Станция "Витебск"

May 26, 2011 12:59

Железнодорожная станция и вокзал появились в Витебске в связи со строительством второй очереди будущей Риго-Орловской железной дороги. В 1858-61 гг. был построен участок Рига-Динабург (позже Двинск, сейчас Даугавпилс), и уже спустя 5 лет, в 1866-м дорогу продлили до Витебска. Еще через 2 года (1868) была закончена ветка Витебск-Орел (одной из станций на которой был кстати "Брянск-Орловский") и понеслось - как вы понимаете, эта дорога напрямую связывала хлебные житницы Черноземья с рижским портом, а потому пользовалась большой популярностью у зерновых экспортеров.

Станция "Витебск" вместе с вокзалом расположилась на правом берегу Западной Двины, а так вышло, что собственно город формировался все больше на берегу левом. После войны улица, сводившая эту нелепость к минимуму, получила парадную сталинскую застройку, достойную областного центра. Сталинским стал и вокзал. О станции "Витебск", железнодорожном и автовокзалах, Привокзальной площади и ансамбле улицы Кирова, в первом посте новой большой серии.


Крепитесь.



Современное здание железнодорожного вокзала было построено в 1952-54 гг. по проекту известного советского архитектора Бориса Мезенцева, соавтора Алексея Душкина по московской сталинской высотке на площади Красных ворот, в вокзальном жанре помимо Витебска поработавшего еще в Харькове и Смоленске. Красивое монументальное здание, в 2007-10 гг. еще и реконструированное, поэтому выглядит сейчас как новенькое.


Оно заняло место дореволюционного вокзала Рижско-Орловской железной дороги (1866-1912), не пережившего Великую Отечественную войну, и это тот случай, когда предшественник был даже крупнее наследника. Витебск, напомню, был центром собственной губернии (хотя и немного меньше Двинска, в нее входившего), промышленность после появления здесь железной дороги росла как на дрожжах.


Фото из "Витебской энциклопедии". Кстати, всячески рекомендую этот замечательный ресурс всем собирающимся в город, да и просто неравнодушным.

Здание вокзала двухэтажное, состоит из трех, прямоугольных в плане, объемов: центрального и двух боковых. Главным, самым запоминающимся, элементом парадного фасада центрального корпуса являются три широких оконных арочных проема. Здание, как видно, пышно декорировано всякими богатыми излишествами.


Рассмотрим излишества подробнее.


Барельефы на аграрно-милитаристскую тематику на фасаде центрального корпуса.




Теперь как обычно зайдем внутрь и посмотрим свеженькие интерьеры. Центрального, проходного на пути, зала как такового нет, имеется только довольно узкий вестибюль с боковыми лестницами на второй этаж.


В связи с такой планировкой нет и одной магна-люстры. Ее заменили три близнеца поскромнее.


Люстра крупнее на фоне лепного потолка с розочками в кессонах.


Между вестибюлем и выходом на пути кассовый зал дальнего следования. Тут уже классический стиль чувствуется гораздо хуже.


Поднимемся на второй этаж. Помимо лестниц это можно сделать еще и на новеньких панорамных лифтах.


Холл второго этажа.


Вход в вокзальный ресторан.


За панорамным окном Привокзальная площадь.


За окном поменьше - станция.


Посмотрим теперь на станцию с вокзалом. Увы, в ходе реконструкции пешеходный мост над путями, с которого обычно так удобно снимать станционные виды, сделали крытым. Слава богу, остался еще автомобильный путепровод, по которому страждущие попадают в залинейные районы города. С путепровода открывается вид на витебскую телевышку.


Здесь же скромная и зачем-то частично покрашенная дореволюционка.


Станция "Витебск" с высоты автомобильного проезда. Хорошо заметен и крытый пешеходный мост, и устроенные также во время недавней реконструкции навесы над путями. Справа от вокзала - багажное отделение (1982).


Вокзал Мезенцева крупнее.


Возвращаемся на землю и начинаем изучать окрестности: общий вид Привокзальной площади от здания вокзала. В Витебске есть свои, пусть и довольно куцые, но тем не менее вполне полноценные ворота города, фланкирующие начало улицы Кирова, ведущей от вокзала к мосту через Двину и далее в исторический центр.


Справа от вокзала, рядом с багажным отделением 1980-х годов, здание почты, вероятно бывший железнодорожный почтамт, вокзальный ровесник.


Эмблема на фронтоне здания.


Еще ближе к "воротам" на той же правой от вокзала стороне шикарный кинотеатр "Октябрь", больше похожий на античный храм, высокий, длинный и узкий. Здание 1958 года со зрительным залом на 560 мест в 1990-е годы было закрыто, затем реконструировано с введением зеркального зеленого остекления, и в настоящее время здесь размещается Дворец творчества детей и молодежи. И действительно между почтамтом и Дворцом какие-то детишки устроили пленер с рисованием картин.


Кинотеатр "Октябрь" и "ворота города" с того самого вышеупомянутого путепровода на жд путями.


Вернемся теперь к вокзалу и точно также осмотрим левую сторону площади. Она (сторона), впрочем, диссонирует с классицистским и неплохим в общем-то архитектурным ансамблем.

Занимает всю левую сторону административное здание Витебского отделения БЧ (1975).


Между станцией и витебской штаб-квартирой БЧ новое здание пригородных касс, как я понимаю, с торговым центром. Ужасный, бессмысленный и беспощадный белорусский говнохайтек чистой воды.


Самое прискорбное, что он тут не одинок. Вот что стоит напротив.


А еще чуть дальше столь же уродски реконструированный (2005) автовокзал 1966 года. Хаотично внедренное остекление, сайдинг, обязательные купола где только можно и вырвиглазная колористика - по всему этому вероятно читают спецкурсы на архитектурных факультетах наших вузов.


Один из редчайших артефактов советской эпохи, уцелевших после тотального отпидорашивания всего центра города. Очень мило.


Автовокзал в профиль. У банкомата видны последствия белорусского экономического чуда. До девальвации осталось 3 дня, надеюсь эти люди успели толком потратить свои разноцветные фантики.


От автовокзала возвращаемся на площадь к "воротам". Правая их "створка" и кинотеатр "Октябрь" чуть дальше.


Красивейшее именно своими пропорциями здание.


Элемент декора правой створки "ворот".


А вот на левом здании-вроде-бы-близнеце такого нет. Вероятно, они все-таки строились последовательно, и левое уже попало под постановление 1955 года.


Витебский вокзал отсюда выглядит так.


Между "воротами" начинается 650-метровая улица Кирова (бывшая Вокзальная), ведущая от Привокзальной площади к Кировскому мосту через Двину. Во время ВОВ старосветская ее застройка была тщательно выпилена, и ничто не мешало вместе со строительством нового пышного вокзала создать к нему и соответствующую парадную улицу, радовавшую бы гостей города.

За 10 лет с конца 1940-х по конец 1950-х коллектив архитекторов во главе с Валентином Гусевым, Александрой Даниловой и Виталием Даниловым спроектировал вдоль улицы Кирова ансамбль из 4-5-этажных зданий, преимущественно жилых. В центре же улицы был проложен бульвар, засаженный липами и каштанами. Так улица Кирова выглядела в начале 1960-х.


Фото из "Витебской энциклопедии".

С тех пор деревья вымахали и закрыли собой общую перспективу улицы.


Вид в обратную сторону.


Остается только воспринимать ее фрагментами. Гостиница "Витебск" уже на том берегу реки.


Образцы жилых зданий.








Все они примерно середины 1950-х гг.


Перекрестки с перпендикулярными улицами скромно, но старательно выделены в застройке.




Схема общественного транспорта, установленная прямо на улице.


Впереди Кировский мост. И здесь также были построены парадные "ворота".


Так они выглядят с левого берега. В правой башне размещается дешевая гостиница "Двина".


Но прежде чем форсировать Западную Двину и погрузиться в красоты исторического Витебска, мы все же изучим Задвинье, район, занимающий вместе с вокзалом правый берег реки. Улица Кирова делит его на 2 примерно равные части: южную и северную, но она - лишь парадный фасад Задвинья, за которым скрывается брутальная изнанка фабрично-этнических гетто, рождавших в своем чреве гениев.

118, жд, витебск

Previous post Next post
Up