January 31 2024, 08:23:08 UTC
К цитированным №№ 10-12

Reply

gignomai January 31 2024, 08:59:46 UTC

Значит, это обращено к Лейбницу? Ему надо было "кроме" указать?

Reply


trita January 30 2024, 20:56:38 UTC
Когда пытаешься вникнуть в логике монадологии создаётся впечатление, что Лейбниц понимает "простое" качество монад не как нечто цельное, недифференцированное, а именно как атом - единичную дифференциацию, частицу. Потому и в логике возникают парадоксы, либо в речи, так как речь в принципе не приспособлена описывать холистические смыслы, только редукцию.

Reply

gignomai January 31 2024, 08:09:40 UTC

Да вроде бы не так. Он именно противопоставляется атомизму как чисто материальному учению. Для него монада это целое, в котором материя и идея, тело и душа неразрывны. Она есть за счет того, что воплощена в теле, и она именно такова, за счет идеи-души.

Reply

trita January 31 2024, 08:30:39 UTC
Может он пытается, но я вот не вижу, что это получается. В самом верху тезис, оправдывающий корень "моно" уже загоняет в логическую ловушку: "А где нет частей, там нет ни протяжения, ни фигуры и невозможна делимость. Эти-то монады и суть истинные атомы природы, одним словом, элементы вещей". Какие после этого внутри могут быть монадические подробности без противоречий, тем более "un detail de ce qui change".

Reply

gignomai January 31 2024, 09:03:33 UTC

Ну... Делимость делимости рознь. Он отрицает делимость в смысле невозможности существования частей друг без друга, они не субстанциальны. Но это не значит, что внутри неделимого в этом смысле целого нет различий.

Reply


kaktus77 January 31 2024, 00:10:36 UTC
Имхо, здесь тоже просто про то, что изменилось в монаде.
Появляется в ходе изменений нечто ("деталь"), что выделяет некий вид монад.

И вообще, монада- логическая категория (система, по нашему). Откуда там какие-то субьекты и Я всякие?

Reply

gignomai January 31 2024, 08:13:21 UTC

Но это Вы своё сюда подставляете. "Деталь" по Лейбницу вовсе не появляется. Она, как и сама монада, есть изначально и вечно. И субъектность монады не я и не Фишер придумали, это у самого Лейбница, прямым текстом многажды повторяется.

Reply

kaktus77 January 31 2024, 15:26:34 UTC
Появляется нечто или изменяется нечто - это не принципиально. Зависит от точки зрения.

А насчёт субьектности - то как раз вопрос, что под этим имеется в виду.
И что здесь от Лейбница и что от переводчика.

Reply

gignomai January 31 2024, 18:07:06 UTC

Появляется нечто или изменяется нечто - это не принципиально. Зависит от точки зрения.
-------------

Так у Л. эта "деталь", как я понял, и не меняется. Сказано, что она - деталь того, что меняется и что она объемлет все состояния. Единое во многом. Я понял так, но буду еще проверять.

А насчёт субьектности - то как раз вопрос, что под этим имеется в виду.И что здесь от Лейбница и что от переводчика.
-----------------------
О "субъекте" (например, о субъекте изменений или пассивном субъекте восприятий пишет сам Л., я посмотрел в оригинал. Но что все-таки имеется в виду, согласен, надо уточнять.

Reply


stepanbezusov January 31 2024, 08:59:02 UTC

Субъект - subject - объект.

Обычная путаница.

Субъект - то, чему приписывается предикат.

Reply

gignomai January 31 2024, 09:04:25 UTC

Нету здесь этой путаницы.

Это Вы путаете два значения subject - логико-грамматическое и онтологическое.

Reply

stepanbezusov January 31 2024, 09:30:03 UTC

Воля Ваша.

Если бы он имел в виду то же, что Вы, зачем бы ему дальше писать:

30. Равным образом через познание необходимых истин и через их отвлечения мы возвышаемся до рефлексивных актов, которые дают нам мысль о том, что называется "я"

Reply

gignomai January 31 2024, 09:50:42 UTC

Не понял, как это противоречит моему пониманию. "Деталь" - я, определяющее действия монады, делающее ее субъектом (онтологическим) ее действий. В рефлексии это осознается. Ну да, если результат рефлексии оформить в высказывании, то это я будет в нем субъектом-подлежащим, а действия - предикатами.

Reply


Leave a comment

Up