Бешенковичи

Jul 06, 2011 10:42

Бешенковичи, местечко, а сейчас городской поселок с населением в 7 000 человек, в 50 километрах от Витебска недалеко от трассы Минск-Витебск, на берегу Западной Двины. Впервые упоминается в 1447 году, в связи с обстоятельствами, больше похожими на легенду. Мол, в июле этого года супруга великого князя литовского и короля польского Казимира Ягеллончика Эльжбета чуть не утонула в Западной Двине, и король, обрадованный этим обстоятельством, дал денег на строительство шести православных церквей (помимо Бешенковичей еще в Витебске, Могилеве, Черикове, Орше и Кричеве). Вся эта история смахивает на бред, потому что замуж Елизавета Габсбург за Казимира вышла только в 1454-м, и с фига ли 11-летняя австрийская девица стала бы купаться хрен знает где. И потом, фундация православных церквей в честь спасения католички? Ага, конечно. Только, если бы тонувшую юную Лизу, неведомо как заплывшую из Дуная в Западную Двину, спас подчеркнуто православный пейзанин или там шляхтич.

Как бы то ни было, бурно развиваться Бешенковичи начинают только с 1630 года, когда деревню приобретает гетман великий литовский и воевода виленский, бывший великий канцлер Лев Сапега. Он ведь родился в Островне, в 35 км от Бешенковичей, и эти места ему и его семье были не чужие. Уже в 1634 году Бешенковичи получают частичное магдебургское право (правда без герба) и быстро превращаются в местечко, чем дальше, тем все больше еврейское, вовсю пользующееся своим положением пристани на Двине. С XVIII века здесь ежегодно проводилась довольно крупная по местным меркам (и продолжительностью в месяц) ярмарка.

В 1772 году задвинская часть Бешенковичей отошла Российской империи, местечко было одним из крупных очагов войны 1812 года, здесь какое-то время находился штаб Наполеона. С 1924 года - это районный центр, а значит требует непременного визита.



Бешенковичи получили герб 20 января 2006 года. В серебряном поле испанского щита на пяти голубых волнах красная ладья с золотым грузом, на красном парусе которой изображен герб «Лис» - серебряная стрела, перекрещенная двумя серебряными перекладинами. "Лис" - это фамильный герб Сапег.

Отчет о Бешенковичах получился как обычно большим, и как обычно же я решил не дробить его на две серии для пущей цельности впечатлений.



Бешенковичи были первым пунктом нашего пятидневного трипа по Витебской, Смоленской и Псковской областям, коим я буду всех мучить ближайшие месяцы. Районный въездной знак на трассе М3 Минск-Витебск.


Въездной знак в поселок. Бешенковичи находятся чуть в стороне от трассы, и туда надо еще не забыть сьехать.


Главная улица на въезде со стороны Минска называется Свободы, на выезде в сторону Витебска уже Коммунистической. Это главный поселковый перекресток: позади Минск, впереди центральная площадь и Витебск, слева - Западная Двина, направо улица ведет в небольшой местный спальный район.


Сначала пройдем прямо. На перекрестке бистро "Рандеву", чуть далее сайдинговый универмаг. За правой границей снимка так и осталась незапечатленной новодельная (и весьма популярная у местных жителей) автостанция.


Универмаг в числе обязательных к фотографированию районных заведений.


Напротив универмага универсам с почему-то не вместившемся в местный ЦУМ галантерейным отделом. На втором этаже районный ресторан "Спутник", наряду с бистро "Рандеву" единственная встреченная точка общепита в поселке.


Лестница в ресторан украшена двумя фресками, снять которые любезно разрешила проходящая мимо и конечно удивившаяся дамочка.




Идем дальше. Впереди уже видна центральная (и насколько я понимаю, безымянная) площадь.


Вид в обратную сторону для понимания пейзажа бешенковичского центра.


На центральной площади в принципе все как обычно. Слева уже практически обязательная в каждом райцентре световая конструкция-одуванчик, в двухэтажном здании на противоположной стороне продуктовый магазин, правее которого силикатный почтамт, в центре перед типовым райкомом Ленин.


Напротив райкома сквер с военным памятником, за ним виден районный дом культуры.


РДК самой популярной послевоенной серии для райцентров. Он же вероятно и кинотеатр, отдельного здания которого мы не нашли. Район, вероятно, был не слишком зажиточный - в аналогичных по статусу (райцентр-поселок) и количеству населения Миорах и Верхнедвинске кинотеатры существуют параллельно с ДК.


Бешенковичский Ленин и улица Свободы. За памятником виден универсам с рестораном "Спутник", откуда мы пришли.


Типовой райком облицован в местном случае зеленой и розовой глазурованной плиткой. Сейчас в этом здании размещаются второстепенные районные учреждения.


Райисполком же находится в более новой трехэтажке, на которую вероятно ушли средства, не доставшиеся кинотеатру. Он также выходит на площадь.


Справа от райисполкома еще одна сталинка (и также облицованная плиткой, на этот раз желтой), завершающая ансамбль центральной площади. Там по-моему было тоже что-то административное, типа РОНО.


За площадью улица Свободы превращается в Коммунистическую, а застройка теряет городской статус. Но отчаиваться и останавливаться не стоит, надо идти дальше - ведь там главная городская достопримечательность.


На вид это еще одна сталинка, только кованый балкон с маскаронами и пристройки-флигеля недвусмысленно намекают на дореволюционную датировку постройки. Это дворец Хрептовичей 1770-х годов, построенный Иоахимом Хрептовичем, новым владельцем местечка. Жил он постоянно в своей основной резиденции в Щорсах Новогрудского района, а в Бешенковичах бывал лишь наездами. Именно тут размещался штаб Наполеона в июле 1812 года.


Балкон с маскаронами. Сейчас в здании детская школа искусств и районная библиотека (во флигеле).


С стороны графского парка.


Дворец, несмотря на свой сталинский вид, не слишком изменился по крайней мере с второй половины XIX века. Акварель вездесущего Наполеона Орды. Обратите внимание на костел с двумя башнями у правого края иллюстрации.


Увы, бешенковичский костел св. Казимира и Рафаила (1876 год, деревянный) был утрачен перед войной.


Как выглядела предыдущая его инкарнация (вроде конца XVIII века) можно судить по гравюре, сделанной с рисунка 1812 года. А вообще костел здесь появился в 1650 году по фундации Казимира-Льва Сапеги.


Окружает дворец Хрептовичей парк, частично даже сохранивший свою планировку.


И в этом графском парке есть даже черный пруд.


По парку разбросаны ряд хозяйственных построек, датировку большинства из которых точно вряд ли возможно установить. Но охранные доски висят.






Такой вот магазин "Пчелка".


Ближайшие окрестности дворцово-паркового комплекса. Поселковый стадион.


Танцплощадка, она же летняя эстрада. Где-то здесь archigrafo прямо на дорожке нашел целых 10 российских рублей, и это в условиях валютного кризиса!


Типичный детсадовский креатив.


И очень характерный для большей части райцентра частный сектор.


Рядом имеется еще один сквер с водоемом в центре. Возможно тоже остатки хрептовичских времен.


Возвращаемся ко дворцу. У него установлен туристический стенд с описанием трансграничного турмаршрута "Белла Двина", совместный проект с латышами. Его копии сопровождали нас всю поездку по Поозерью.


Напротив дворца Хрептовичей средняя школа. Благодаря вовремя взятому языку мы не прошли мимо, а заглянули за нее.


Ведь там остатки еще одной бешенковичской легенды, т.н. "Дуб Наполеона", который в 2010 году местные коммунальщики превратили в пень Наполеона. Бешенковичи навсегда вошли в мировую историю искусств, став местом действия одной из картин немецкого художника Альбрехта Адама "Наполеон и его войска под Бешенковичами 24 июля 1812". Адам, сопровождавший наполеоновскую армию в кампании 1812 года, зарисовал эпизод беседы французского императора с вице-королем Италии Евгением Богарне и неаполитанским королем Иоахимом Мюратом на фоне околобешенковичских пейзажей.


Я так правда и не понял, причем здесь дуб, ведь на картине он совершенно очевидным образом отсутствует. Возможно, под дубом Наполеон позировал в теньке, а запечатленный Адамом бездубный холмик всего лишь выдумка.


Еще одну картину под условным названием "Пьяный мужик и его дрова под Бешенковичами в июне 2011 года" последователи Альбрехта Адама нарисовали прямо перед школой в числе других, столь же безумных, рисунков.


Теперь посмотрим на бешенковичские кварталы, ближние к Двине. Краеведческий музей.


Сталинки и хрущевки вперемешку с частным сектором.


Какие-то подозрительно дореволюционно выглядящие ангары у реки.


В Бешенковичах нашелся даже "Хаммер", подумать только.


Еще один похоже дореволюционный домик времен еврейского местечка.


Точная датировка нам здесь вообще давалась с трудом.


Поселок находится (причем исторически) на обоих берегах Двины. Задвинская часть небольшая, раньше тут был устроен паром, а сейчас понтонный мост (старый паром валяется на берегу). В 1772 году это была граница Речи Посполитой, на том берегу уже была Российская империя.


Западная Двина. Сколько раз мы еще ее увидим за следующие пять дней.


Возвращаемся к автостанции, от которой начали исследование города. Указатель на Бешенковичскую шорную фабрику (упряжь, хомуты, повозки, телеги). Кроме нее из как-бы промышленности есть льно-, хлебо- и молочный заводы, фабрика художественных изделий ("бешенковичская керамика"), комбинат стройматериалов.


Улица Урицкого у автостанции. Вторая местная достопримечательность - церковь св. Ильи, очередная муравьевка (1866-70). Я стою на месте бывшей Рыночной площади местечка.


Зримо свидетельствуя о вековой религиозной толерантности поселка, прямо напротив церкви католическая каплица в обычной деревянной хате. Ни одна из трех синагог, увы, не сохранилась.


Осталось исследовать только местный спальный район. Улица Урицкого по дороге к нему.


Пара старых вывесок на встречных магазинах.




Дом быта.


Наконец он, район "Молодежный".


Состоит из трех типов зданий. Трехэтажки с двускатными крышами, на удивление богато украшенные (торцы, фриз, балконные экраны).


Пятиэтажки более привычного вида, иногда с тем же декоративным оформлением.


Иногда нет.


Наконец, уже современные жилые дома, строительство которых продолжается. Жилищная проблема в поселке еще не решена.


Из Бешенковичей мы уехали в Витебск. На выезде (или на въезде) стоит скульптура "Рабочий": социалистический Аполлон опирается на молот, а шлейф летящей ракеты образует вероятно серп. Прекрасно по-моему.


Въездной знак Витебского района.


Старый советский въездной знак Витебска.


Вот такой кадр попался на въезде в областной центр.


Витебск я уже обильно показал, далее на очереди небольшой поселок Сураж. Продолжаем исследовать пределы бывшей Речи Посполитой.

В предыдущих сериях:

Витебск
1. Станция "Витебск".
2. Южное Задвинье.
3. Северное Задвинье.
4. Городской силуэт.
5. Площадь Тысячелетия.
6. Ратуша: обзорная площадка.
7. Площадь Свободы.
8. Старый город.
9. Улица Ленина.
10. Площадь Победы.
11. Спальные районы.
12. Марковщина.
13. Ночной город.

118:

Брестская область:
- Барановичи.
- Брест.
- Ляховичи.
- Пинск.

Витебская область:
- Витебск.
- Докшицы, Бегомль.
- Лепель.
- Чашники, Новолукомль.

Гомельская область:
- Гомель.

Гродненская область:
- Волковыск, Красносельский, Россь.
- Гродно.
- Дятлово.
- Лида.
- Мосты.
- Новогрудок.
- Ошмяны.
- Слоним.
- Щучин, Желудок.

Минская область:
- Борисов.
- Вилейка.
- Воложин.
- Дзержинск.
- Клецк.
- Копыль.
- Логойск, Плещеницы, Хатынь.
- Марьина Горка, Руденск, Правдинский, Свислочь, Дружный.
- Минск, Заславль, Лесной.
- Молодечно.
- Слуцк.
- Смолевичи, Жодино, Зеленый Бор.
- Солигорск.
- Столбцы.
- Червень.

Могилевская область:
- Бобруйск.
- Быхов.
- Кировск, Мышковичи.
- Кличев.
- Могилев.

118, бешенковичи

Previous post Next post
Up