Новый человек - порождение уникального техно-симбиогенеза

Jan 08, 2011 18:20

Продолжаем обсуждать тему: урбанизация - вовсе не процесс «огораживания» или переселения людей в города, а образование нового вида человека. Текст сложный, длинный.
Внимание критиков: ваше несогласие с общей концепцией меня не интересует. Ее суммарное доказательство еще не сформировано. Высказывайте несогласие частное, по какому-либо пункту изложения. Указывайте на ошибки в фактологии, ежели такие обнаружите. Пустых критиканов забаню.

Всякий вид - это биоценоз
Возникновение Homo urbanus - совершенно новый тип филогенеза, который еще не получил должного осмысления. В результате появился не вид, а надсистематическая категория, которой на Земле ещё не существовало. Homo urbanus - не вид в зоологическом понимании, а колоссальная многомерная система, затрагивающая измерения биологии, экологии, геологии, социологии, техники.
В принципе, любой вид является не совокупностью организмов в чистом виде, а экосистемой. Например, термит Mastotermes darwiniensis не может существовать без жгутиконосца Mixotricha paradoxa (это родич трихомонады), жизнь которого, в свою очередь, обеспечивают симбиотические прокариоты: Treponema spirochetes (родич возбудителя сифилиса), спирохета Canaleparolina darwiniensis (снова Дарвин) и аэробных бактерий, выполняющих функции митохондрий. Не выживет этот термит и без «техносферы» - построенного им убежища с особым микроклиматом. Так же и антилопа не выживет, например, без кишечной микрофлоры, а юкка - без моли рода Tegeticula.
Вид всегда окружен множеством консортов и нередко активно формирует свой микрокосм, создавая убежища или проникая в разные среды (например, в снег, почву, древесину). Для человеческого вида тоже характерен свой биогеоценоз, включающий в себя симбионтов, консортов, синантропные виды, убежища, источники пищи и т.д.




Вид Homo urbanus - это техно-био-ценоз
В этом плане Homo urbanus - вид необыкновенный. Помимо компонентов геосферы и биосферы, присущих всякому виду, урбанус обладает также сверхразвитой техносферой и ноосферой, которая создает вокруг него совершенно особое каузальное пространство. В нём происходят события, абсолютно невероятные в «каузальном микрокосме» любого другого вида, включая первобытного Homo sapiens. Такие события, как создание адронного коллайдера, генная инженерия, постройка небоскреба, и даже поездка на новом автомобиле включают в себя мириады микрособытий, предшествующих достижений, квантов научения и осмысления, без которых ничего не заработает, не произойдет.
Такая сложная и многомерная каузальная сфера отсутствует у Homo sapiens. Всё, что способен сделать первобытный сапиенс, не является принципиально невозможным для животных. Ворона может развести огонь, перенося горящие головешки, тигр - убить и освежевать оленя, обезьяна - расколоть орехи, волк - лечить желудок травами, бобр - построить плотину, шалашник - изукрасить алтарь Эроса. Зато почти любая деятельность урбануса (завести машину, осветить комнату электролампой, поговорить с другом по мобиле, узнать прогноз погоды на послезавтра) совершенно невозможна для животных, так как зиждется на колоссальной пирамиде предыдущих действий и достижений. Она невозможна даже для сапиенса, которого очень трудно научить, как обращаться с урбанистической техносферой.
Вот почему биологические компоненты у урбануса уже не являются главными в формировании вида. Техносфера, ноосфера и событийная сфера - такие же полноправные компоненты феномена Homo urbanus, и даже превалирующие. Урбанус, это уже не биологический вид, а некая общность иного порядка. Она способна поглотить любого аборигена и даже гоминида вообще - но только если он воспитывается в городе с детства.
Представим, что некий неандерталец родится в мегаполисе, вырастет в семье горожан, получит психологическую и медицинскую помощь, образование, политкорректное воспитание, полис, страховку, права и компьютер. Как ни странно, он тоже станет Homo urbanus - вопреки традиционному дарвинизму. Обособленность его генотипа, это лишь пятая часть его своеобразия, которую заслонят 4/5 черт сходства с другими урбанусами. И даже если такой «городской» неандерталец не сможет скреститься с потомками сапиенса путем обычного коитуса (что маловероятно), ему представится возможность продлить свой род путем усыновления, экстракорпорального оплодотворения, какой-нибудь лукавой генной инженерии.




- Куда нацелен путь техносферы?

У Homo urbanus совершенно особая симбиосфера
Отталкиваясь от концепции симбиогенеза, которая уже стала общепринятой, можно утверждать, что вид Homo urbanus стал таким только благодаря грандиозному симбиозу. У Homo sapiens тоже есть множество симбионтов. Это микрофлора, синантропные виды и доместиканты (пшеница, коза, овца, кукуруза и т.д.). Последние дали ему могущество в период производящего хозяйства. Однако заметим важную вещь: сапиенс сформировался задолго до одомашнивания и существовал длительное время БЕЗ ПОМОЩИ симбионтов. А вот Homo urbanus способен существовать ТОЛЬКО в окружении симбионтов. Причем круг симбионтов урбануса стократ богаче, чем у сапиенса. Рассмотрим лишь некоторых.

Помимо традиционных источников сырья и пищи, которыми являются скот, птица и рыба, современный человек разводит множество других животных с самыми разными целями. Насекомые (пчела, шмель, шелкопряд, кошениль, плавунец) нужны для опыления, получения сырья, пищи. Урбанус выращивает бабочек, чтобы продавать коллекции, жуков - устраивать бои, палочников - держать как питомцев, тараканов - кормить ящериц. Он разводит безумное количество дрозофил для исследований, мух для утилизации отходов, мучных червей на корм птицам, мотыля для рыбалки. И это только насекомые, и то не все. А ведь еще разводятся певчие птицы, лабораторные животные, артисты, экспонаты, устрицы и жемчужницы, обитатели охотничьих заказников, вермикомпост. Множество животных-симбионтов дают человеку совершенно новый ресурс - эмоциональный и эстетический. Он использует животных как партнеров, объекты ласки, заботы, эстетического удовольствия, стиля жизни. Перечень видов, специально разводимых для содержания в аквариумах, террариумах, домашних зверинцах, огромен. В общей сложности урбанусу нужно порядка десяти тысяч видов животных. А первобытный сапиенс в лучшем случае имел нескольких сателлитов (кошка, собака, мангуст) и «живые консервы» (коза, овца, свинья, курица), позднее появились тягловые животные (олень, лошадь, бык).
Человек городского типа разводит колоссальный список растений, от которого у аборигена пойдет голова кругом - зачем коллекционировать кактусы? Делать альпийские горки? Выращивать тысячи сортов цветов? Комнатное озеленение, фармакологическое сырье, ландшафтный дизайн, всё это - новые симбионты. Урбанус разводит представителей всех царств живой природы (и не исключено, что когда-нибудь создаст новые царства). Грибы дают ему пищу, антибиотики, алкогольные напитки. Колоссальный пул бактерий работает на него в пищевой промышленности и фармацевтике. Генмодифицированные микроорганизмы синтезируют всевозможные органические соединения: витамины, лекарства, сырье. Миллионы тонн йогуртов, сыров, пива, дрожжевого теста и т. п. готовит мировая кухня для ненасытного Робин-Бобина, а где счет идёт на миллионы тонн, это уже мегабиология. Археи производят метан из отходов. Человек разводит даже вирусы, триллионы вирусов - для исследований, борьбы с болезнями и вредителями, как оружие. Сапиенсу такое и не снилось.
Когда, работая в соответствующем департаменте, я взялся подсчитать биоразнообразие природных территорий города Москвы, открылся парадокс. Флора природно-исторического парка «Покровское-Стрешнево» насчитывает около 200 видов, «Битцевского леса» - 500 видов, а национального парка «Лосиный остров» - целых 600 видов растений. Однако больше всего видов не там, а на особо охраняемой природной территории «Останкино», где и леса-то почти нет. Там сосредоточен громадный генетический банк - более 50 тысяч видов, форм и сортов растений. Потому что в границы этого природно-исторического парка входят Главный ботанический сад РАН с оранжереями, лабораториями, коллекциями, магазины комнатных растений и семян ВВЦ, парковые насаждения ВВЦ и усадьбы Останкино. Это уже техно-био-парк, где сращены музей, ботсад, природный лес, банк посадочного материала, и таких в мире урбануса довольно много.

Симбионты человека обязательно встроены в техносферу
Биологические симбионты нового человека обязательно встроены в техносферу: роботизированные коровники, электронные ошейники, аквариумы, управляемые компьютером etc. Если прабабушка гладила и доила корову рукой, то теперь она бы включила массажный и доильный аппарат. Даже взаимодействие с дикой природой происходит посредством технических «прибамбасов»: фотоаппараты, приборы ночного видения, акваланги, вертолёты, оптические прицелы и т.д. Причем урбанистический турист, охотник, подводник очень гордится всё более сложными «наворотами» оснащения. Если сын охотника наблюдал антилопу сквозь ветви и тетиву лука, то сын программиста, даже будучи в сафари, наблюдает ее через экран фотокамеры, окуляр вебкамеры, бинокль, темные очки, окно джипа.
Фактически корова, имеющая чип, кормушку, доильный и массажный аппарат, уже является своеобразным киборгом, элементом техно-био-сферы. Создаются и киборги с вживленными электронными устройствами: лабораторные животные, дикие и домашние звери с датчиками-метками. Огромное число де-факто киборгов существует и среди людей, которым вживлены стимуляторы, датчики кардиомониторов, протезы и т.д. Это глубокий уровень урбанизации.



- Сквозь тетиву лука...

Человек получает от мутуалов эмоциональный ресурс
Урбанус также создает необычайный, странный мутуализм - поддержание домашних и диких животных, чтобы использовать их изображения. Огромные экономические прибыли и персональную пользу человек получает от реализации биоморфных игрушек, сувениров, фильмов и прочих медийных продуктов. Воспитание детей урбануса зиждется на образах лисы, волка, пингвина, слона, лемура, губки, и даже бактерий, которые участвуют в сказках, мультфильмах, воплощаются в игрушках, нарисованы на одежде малыша. Использование диких животных и растений в целях воспитания, образования, развлечения и отдыха является весомым аргументом (помимо прочих), чтобы изъять из хозяйственного пользования огромные территории и сделать их заповедниками. Таким образом, симбионты подпитывают не только биологическую составляющую урбануса, но и ноосферу.
Конечно, и первобытный охотник рисовал животных на стенах пещер, однако он, очевидно, не занимался охраной и кормлением диких животных ради экспонирования. За исключением редких случаев, когда в неволе держали животных как сакральные символы, для церемоний, но это можно считать уже шагом в сторону урбанизации (как в принципе, и само создание пещерных галерей-святилищ).
Ряд реальных мутуалов-экспонатов плавно перетекает в несуществующих существ - вымерших (динозавров) и вымышленных созданий, которым, однако, урбанус оказывает огромную честь. Первобытный сапиенс и помыслить не мог, какой профит способен принести какой-нибудь «парк динозавров», «музей дракона», «город гунганов». Животные участвуют даже в половом воспитании (в урбанистически первертной форме) подростков и кидалтов (вечных инфантилов) - в миллионах безумных рисунков стиля, кажется, “furry hentai”. Извращенности фантазии их авторов позавидовал бы сам Сатана, однако в большинстве своем это не шизофреники, а уверенные в себе работники визуального фронта.
Итак, человек использует животных, как источник эмоционального ресурса. Интересно, что эта способность распространяется и на животных, приобретающих «урбанистические» черты, то есть живущих в квартирах. Для них заводят «домашних животных в квадрате», которые помогают им скрасить одиночество, потерю детеныша и т.д. Например, когда старому орангутану Боне в зоопарке было одиноко, к нему подселили курочек. У гориллы Коко был котенок и птичка в клетке. Таких примеров полно среди собак, кошек и других питомцев. В природе это - великая редкость.



- Обратите внимание, как правильно устремлены взоры: люди смотрят не на Дали, а на ссаку муравьеда.

У человека появляются «сексуальные техно-симбионты»
В эпоху урбануса человек и природа уже не взаимодействуют напрямую - а опосредованно, сквозь техносферу и ноосферу. Это касается и природы самого человека. Непосредственные контакты «тело + тело» табуируются и криминализуются. Физическое прикосновение и даже виртуальная демонстрация тела расценивается как преступное домогательство, если тело не снабжено должными элементами техносферы: костюм, презерватив или договор о добровольности секса. Возможно, для секса скоро понадобятся не только контракт и кондом, заверенные у нотариуса, но и камеры слежения, датчики давления и страховое свидетельство. Потому что аргументом для криминализации секса, как показывает практика (см. казус Ассанжа), может выступать степень сонности, силы объятий и уровня сопротивления партнерши.
Если Homo sapiens осуществлял сексуальные коммуникации непосредственно с партнером, то у Homo urbanus появляется колоссальное количество сексуальных коммуникаций через ноосферу - благодаря развитию медийных средств и порноиндустрии. Кто-то сказал, что видеомагнитофон «был создан для того, чтобы смотреть порнуху». Это же можно сказать о кино, фотографии, и более древних медийных средствах - живописи, скульптуре, а может, и сценическом искусстве. Эротическая составляющая в их развитии несомненна. Если подсчитать количество взаимодействий с техническими средствами секс-индустрии у урбануса (порножурнал, порносайт, вибратор и т.д.), то окажется, что оно намного превышает число взаимодействий «тело + тело». А поскольку секс, это основная биологическая функция, можно считать, что человек окружил себя «сексуальными техно-симбионтами». Заметим, что в контакты с животными вступал и сапиенс (скотоводческая зоофилия, ритуал оплодотворения убитого на охоте зверя), но крайне редко.
Объекты техно-био-сферы множатся так, что уже не понять, кто живой, кто киборг, а кто гаджет. Предметом в равной степени одушевленной заботы Homo urbanus может быть синица в саду, птичка в клетке, рыбка в компьютеризованном аквариуме, тамагочи, собака-робот, зооморфный обитатель компьютерной игры, автомобиль или мыслящий гаджет в кармане, постоянно требующий общения, лечения и апгрейда. Таким образом, можно говорить не просто о симбиогенезе, а о техносимбиогенезе.

Собака и Homo urbanus относятся к искусственному симбиотаксону
Очень важно понимать, что биологические симбионты человека тоже не являются «настоящими» видами, как и сам Homo urbanus. Доместиканты - это искусственные популяции, крайне политипичные и полиморфные, которые в естественных условиях существовать не могут: быстро дичают, вымирают, вырождаются. Поэтому их некорректно встраивать в природную номенклатуру.

Далее рассмотрим подробнее только одно животное - собаку (хотя аналогичные сложности присущи корове, козе, картофелю и т.д.). NB: Аргументация этого раздела не участвует в доказательстве видообразования урбануса, а приводится лишь для иллюстрации.

Собаку именуют подвидом Canis lupus familiaris (в переводе «волк обыкновенный» - ересь!), приравнивая безмерное своеобразие мопса к различиям между канадским и гудзонским волком. Несмотря на то, что волк является ДНК-предком собаки, она настолько отдалилась, и дала такую сеть разнообразия, что называть ее «подвидом волка» просто нерационально. Да, скрещивание волка и собаки возможно, но происходит ли оно? Много ли фактов, когда фокстерьер, бассет или ксолоитцкуинтли осеменяет волчицу? Скорее они попадут в ее чрево целиком, вместе с косточками. Собака далеко ушла и изолировалась от волка, in vivo произошло видообразование, хотя in vitro, генетически это (как утверждается) единый вид. Аналогично и урбанус отодвинулся от сапиенса, хотя он происходит из той же «пробирки», и in vitro их можно считать одним видом.



- Трах-тибидох, мы все едины!

Собаке трудно присвоить статус подвида, потому что существуют динго, новогвинейская собака и всевозможные собаки-парии Евразии, Африки, Америки, которых называют «одичавшими», хотя они фактически всегда были дикарями или случайными сателлитами, а не «квартирантами». «По-видимому, одичавшие собаки появились в Евразии вскоре после начала одомашнивания собак; в результате высокой степени интеграции культур мезолита в природную среду и возникновения многочисленных возможностей для собак покидать человеческие поселения, то вновь возвращаться туда.» - Как это понимать? В палеолите таких возможностей не было? Только одомашнилась, сразу одичала?
Я бы прямо называл париев «дикими собаками», просто предпочитающими синантропное существование и довольно легко приручающимися - как крысы или голуби. Если такие псы встретятся с брошенной «квартирной» шавкой, они могут и произвести гибрида, но скорее убьют.
Еще 1-2 тысячелетия назад, в эпоху господства сапиенса, собака была вполне самостоятельным таксоном, представляя политипичный вид Canis familiaris, связанный с волком, динго и др. Парии являются реликтом этого вида. Борьба с ними очень похожа на элиминацию сапиенса. Их отстреливают, стерилизуют, помещают в приюты и семьи, подвергают отбору, то есть лишают привычной кочевой и бесконтрольной жизни. Происходит это в урбанизированных странах. А там, где живут аборигены, собаки до сих пор являются сателлитами, а не «квартирантами». Когда урбанус окончательно сменит сапиенса, популяция париев исчезнет. Останутся только те формы, которые будут взяты под охрану как дикая фауна, и квартиранты.
В моем понимании домашняя собака 21 века, это даже не самостоятельный подвид или вид, а совершенно иной феномен. Неожиданно для самого себя я пришел к выводу, что собака-квартирант это не Canis familiaris, a… часть многомерного таксона Homo urbanus - она вплетена в его гипертекст, и может существовать только в его структуре. Если же представить, что Homo urbanus внезапно исчез, собака-квартирант тоже мгновенно исчезнет: миллиарды фокстерьеров, пуделей, ротвейлеров за неделю погибнут без пищи, а в природных условиях будут вытеснены париями, лисицами, волками. Причем многие хищники будут специально охотиться на породистых собак. Это похоже на грибок, который может существовать только в гнезде муравья-листореза.

Симбиотическая «многомерность» вида - вовсе не нонсенс, а распространенное явление. Она присуща, например, растениям, корни которых покрыты ризосферой (без которой орхидеи даже не прорастают), а цветы опыляют особые насекомые (юкка без юкковой моли - уже не юкка), а также кораллам, в тканях которых живут специфические зооксантеллы (именно гибель зооксантелл обуславливает вымирание кораллов при потеплении воды и повышении уровня моря). Видоспецифическими симбионтами являются, в сущности, митохондрии. Никому не приходит в голову считать их таксонами протеобактерий (несмотря на сходство мт-ДНК с риккетсиями), потому что они нежизнеспособны вне клетки. Но и зооксантелла Symbiodinium не может жить вне организма коралла. Следует отметить, что митохондриальная ДНК сейчас выступает критерием специфичности №1 для вида, расы, линии. В таком же качестве выступают и видоспецифические экзопаразиты, например, вши и блохи, многие облигатные паразиты, микроорганизмы.

Структура таксона Homo urbanus очень сложна
Вывод: Homo urbanus - это особый таксон, ранее не встречавшийся в биосфере, который можно называть, допустим, артеспециес, метаспециес, планетарный вид, вид-гипертекст. Он включает в себя следующие компоненты:
1. Мировая популяция гоминид - аналог биологического вида, совокупность всех живущих в данный момент особей человека.
2. Геномы, находящиеся вне популяции - банк спермы, яйцеклеток, материалы для клонирования, экстракорпорального оплодотворения, ДНК-диагностики, культуры клеток и тканей, донорские органы и кровь (об этом в следующей главе).
3. Симбиосфера - совокупность животных, растений, грибов, протистов, прокариот, вирусов, которых культивирует и использует человек.
4. Техносфера - совокупность всех материальных продуктов деятельности: инструменты, механизмы, интерьеры, предметы и т.д.
5. Ноосфера - совокупность всех информационных продуктов деятельности: мысли, знания, умения, программы действий, языки, коммуникативный поток всех людей мира и контент, зафиксированный на любых носителях.
6. Микрокосм антропоценозов - искусственные элементы тела человека: протезы, макияж, одежда, украшения, пломбы, очки, усилитель голоса, роликовые коньки и т.д.
7. Мезокосм антропоценозов - искусственные компартменты (квартира, машина, палатка и т.д.), в которых пребывает человек.
8. Макрокосм антропоценозов - искусственные ландшафты (город, агроценоз, промзона, добывающий комплекс, дорога), в которых пребывает человек.



- Амиши отвергают достижения городской цивилизации весьма избирательно.

У Homo urbanus есть нечто, не поддающееся исчислению
В этот список можно было бы добавить магиосферу, то есть способность людей управлять событиями «без помощи рук», делать невероятное реальным, воздействуя на Причинность магическим путем. Но научным методом магиосферу обнаружить невозможно: мистика боится статистики. В жизни каждого человека есть место чуду, но свести эти факты воедино и получить достоверные, закономерные и повторяемые результаты не удается. Да к этому по-настоящему знающие ученые и не стремятся. Есть микрособытия, загадочные стечения обстоятельств, которые поворачивают русло истории, вызывают колоссальные сдвиги в антропосфере, провоцируют войны и вызывают волну успеха и роста. Объяснить влияние этих аккумулированных единичных факторов невозможно ни позитивистским путем, ни моделями хаоса любой сложности. Однако их хорошо объясняют всякие гадалки, астрологи и любители мистики, что достаточно странно.
Магиосфера не фиксируется ни простым глазом, ни приборами. Вдобавок она заслоняется ноосферой, в которой есть огромный массив ритуально-мистической и мифопоэтической культуры, создающих парадоксальную экологическую неадекватность. Это особенно у предшественника урбануса, раннего городского человека. С точки зрения экологии первобытного человека, баланса энергии, невозможно объяснить феноменальные трудозатраты при постройке пирамид, зиккуратов, готических храмов, колоссальный расход энергии на религиозную деятельность (включая гонения, крестовые походы), обет безбрачия для миллионов здоровых молодых особей и т.д. Не исключено, что ритуально-мистическая культура со всеми ее культурологическими погремушками, а также выросшая на ней еще более шумная и пышная медийная культура, собственно, и заняты тем, чтобы замаскировать магиосферу - и скрыть одну из самых влиятельных сил эволюции позднего человека.



- See you later, mutual friends...
_______________________________________________________
* Все посты по теме:
Homo urbanus как новый вид гоминид: дифференциальный диагноз
Отличия сапиенса от урбануса: в пространстве и времени
Homo sapiens vs Homo urbanus: экологические отличия
Homo sapiens vs Homo urbanus: некоторые репродуктивные различия
Урбанизация / десапиентация: ювенальные детали
Новый человек - порождение уникального техно-симбиогенеза

homo urbanus

Previous post Next post
Up