Постсоревновательный зажор: причины, стратегия управления ... vol.02

Apr 03, 2015 21:49



ЧАСТЬ 1: ГОРМОНАЛЬНЫЕ и НЕЙРОХИМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЧАСТЬ 2: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЧАСТЬ 3: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Непосредственно во время соревновательного периода, физиологический голод и истощенное эмоциональное состояние, превращает спортсмена в натянутую нервную вибрирующую от любого раздражителя струну. Сочетание нервного напряжения с чувством физического голода, приводит к когнитивной ассоциации пищи с наградой, пишет в своей статье "How Extreme Diets and Contest Diets Can Precipitate Eating Disorders and Food Issues" Скот Аббель [15].


Эмоциональное напряжение нарастает по мере приближения соревнований, и оно заставляет спортсмена все сильнее концентрироваться на ожидающей его после выступления награде, предвкушать приближающийся гастрономический пир живота. И чем ближе дата соревнований, тем сильнее обостряется это чувство. Некоторые спортсмены, даже не могут нормально спать за несколько дней до соревнований, и не всегда тут причиной является их волнения по поводу выступления. Отчасти, причины этой бессонницы кроются именно напряженном ожидании нормального полноценного приема пищи, который положит конец их эмоциональному истощению и голоду. Еда начинает ассоциироваться с эмоциональной наградой, триумфом, победой и т.д. и т.п. В психологии это когнитивное искажение называется "Отклонение, связанное со вниманием". Концепция "еда как награда" начинает привлекать к себе все больше внимания, придавая этому ожиданию все больше эмоциональной ценности. Те кто прошел через пред/соревновательную гонку, понимают о чем речь.

Как правило за несколько дней до соревнований, ограничения в еде и "чистка" рациона приобретает еще более деспотичный характер, что обостряет временное смещение порога чувствительности. Это означает, во что бы то ни стало человек, хочет получить свою эмоциональную награду, и малейшая вероятность, что что-то может помешать этому этому, придает еде еще большее психологическое значение в сознании человека. И чтобы ничто не встало на пути к вожделенной пищевой награде, это стремление обретает невероятную эмоциональную силу. Этот психологический механизм достался нам по наследству от наших предков, т.к. он помогает сосредоточить все внимание на приоритетных функциях выживания.

После окончания соревнований, спортсмен стремится как можно скорее реализовать свое право на пищевое вознаграждение, с одной стороны чтобы отпраздновать успешное выступление (если оно было таковым), а с другой, чтобы наконец избавится от этого сжимающего тисками чувства голода и обеспечить прилив хорошего настроения. И, после того как момент вознаграждения настает, освобождение от накопившегося эмоционального напряжения вызывает целый каскад гормональных, психоэмоциональных и физиологических реакций, подобно разжавшейся пружине. После того, как человек получает свой пищевой трофей, еда автоматически ассоциируется в его сознании с высшей точкой эмоционального наслаждения, и он практически не в силах, что либо контролировать в этот момент, т.к. каскад процессов уже запущен.

В психологии, это называется концепцией "ожидаемой выгоды", когда "ассоциируемая" и "ожидаемая" реакция организма на пищевую награду формирует связь: еда = способ "удовлетворения" текущих насущных потребностей, обеспечивающий психологическую награду. Т.е. определяющее значение теперь имеет сама еда и процесс ее поглощения, а не ее кол-во или пищевая ценность. В итоге, в этот момент еда, ассоциируется в мозгу с чем то совершенно другим, чем она должна являться на самом деле: наслаждение вкусом еды отходит на второй план, человек стремится получить удовольствие от самого факта доступности еды. Теперь это инструмент, способ эмоционального вознаграждения, способ отвлечения внимания, применяемый для подавления фактически любых эмоциональных раздражителей: скука, стресс, тревога, да что угодно [16]. А это уже вполне может быть проблемой из области, сильных пищевых расстройств, которая может приводить к серьезным проблемам в жизни человека (переедание, неконтролируемые, беспорядочные приемы пищи, неспособность контролировать пищевое поведение/ диету и пр.). Данное состояние также может осложняться внешними поведенческими факторами, влияющим на настроение, в этом случае, переедание может быть использовано, для отвлечения от проблем, связанных с негативными жизненными событиями и / или для смягчения напряженных, невыносимых эмоциональных состояний. [17]

Часто временные пищевые расстройства, возникающие в результате ограничения калорийности на диетах, могут носить признаки такой разновидности пищевого расстройства, как компульсивное переедание или BED (binge eating disorder), входящего в группу EDNOS (eating disorders not otherwise specified = другие пищевые расстройства), но по словам Лайла МакДональда, временные пищевые расстройства, эпизодически возникающие на низкокалорийных диетах, не всегда можно квалифицировать как клинические случаи расстройства переедания.

Что касается выступающих бодибилдеров, то ряд исследований показывают, что эта категория лиц, довольно часто чувствует себя подавленными после постсоревновательных перееданий. Если исходить из практических реалий, то недовольство конечно же начинается сразу же после соревнований, после первого приема пищи на банкете/ в ресторане/ кафе и пр., т.к. это сопряжено с ростом беспокойства по поводу неспособности контролировать пищевое поведение, сохранить соревновательную форму, вес (и % жира). Хотя, как правило, в состояние клинической депрессии эта подавленность не перетекает (как минимум у мужчин [18]). Одной из причин этого ученые считают [19] тот факт, что бодибилдеры, сильно ориентированы на набор мышечной массы, и имеют представление о методах достижения необходимой формы и снижения % жира [20], и, как правило, осознают, что смогут достаточно оперативно привести себя в форму позднее. И чем выше стаж и опыт атлета, тем ниже эмоциональная неудовлетворенность и чувство вины от зажоров, в то время как у начинающих бодибилдеров наблюдаются более высокие уровни недовольства перспективой заплыть жиром после соревнований ввиду одержимостью к перееданию [21].

Когда речь идет о женщинах атлетах, чья предсоревновательная подготовка связана с уменьшением % жира до низких и предельно низких показателей, в этом вопросе наблюдается своя специфика. Например, в одном исследовании [22] при изучении женщин из числа выступающих бодибилдеров, было установлено, что среди указанной группы, страх перед увеличением жира в теле испытывали 67% исследуемых, у 47% были отмечены признаки анорексии, и 50% испытывали неконтролируемые позывы к перееданию. Причем эти маркеры выше именно в среде выступающих атлетов-женщин, нежели, в среде не выступающих в бодибилдерских соревнованиях. Кроме того, было обнаружено, что по сравнению с другими атлетами (сравнивали женщинами-тяжелоатлетами) бодибилдеры-женщины более подвержены различного рода менструальным расстройствам (нерегулярные менструальные циклы) [23].

ССЫЛКИ


15. "How Extreme Diets and Contest Diets Can Precipitate Eating Disorders and Food Issues" by Scott Abel
16. Kleiner SM, Bazzarre TL, Litchford MD. Metabolic profiles, diet, and health practices of championship male and female bodybuilders. J Am Diet Assoc. 1990;90:962-967
17. El Ghoch M, Soave F, Calugi S, Dalle Grave R. Eating disorders, physical fitness and sport performance: a systematic review. Nutrients. 2013 Dec 16;5(12):5140-60. doi: 10.3390/nu5125140.
18. Helms ER, Aragon AA, Fitschen PJ. Evidence-based recommendations for natural bodybuilding contest preparation: nutrition and supplementation. J Int Soc Sports Nutr. 2014 May 12;11:20. doi: 10.1186/1550-2783-11-20. eCollection 2014.
19. Goldfield GS, Blouin AG, Woodside DB. Body image, binge eating, and bulimia nervosa in male bodybuilders. Can J Psychiatry. 2006;51:160-168.
20. Mangweth B, Pope HG Jr, Kemmler G, Ebenbichler C, Hausmann A, De Col C, Kreutner B, Kinzl J, Biebl W. Body image and psychopathology in male bodybuilders. Psychother Psychosom. 2001;70:38-43. doi: 10.1159/000056223.
21. Jankauskiene R, Kardelis K, Pajaujiene S. Muscle size satisfaction and predisposition for a health harmful practice in bodybuilders and recreational gymnasium users. Medicina (Kaunas) 2007;43:338-346.
22. Walberg JL, Johnston CS. Menstrual function and eating behavior in female recreational weight lifters and competitive body builders. Med Sci Sports Exerc. 1991;23:30-36.
23. American Psychiatric Association . Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. American Psychiatric Publishing; Arlington, MA, USA,: 2013.

#наука, #это интересно, #серпом по яйцам, #не худеем мозгом, #refeed, #гормоны, #brain inside, #ПоСоЖор, #диета

Previous post Next post
Up