Homo sapiens vs Homo urbanus: некоторые репродуктивные различия

Dec 27, 2010 00:15

Эволюционирует ли сапиенс?
Часто говорят, что эволюция человека остановилась, человек не подвергается действию отбора. Это напоминает учение о коммунизме: достигнувшему «светлого будущего» обществу становится так хорошо, что развитие останавливается. На самом деле у голоценового человечества есть хорошо известные тренды: округление головы (брахикефализация), упрощение зубочелюстного аппарата (редукция), облегчение скелета (грацилизация), уменьшение мозга (sic!). И это лишь в морфологии. В физиологии наблюдается акселерация - ускорение некоторых процессов созревания. В демографии - удлинение жизни. А тренды экологии и поведенческой активности проявляются в цивилизации и урбанизации. Эволюция идёт, да так быстро и глубоко, как никогда ранее.

Тренды не могут длиться до бесконечности - они приводят к разделению форм, видообразованию. В антропологии наблюдается диахронное видообразование: стадию Homo erectus сменяет H. antecessor, затем H. sapiens. На каком-то этапе гоминиды могут сосуществовать и даже смешиваться, но затем один вид вытесняет другой. Сейчас тоже наблюдается вытеснение. И накапливаются различия.

В зоологии и ботанике виды порой различают по незначительным признакам, например, песне у певчих птиц, окраске крыльев у насекомых, предпочтительному произрастанию у лютиков. Например, здесь обсуждается видообразование у пеночек. Различия кроманьоноидных охотников и современных жителей мегаполисов кажутся более существенными. Например, средний объем мозга у них соответственно 1700 мл и 1350 мл. Разница больше, чем между Homo erectus и Homo antecessor.

Наблюдается и репродуктивный хиатус. Этот вопрос всех волнует, поэтому обсудим сейчас, пусть и вкратце.




О сексе
Аборигенный Homo sapiens - довольно сексуальный примат, поскольку не имеет ограниченного периода эструса, и способен к возбуждению в течение всего года. Секс имеет важное коммуникативное значение, но часто используется для воспроизводства. Петтинг не слишком длительный и страстный, скорее напоминает груминг у антропоидов. Во время акта одна-две садки завершаются эякуляцией после нескольких десятков (10-30) фрикций.

У Homo urbanus число коитусов и оргазмов сравнительно выше, хотя бы потому что у аборигенного сапиенса чаще происходят беременности, роды и короче продолжительность жизни. Секс имеет важное экономическое значение, становится товаром, способом заработка и самовыражения, медийного бизнеса и услуг населению. Урбанус занимается сексом со множеством искусственных объектов: мобильными телефонами, журналами, скульптурами, видеомагнитофонами, надувными куклами, мониторами, вибромассажерами. Значительная доля (большинство) интромиссий осуществляется через эластичную плёнку, не пропускающую биологические жидкости. Применяются искусственные любриканты. Возможен длительный многочасовой петтинг. Факторами возбуждения выступают нагота, обувь на высоком каблуке, нижнее белье, искусственная гипертрофия половых признаков. Всё это сапиенсу не свойственно.

Секс у Homo urbanus почти полностью выводится из репродуктивной сферы.

В судьбе тысяч индивидов секс используется только как коммуникативная активность и получение удовольствий, а оплодотворение осуществляется экстракорпорально. Бывает, что в течение всей жизни ни один из десятка тысяч коитусов не ведёт к продолжению рода. В очагах скученности возникают традиции, отстраняющие от репродукции огромное количество людей (иногда до трети мужского населения) - заключенные, монахи, несовершеннолетние половозрелые, гомосексуалисты, стерилизованные etc. В племенах аборигенов этот феномен встречается очень редко.

Для урбануса характерна довольно ранняя импотенция (есть данные, что аборигенные сапиенсы сохраняют потенцию до глубокой старости). Возможно, это связано с тем, что урбанус подолгу угнетает ткани промежности, сидя на стуле. Особенно в период созревания - это как раз время «сидячей учебы» (у сапиенса время такого сдавливания в тысячу раз меньше). Также в течение всей жизни урбанус принудительно обматывает тазовую область одеждой. В итоге происходит анти-закаливание, детренировка, затруднение кровоснабжения и лимфодренажа.




Заметим, что воспроизводство или репродукция, это огромный пласт биологии человека. Который касается анатомии, физиологии, экологии, разнообразия, демографии, поведения. Достаточно сказать, что одно только репродуктивное поведение включает в себя: развертывание поведенческих программ, импринтинг, игры, ухаживание, секс, беременность, роды, заботу о потомстве, регуляцию численности потомства, сексуальное воспитание и др.

Мы затрагиваем лишь крохотный сектор, частность из частности - секс. Но он относится к самому спорному вопросу: есть ли между видами репродуктивный хиатус? «Скрещиваются» ли сапиенс и урбанус? Что произойдет, если объединить их в едином пространстве, так сказать, в одной постели?

Пожалуй, урбанус будет шокирован и травмирован, да так, что до седых волос будет содрогаться, лить слезы и жаловаться в Страсбург, Гаагу и папе римскому, и считать, что этот контакт изувечил всю его психику и разрушил судьбу. А сапиенс - отправится за решетку или на электрический стул. Почему?




Очень просто. В сексуальном поведении сапиенса много насильственных и травмирующих форм. Перечислю лишь некоторые: обряды дефлорации и обрезания в начале пубертаса, грубость жениха в первую брачную ночь (невесты нередко были 10-15 летними), добрачные унижающие ритуалы, умыкание девочек подростками-маргиналами, сексуальная эксплуатация детей (подробно описанная, например, у Демоза), инфантицид (ритуальное умерщвление девочек), традиционная ранняя сексуальная жизнь (до полового созревания), покупка малолетних невест и использование их как бытовых рабынь, традиции обнажать приватные части детей (укрытие дозволялось лишь взрослым), ритуальный (и бытовой) инцест, деформация стоп и выбивание зубов девочкам для соответствия сексуальному канону, вытягивание пениса мальчикам, унижение женщин при менструации, овладение мужчины женщиной в грубой и насильственной форме против ее воли и т.д.

У сапиенса все это было допустимым и даже должным. Урбанус считает всё это не просто извращением, и не просто грехом, а НАИХУДШИМ преступлением, которое карается по высшему разряду. Довольно резкую переоценку ценностей в этом отношении можно объяснить урбанизацией.

NB: Мы не рассматриваем здесь внесексуальные формы насилия: каннибализм, декапитация, пытки, приемы жестокой педагогики, убийство, нанесение увечий и т.д., которые были нормой у сапиенса былых времен, и которые также считаются преступными и аморальными у урбануса.




Теперь перечислим, что может быть неприемлемо для классического сапиенса (то есть многих аборигенов) из практики урбануса. Оральный секс, поцелуй взасос, использование кондома, интенсивные ласки грудей. Вряд ли они ощутили бы возбуждение от схематичных и порой страннейших изображений хентая, видеоклипов с нудистами, подглядывания через замочную скважину в ванной, от сцены «детям до 16» из фильма «Экипаж». У многих сапиенсов преступлением является секс в обнаженном виде или в особые табуированные дни, и даже получение удовольствия во время секса (в основном по религиозным мотивам). Однако если сапиенс сделает замечание урбанусу, мол, надень рубаху и вериги, отстань от меня в пост, не смей целоваться и кричать от страсти, он и здесь рискует попасть в тюрьму - теперь уже за дискриминацию или неисполнение брачных обязанностей. Хотя уже и на меньший срок.

Нет ли здесь какого-то намёка на репродуктивную рассогласованность, не попахивает ли здесь, хоть слегка, межвидовой поведенческой изоляцией?




О смешивании
Теперь насчет метисации. Единство кариотипов позволяет свободно гибридизовать оба вида. Однако наблюдается ли в реальности столь свободная гибридизация? Нет.

Во время колонизации, которую осуществляли люди городского образа жизни (не обязательно европейцы - в Китае, Индии и т.д.), аборигены не считались достойными партнерами для заключения брака и воспитания детей. Официально секс «колонист - абориген» не поощрялся, а полноценные браки воспрещались вплоть до казни. Да, существовала традиция насиловать аборигенок, и от этого рождались дети. Но потомки-метисы обычно были изгоями с дурной репутацией. В ХХ веке прошла целая кампания антропологических исследований с целью доказать, что метисы - полноценные люди, плодовитые и здоровые, а не уроды и грешники. Метисы первыми среди аборигенов шагнули в города, чтобы переплавиться в новую форму и стать Homo urbanus.

В антропосфере всегда существовала ассортативность, в той или иной степени препятствующая бракам горожан и аборигенов, ведущих традиционный образ жизни. Городские семьи неохотно принимали выходцев из аборигенной среды. Представьте реакцию московской семьи в трех поколениях, когда выросший сын привезет из турпоездки невесту племени бамбути или нганасанку. Город вбирает аборигенов, как черная дыра, но браки чаще заключаются между самими аборигенами, ассимилированными маргиналами. Поэтому говорить о свободном смешивании не приходится.

В современных городах можно наблюдать межрасовые браки, но это уже урбанусы, либо переходные формы. В сельской глубинке можно наблюдать городских эскапистов. Обычно это европейские пенсионеры, вступившие в брак с азиатскими девушками. Они получают заботу, покой, любовь, а денег хватает на многое. Но они привносят в эту глубинку - городской, кондиционированный образ жизни. Городская жизнь кажется более притягательной. Нельзя сказать, что она приятнее и счастливее. Порвав с природой и переселившись в трущобы, аборигены испытывают большую депрессию. Но таков градиент. Он создает мощное притяжение, противостоять которому почти невозможно. Это в некотором роде новый "закон природы".

В следующий раз поговорим о высоком и низком креационизме в отношении человека. Если будет время. И настроение.
_______________________________________________________________________________
Иллюстрации: те самые «страннейшие изображения хентай», продукт высокой урбанизации. Отобраны наиболее пристойные вообще-то.



____________________________________________________________________________
* Предыдущие посты о проблеме:
Homo urbanus как новый вид гоминид: дифференциальный диагноз
Отличия сапиенса от урбануса: в пространстве и времени
Homo sapiens vs Homo urbanus: экологические отличия

homo urbanus

Previous post Next post
Up