Полный текст здесь:
Солярис, Ницше, невозможное богословие и другие головоломки. Горизонты этики Этот этюд - о некоторых вопросах философии этики. Здесь нет систематического изложения в настоящем смысле этого слова. Более того, сама возможность такого систематического подхода ставится под сомнение. Однако определенное единство темы все-таки
(
Read more... )
Comments 84
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Так в том штука, что не задаю! Как раз ситуативность, повторю, составляет специфику совести: ее "голос" не распространяется дальше конкретного здесь-и-теперь. Норма же по самому понятию оной применима ко всегда-и-всюду.
"Совесть, кстати, осебенно четкий пример "понятия-рычага": она не столько говорит о чем-то, что существует, сколько служит призывом"
Желательно уяснить, как это сочетается (если сочетается) со старинным определением "голос Божий внутри нас". Если его понимать неметафорически, то приходится за ней признать некую онтологию - разумеется, отличную от материально-вещной, а все же онтологию.
Клоню я вот к чему. Нравственность, коль я верно Вас понял, Вы целиком увязываете с социальностью. А будь Вы верующим, усмотрели бы в ней "координату", ортогональную социуму?
Reply
Хорошо, тогда будет ли это означать, что второй раз в точно такой же ситуации она вам подскажет другое решение? Или если в этой ситуации окажется Петя Иванов, то Вам будет безразлично, поступит он также как и Вы или по-другому? По совести он будет действовать или нет - Вы это не узнаете, для вас доступна только внешняя канва событий. Петя поступил по-другому, а Вы, глядя на это, думаете "все правильно, это достойный поступок, хотя я бы сделал не так". Здесь что-то не то. Если Вы принимаете действие Пети, то этим Вы как бы уже признаете, что Ваш собственный выбор - необязателен для Вас самих. Либо Ваш выбор - единственный, тогда он будет в Ваших глазах единственно нравственно приемлемым и для всех, кто окажется на Вашем месте. Всеобщая обязательность - это форма нравственного решения, оно в нее сразу же вливается, с момента появления.
то приходится за ней признать некую онтологию Мне кажется, что все базовые ( ... )
Reply
В такой перспективе существование субъекта может пониматься только через его постоянное стремление вертикально вверх к усилению своей власти, через усиление своих позиций в социуме, в общественной иерархии. Кроме этой социальной лестницы приоритетов и идеалов, субъект не обладает никаким иным способом для утверждения своего позитивного бытия, он намертво сплавлен с этим стремлением, и все его действия как субъекта следует интерпретировать именно через эту тенденцию. Любое другое определение субъекта будет неизбежно бить мимо.
Стремление к власти, волю к власти и к усилению своих позиций следует понимать как наиболее адекватное выражение для действий субъекта.
Неужто это единственная "мера" субъектности?! Коль так, то из числа субъектов мне следует вычеркнуть немало уважаемых мною людей...заодно и самого себя.
Reply
У Вас не получится это сделать - Вы оставили себе "зацепку" именно в том самом предложении, где заявили отставку - уважаемость. Есть люди, которых Вы уважаете, и чье уважение для вас значимо, и, надо полагать, есть те, которых Вы уважать не будете. Таким образом, Вы уже выстроили иерархическую систему со статусными значениями, и вряд ли от нее откажетесь. От такой, по крайней мере. Отказаться от идеи уважения, только чтобы доказать свою несубъектность - это дорогая цена. :):)
Reply
Reply
Был такой художник, Люсьен Фрейд, который сказал: "Задача художника сделать человеческое существование неудобным". :):)
Reply
У моего покойного друга есть работа на эту тему: http://www.veer.info/50/shevchenko.htm
Reply
Reply
Славины статьи я собрал в монографию, и вот недавно ее выпустило издательство "Канон+". Смею мечтать о том, что когда-нибудь имя автора будет на слуху у гуманитарной публики. И к тому прилагаю как могу свои усилия. В том числе и посредством этого коммента. Буду Вам признателен, если эту книгу Вы прочтете и о ней оповестите в Вашем кругу. Признателен буду вдвойне, если напишете о ней отзыв и его опубликуете в каком-нибудь стоящем издании. Ради того необязательно ее покупать - готов Вам прислать верстку (текстуально она с книгой почти совпадает). Если на то согласны, напишите, пожалуйста, в личку свой адрес.
Reply
Reply
Надеюсь, такое Вы пишете просто по неосведомленности...или я неверно Вас понял. Святые отцы единодушно ставят акцент как раз на опытном богопознании.
Reply
Reply
Reply
Однако мне кажется связывать историю языка и его текущее функционирование - ложный след. Это как в биологии - там тоже одно время увязывали развитие зародыша с историей вида, а потом, вроде, как стало ясно, что это - торопливый вывод. Так же, как и история отдельного органа тела и его текущая работа. То, что наши уши когда-то у кого-то были жабрами, никак нам не помогает под водой. И кровь соленая, потому что мы пришли из океана (наверное миф, все-таки) - не повод, чтобы переливать нам в вены морскую воду :) :).
Это если иметь в виду опыт современного человека. И то с оговорками. Да, наш опыт большей частью секулирозованный - но уж никак не десакрализованный!Поэтому именно современный опыт я и имею в виду. В отношениях ребенка и матери я не вижу ни одного момента, который бы подпадал под сакральность. То, что у ребенка складываются мифы - пожалуйста, но ни в коем случае до возникновения речи, да и их называть сакральными ( ... )
Reply
Leave a comment