Поставы Тизенгаузов

Sep 14, 2011 11:22

Первое упоминание топонима "Поставы" датируется 1552 годом. В это время Поставы (расположившиеся над ставами, прудами) - местечко, принадлежавшее семье Деспот-Зеновичей, построившей в этом же году здесь деревянный костел. Хотя в общем-то первое поселение на этом месте фигурирует в привилее великого князя Витовта под названием почему-то Посадник: Витовт как раз и сделал будущие Поставы местечком. Поставы не выделялись среди тысяч себе подобных населенных пунктов вплоть до начала XVIII года, когда их приобретает семья Тизенгаузов, и один из них, Антоний Тизенгауз, староста гродненский, сделал Поставы одним из мест приложения своей кипучей натуры.

Тизенгауз, назначенный в 1765 году Станиславом Августом Понятовским управляющим королевскими экономиями на территории Великого княжества Литовского, развернул в их пределах масштабные экономические преобразования, главной целью которых была замена мелкоремесленного производства мануфактурным. Основным центром его деятельности была т.н. "Городница Тизенгауза" в Гродно, о которой я как-то уже писал. Там в течение 15 лет по единому градостроительному проекту был построен крупный комплекс из пары десятков мануфактур и обслуживающих их административных, общественных и жилых зданий. Что-то похожее, только конечно в значительно меньших масштабах, Тизенгауз попытался организовать и в своей семейной резиденции на реке Мяделке в Ошмянском повете Виленского воеводства.



Современный герб Постав представляет собой реконструированный в 2006 году исторический герб, дарованный российской императрицей Екатериной II 22 января 1796 года. В голубом поле французского щита пирамидально растянутая серебряная рыбацкая сеть, вверху - три золотые рыбы, направленные под углом вниз головой. Обосновывались такие символы, как обычно у Екатерины, очень практично: "В уезде сего города (тогда Поставы недолгое время были уездным городом) в озере производится обильная рыбная ловля, довольствующая губернский город Минск и другия".

О Поставах Виленских, образце нового идеального города в понимании конца XVIII века, в этой серии.



1. Историческим и современным центром Постав, где и сконцентрирована большая часть памятников второй половины XVIII века, является бывшая Рыночная площадь (сейчас Ленина). Это довольно крупный прямоугольник с периметральной застройкой, от каждого из углов которого отходит улица, ведущая к выезду из города в разных направлениях. Эта оригинальная планировка Постав, сохранившаяся до нашего времени, изображена на схеме с "Глобуса Беларуси" (правда, площадь почему-то называется Свободы). Заодно здесь указано и расположение основных городских достопримечательностей.


2. Общий вид площади Ленина в направлении с запада на восток. Невысокая застройка (самое крупное здание, райисполком, за моей спиной) разного времени тем не менее образовывает вполне себе такой ансамбль. Это типичная площадь Рынок, которой не хватает разве что ратуши, но тут ее никогда и не было.


3. В центре площади, который когда-то занимали построенные Тизенгаузом торговые ряды (1760-е, прямоугольное здание с внутренним двориком, снесены после войны), сейчас сквер с памятником Ленину и военным мемориалом.

UPD. По некоторым данным поставский Ленин - последний установленный ему памятник в СССР. Открылся в августе 1991 года.


4. Ильич целенаправленно идет куда-то к райисполкому на фоне местной православной церкви.


5. Осмотрим теперь площадь по периметру. Начнем с ее западной стороны (на схеме выше она верхняя, "северная"), в наибольшей степени сохранившей застройку времен Тизенгауза.


Как и Городница Тизенгауза в Гродно, Поставы застраивались по единому проекту под руководством скорее всего итальянского архитектора Джузеппе Сакко. Кроме нескольких мануфактур (бумажная, полотняная, поясов), ткацких мастерских, гарбарни (кожевенная мануфактура), водяной мельницы, в городе в районе Рынка было возведено 9 т.н. "домов ремесленника", дом врача с лечебницей, здания канцелярии и суда, аустерия (трактир), три заезжих дома (по сути гостиницы), упомянутые выше торговые ряды, два храма и т.д. (всего 22 здания), а на южной окраине на берегу озера был создан дворцово-парковый комплекс для хозяев всей этой жизни. Среди деревянной застройки Постав этот роскошный барочный ансамбль, возведенный за короткое время во второй половине XVIII века, выглядел конечно фантастическим образом

Итак, западная сторона Рынка. На ее углах (юго-западном и северо-западном) расположились сохранившиеся двухэтажные особняки "дома врача" и гостиницы. Еще одно двухэтажное здание (канцелярии и суда) стояло посередине. Пространство между ними занимали шесть "домов ремесленника", сохранилось из которых три штуки.

6. Юго-западный угол, "Дом врача" с лечебницей и далее "дом ремесленника". Здесь видны оба типа зданий, строившихся Сакко в Поставах: это двухэтажные особняки под высокими вальмовыми крышами, занимали которые общественные и административные структуры, и одноэтажные жилые дома для высококвалифицированных экспатов, приглашенных Тизенгаузом организовывать здесь мануфактурное производство. В "доме врача" на первом этаже располагались лечебница и аптека (аптека там и сейчас), второй этаж отдавался под жилые помещения для врача и его семьи.


7. Далее на месте утраченного куска застройки (утраченного причем в основном в послевоенные годы) построены три крупных советских общественных здания: "кабак", "универмаг" и "кино". Ресторан "Світанак" и кафе "Паазер'е".


8. Типовой кинотеатр "Родина".


9. Универмаг. Как я понимаю, кинотеатр и универмаг занимают место канцелярии и суда, двухэтажного здания, похожего на "дом врача" выше и заезжий дом чуть дальше.


10. В универмаге над лестницей на второй этаж сохранилась чеканная исталляция, возможно уже постсоветская.


11. За универмагом (слева на снимке) еще один "дом ремесленника". Зачастую кирпичным был только уличный фасад одноэтажного здания, украшенного высоким барочным щитом (формы которого кстати менялись). К этому фасаду пристраивался основной деревянный объем дома. Как это выглядело, хорошо видно на аналогичной постройке из комплекса "Городницы" в Гродно.


12. Далее "заезжий дом" (гостиница), в которой сейчас находится районный краеведческий музей.


13. От северо-западного угла Рынка на запад отходит улица 17 сентября (историческая Задзейская). В самом ее начале стоит крупный, похоже довоенный дом, а далее начинается усадебная застройка. По улице кстати можно доехать до северного военного городка, о котором в следующей части.


14. Северную сторону площади занимают еще три "дома ремесленника", два из которых были перестроены в XIX веке в единый комплекс (ближе к нам).


15. Угловое здание на северной стороне (слева на снимке, похоже межвоенного времени) занимает место аустерии, также представлявшей собой двухэтажный особняк по типу гостиницы и дома врача. Обратите вниманием на барочный щит, стилизованный под такие же на "домах ремесленника".


16. Север Рынка с востока на запад.


17. На север от площади отходит улица Ленинская (бывшая Браславская).


18. Дореволюционное здание на бывшей Браславской.


Восточная сторона площади сохранилась хуже.

19. Продуктовый магазин на ее северо-восточном углу. Парни, стоящие на его крыльце, настойчиво пытались выяснить, какого, бля, собственно хуя я их сфотографировал. Пришлось вступать в мирные переговоры.


20. В промежутках между зданиями виден поставский костел.


21. Универсам "Центральный". С тизенгаузовских времен на восточной стороне вроде бы сохранилась двухэтажная школа, но здание существенно перестроено, на местности я его не опознал и не сфотографировал. Школу с обеих стороны фланкировали деревянные двухбашенный приходской костел и униатская церковь (не сохранились). Обязательно стоит зайти во двор между "Центральным" и дальним домом.


22. В межвоенное время тут располагалось захоронение польских солдат, погибших в 1920 году, на котором был установлен вот такой памятник.


23. После войны жолнеров выкопали и куда-то увезли, мемориальную таблицу и орла демонтировали, но сама колонна-памятник еще стоит.


24. На месте же бывшей униатской церкви в 1894 году построили Николаевскую православную. Кстати, в центре фотографии вдалеке за деревьями под малиновой крышей та самая предположительно тизенгаузовская, не опознанная мной "в поле" школа.


25. Церковь стоит уже на юго-восточном углу площади, и отсюда (на восток) идет улица Красноармейская, бывшая Заречная. В поставское когда-то предместье Заречье и отправимся дальше.


26. Правильнее Заречную скорее называть Запрудной. Речка Мяделка конечно есть, но плотинами на ней сформированы два немаленьких пруда-озера (те самые ставы).


27. Около плотины сохранилась бывшая водяная мельница. Каменное здание середины XIX века занимает историческое место мельницы еще тизенгаузовских времен. Обратите внимание, что тротуар проходит прямо под нависающим над ним зданием. Сейчас тут расположен центр ремесел "Млын".


28. На самой же плотине устроено как бы мельничное колесо, крутящее изображение коренного поставчанина с мешком вероятно муки, водруженное на него сверху.


29. Между мельницей и Николаевской церковью несколько новодельных домиков. Поразительно, но их аккуратно стилизуют под поставскую застройку конца XVIII века. Как будто и не в БССР вовсе дело.


30. Да и некоторые довоенные местные дома (а может даже дореволюционные) выглядят очевидным трибьютом творчеству архитектора Сакко. Такая внимательность к истории собственного города воодушевляет.


31.


32. А вот с грамотностью местами тут неважно.


33. Дом быта с обувной мастерской мимими "Сапожок".


34. В заречной части из важных поставских заведений расположены городская баня в популярном послевоенном типовом здании и Дом культуры, который мы проезжали мимо на машине и к которому я подойти совершенно возмутительно забыл. Он, правда, в Поставах скучноват.


35. Основной же интерес в Заречье представляет костел св. Антония Падуанского. Уж на что я равнодушен к неоготике, но ее поставский образец, надо признать, очень хорош.


36. И чрезвычайно живописно расположен на берегу става. Лучшие виды на него открывают с плотины.


37. Здание в излучине Мяделки на месте, которое в XVII-XIX вв. занимал францисканский монастырь, построено в 1898-1904 гг. по проекту архитектора Артура Гойбеля и фундации Марии Пшездецкой, урожденной Тизенгауз, ставшей владелицей Постав после пресечения своего рода в мужской линии. Слева от костела за деревьями плебания.


38. А такой вид открывается от костела в противоположную сторону. Хорошо видна и водяная мельница на Красноармейской и Николаевская церковь на бывшем Рынке.


39. Возвращаясь туда, осталось осмотреть последнюю ее, четвертую, сторону - южную. Она самая короткая, но тизенгаузовскую застройку (пара заезжих домов и кабак) утратила полностью. В 1970-е тут был построен четырехэтажный райком-райисполком.


40. Между райисполкомом и "домом врача" начинается и четвертая поставская радиальная улица - Советская (бывшая Виленская), ведущая на юг.


41. Ее застройка на начальном участке сохранила оригинальный вид начала XX века - небольшие жилые дома (скорее всего принадлежавшие евреям) с лавками на первом этаже. Еще одна характерная черта не только этой улицы, но и соседней площади Рынок - здания стоят отдельно друг от друга, не формируя сплошную линию.


42. Бывшая Виленская идет вдоль поставского озера прямиком к дворцу Тизенгаузов. По пути не пропустите местную гостиницу, размещенную в здании администрации Поставского повета II РП. 1920-е годы, сравните с браславским поветисполкомом примерно тех же лет.


43. В районе дворцового комплекса Советская-Виленская застроена уже двухэтажными сталинками барачного вида.


44. Строительство поставской резиденции Тизенгаузов началось в 1760-е годы на южной окраине местечка на месте, занимаемом деревянной усадьбой Хоменских, предыдущих его владельцев. Оно шло параллельно со масштабным строительством в самих Поставах, и по всей видимости осуществлялось по остаточному принципу. В любом случае, до разделов Речи Посполитой Тизенгаузы успели возвести только боковые флигели и заложить фундамент основного корпуса. Завершились работы только в первой половине XIX века, поэтому вид у дворцового комплекса вполне классицистский.


45. П-образное в плане здание входит сейчас в состав Поставской районной больницы и, несмотря на это, неплохо отреставрировано. Во внутреннем дворике стоят стенды с историей строительства комплекса, в подвальных помещениях расположена кафешка и некое подобие сувенирного магазина. Парадный вход украшен большим изображением герба "Буйвол", фамильного герба Тизенгаузов.


46. Фасад одного из боковых флигелей вполне может потягаться с центральным.


47. Вокруг дворца был разбит пейзажный парк, спускавшийся к Мяделке и искусственному озеру на ней, с павильонами и оранжереями. Был тут и орнитологический музей, и художественная галерея, какое-то время работал театр, переведенный Антонием Тизенгаузом из Гродно.


48. Около здания стоят валуны с обещаниями установить тут памятники крупнейшим представителям знаменитого семейства.


49.


50. Установлена же только небольшая статуя Константина, очень известного в свое время в Европе орнитолога, Антонию пока не повезло.


51. Внутренний двор.


52. Стенд с историей дворца на фоне вполне няшных ставенок.


53. Внешний вид основного корпуса со стороны внутреннего двора. В конце XIX века в одной из комнат тут скрывался от агентов царской охранки Юзик Пилсудский.


54. Из утраченного наследия кроме полутора десятков тизенгаузовских камениц приходится жалеть и вот об этом прекрасном здании.


Это Николаевский охотничий замок для парфорсной охоты Высшей офицерской кавалерийской школы, располагавшийся, как и дворец Тизенгаузов, на Виленской улице. Парфорсная охота, конная охота с гончими на оленей, лис, негров, входила в программу обучения кавалеристов и была местной фишкой рубежа веков. С 1899 года Офицерская кавалерийская школа арендовала участок в поставском имении графов Пшездецких. Здесь были построены охотничий замок, конюшни на двести лошадей, зверинец для оленей и псарня. Кроме этого, были оборудованы трасса для скачек, конкурное поле, теннисные корты. На охоте тут бывали и генерал-инспектор кавалерии великий князь Николай Николаевич Младший, и офицер императорской лейб-гвардии Карл-Густав Маннергейм, тот самый будущий финский маршал.

Однажды вечером, сидя у костра и растирая скипидаром разбитые колени, я выслушал мнение барона Маннергейма:

- Охота с «выволочкой» это не парфорс! Настоящую охоту можно изведать только в Поставах графа Пшездецкого, у которого восемнадцать фокс-гундов, и каждый собачий «смычок» не сбить со следа настоящего зверя…

Пикуль. "Честь имею".

В советские времена Поставы были славны уже не парфорсом. Здесь располагались две крупные военные части, каждая из которых имела свой собственный жилой городок. О поставских военных городках, один из которых принес нам совершенно неожиданные находки, в следующей серии.

В предыдущих сериях:

Витебск
1. Станция "Витебск".
2. Южное Задвинье.
3. Северное Задвинье.
4. Городской силуэт.
5. Площадь Тысячелетия.
6. Ратуша: обзорная площадка.
7. Площадь Свободы.
8. Старый город.
9. Улица Ленина.
10. Площадь Победы.
11. Спальные районы.
12. Марковщина.
13. Ночной город.

14. Бешенковичи.
15. Сураж.
16. Велиж.
17. Невель.
18. Пустошка.
19. Опочка.
20. Себеж: город.
21. Себеж: Замковая гора.

22. Россоны.
23. Дисна.
24. Верхнедвинск.
25. Миоры.
26. Браслав: Замковая гора.
27. Браслав: центр.
28. Глубокое.
29. Дорога в Поставы: Дуниловичи и Лучай.

118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Ляховичи.
- Пинск.

Витебская область:
- Бешенковичи.
- Браслав.
- Верхнедвинск.
- Витебск, Сураж.
- Глубокое.
- Докшицы, Бегомль.
- Лепель.
- Миоры, Дисна.
- Поставы.
- Россоны.
- Чашники, Новолукомль.

Гомельская область:
- Гомель.

Гродненская область:
- Волковыск, Красносельский, Россь.
- Гродно.
- Дятлово.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин, Желудок.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин.
- Дзержинск.
- Клецк.
- Копыль.
- Логойск, Плещеницы, Хатынь.
- Марьина Горка, Руденск, Правдинский, Свислочь, Дружный.
- Минск, Заславль, Лесной.
- Молодечно.
- Слуцк.
- Смолевичи, Жодино, Зеленый Бор.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Кировск, Мышковичи.
- Кличев.
- Могилев.

118, поставы, спадчына

Previous post Next post
Up