Что такое коммунизм?

Mar 01, 2021 23:45


Я уже писал, что не готов называть себя коммунистом, поскольку, в сущности, даже не знаю, что такое коммунизм. Манифест коммунистической партии - ок. Но его одного недостаточно. Да и, благо, в значительной части влиятельных стран его требования выполнены. Полагаться на какие-либо политические партии и следить за ними, их информационными рупорами и ( Read more... )

Кропоткин, Россия, Марксизм, Коммунизм, История, СССР

Leave a comment

Comments 37

darkhon March 5 2021, 02:31:48 UTC
Вопрос "что такое коммунизм" реально очень интересен.
Потому что, как вы верно отметили, он у классиков практически не описан. Получается по сути религиозное, типа рай: уверуйте, что будет всё заотлично, но конкретно как - неизвестно.

Вопрос, на который мне нормально не ответил ни один сторонник коммунизма: а зачем именно коммунизм, а не сколь угодно развитый социализм?

Reply

aletheiaagathon March 5 2021, 21:01:22 UTC
Да, мне тоже интересно сформулировать, что такое коммунизм. Благодаря вам я получил новый импульс для того, чтобы продолжать писать об этом. я подумывал сменить тему, но теперь мне интересно добиться большей четкости в моих представлениях об этом. Буду предпринимать все новые подходы, с разных сторон, в том числе и привычного мне "психологизма"

Reply

darkhon March 6 2021, 01:25:21 UTC
Пробуйте :-) Проблема в том, что это будет именно ваше понимание. А у классиков - аналогия рая, как я уже писал (и это не случайно).
Главный с моей т.з. вопрос - парадигмальное отличие от социализма - я подсказал. Увы, все, у кого я ранее спрашивал, сводили к утопии (т.е. по сути - к раю праведников на Земле). А вот социализм - он для людей, а не идеалистических конструктов.
Можно, кстати, начать с узких вопросов. Скажем, вы понимаете, что "каждому по потребностям" - это либо казарма с пайкой, либо утопия с "рогом изобилия", но в любом случае имеем несправедливость?

Reply

aletheiaagathon March 11 2021, 20:49:08 UTC
"Можно, кстати, начать с узких вопросов ( ... )

Reply


nipolin March 12 2021, 14:06:20 UTC
По Марксу коммунизм есть положительное упразднение частной собственности.

Reply


ars_el_scorpio March 13 2021, 00:57:34 UTC
Поскольку коммунизм - понятие далёкого будущего, то ответ на этот вопрос нужно искать именно в фантастических произведениях.

Наилучшим образом коммунизм был описан в романе "Борьба в эфире" Александра Беляева (1929-й год):
всеобщая роботизация тяжёлой, монотонной, "грязной" производственной деятельности; всеобщая компьютеризация тяжёлой, монотонной организационной деятельности; использование
интернета и высокопроизводительных серверов для планирования производства; общественная собственность на все средства производства; мощные источники энергии, позволяющие производить всё необходимое.

Говорить о коммунизме без всего вышеперечисленного не вижу смысла

Reply

aletheiaagathon March 17 2021, 13:41:36 UTC
Да, интересно.
То есть, думаете, сначала роботы, только потом коммунизм? Без роботов, настолько развитых, коммунизм невозможен?

Reply

ars_el_scorpio March 18 2021, 15:21:48 UTC
Сначала социализм, с общественной собственностью на средства производства. Включая роботов.

> Без роботов, настолько развитых, коммунизм невозможен?
А как вы сможете заставить людей заниматься тяжёлой, грязной или просто монотонной работой? Сейчас люди делают такую работу за деньги

Reply

aletheiaagathon March 21 2021, 08:22:02 UTC
"А как вы сможете заставить людей заниматься тяжёлой, грязной или просто монотонной работой? Сейчас люди делают такую работу за деньги ( ... )

Reply


dhurley_7 March 13 2021, 06:04:28 UTC
Коммунизм - устройство общества, исключающее конкурентные отношения внутри него. Общества, основанного на солидарных отношениях.

Reply

aletheiaagathon March 17 2021, 13:39:16 UTC
"устройство общества, исключающее конкурентные отношения внутри него. Общества, основанного на солидарных отношениях."

Да, как одну из характеристик, ориентир, я тоже это использую.
При этом я обычно говорю о "смещении акцента" в сторону сотрудничества, так как полагаю, что конкуренция-сотрудничество это диалектическая пара, и одно не существует без другого.

Reply

dhurley_7 March 17 2021, 14:45:54 UTC
Не уверен, что мы говорим об одном и том же. В качестве биологической аналогии можно привести переход от колонии одноклеточных, где, действительно отношения диалектичны, к многоклеточному организму, конкуренция между клетками которого исключена на системном уровне.

Reply

aletheiaagathon March 21 2021, 08:38:25 UTC
Да, возможно, это другое, по сравнению с тем, о чем писал я.

При этом как вы себе представляете описанное? В этом контексте мне кажется неслучайным, что для иллюстрации вы редуцируете предмет рассмотрения до уровня клеток. Клетки лишены воли в том смысле, как мы ее понимаем у человека. Коммунизм вы себе тоже представляете как общество, где каждый человек в отдельности лишен воли или лишен самой возможности пожелать чего-то, противоречащего интересам других?

Reply


5rdx March 13 2021, 08:11:08 UTC
Наверное, коммунизм надо сравнивать с понятиями, которые стоят с ним в одном ряду: капитализм, социализм, монархизм... Что это за понятия? Разве они говорят о политике? Разве они говорят об экономике? Разве они очерчивают некий общественный строй, который всегда и везде почему-то одинаковый?
Дело в том, что коммунизм не является устройством общества, как это ошибочно думают разные деятели. Коммунизм - один из нескольких видов строя в стране... А что такое строй? Надо копать в этом направлении, то есть знать о понятии "строй".

Reply


Leave a comment

Up